Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие этносоциального организма (ЭСО)




Анализ нации как этносоциального организма следует начать с определения признаков этносоциального организма, а затем перейти характеристике нации.

Племя, народность, нация или этносоциальные организмы - формы существования этноса в историческом времени. Такие образования наряду с этнической (прежде всего культурной) обладают обычно территориальной, экономической, социальной и политической общностью.

Основными компонентами этносоциального организма является, с одной стороны, этнические, с другой - социально-экономические факторы. Следовательно, каждый ЭСО включает ту часть соответствующего этноса, которая размещается на компактной территории внутри одного политического образования и представляет, таким образом, определенную социально-культурную целостность.

Принадлежность ЭСО к той или иной исторической эпохе неизбежно
придает ему специфический характер и лежит в основе выделения в
литературе таких историко-стадиальных типов ЭСО как племя, народность,
нация. Показатели нации - формационная, или историко-стадиальная
принадлежность, определенная социальная структура, наличие
государственности, интенсивность внутренних культурно-информационных
горизонтальных связей (повседневное общение и действия, решение
постоянно возникающих задач; координация действий для их решения) В
отличие от диахронных, или вертикальных связей внутри этноса (передачи
культурной традиции народа, его творческого наследия следующему
поколению).

Государственная принадлежность не является непременным компонентом этноса. Что касается нации, то эта общность и государство находятся в неразрывном единстве, что, однако, не означает тождества.

В рамках одного государства может функционировать несколько
ЭСО. В случае, если нация не имеет своего государства, для нее характерен
определенный тип общественных отношений и соответствующие
социальные связи. Если нация разделена политическими границами, т.е.
находится в составе различных государств, то она может иметь различные
типы господствующих производственных отношений. Однако в данном
случае мы имеем один этнос, но два ЭСО (украинцы на Украине и украинцы
в Канаде).

В некоторых случаях можно говорить о формировании нескольких наций в рамках одного этноса: арабы Алжира, Египта, Саудовской Аравии или греки Греции и Кипра.

В нашей стране принято выделять такие национальные структуры: нация, народность, этнографическая группа, национальная группа. Принято считать, что у народности отсутствуют развитые экономические связи вследствие малочисленности и рассредоточенности; ее отличает незрелая социально-классовая структура, в которой отсутствует квалифицированный промышленный рабочий класс, у нее нет профессиональной литературы и культуры. Такая национальная структура является основой государственно-территориального деления.

Нигде в мире, кроме как у нас, не существует такого деления. Термин нация имеет, как правило, этатическое значение. Правомерность употребления термина «народность» также оспаривается. Некоторые ученые предлагают ввести в употребление термин «национальность», означающий принадлежность человека к тому или иному этносу, а также предоставить человеческой личности элементарное право самоидентификации.

7.5. Феномен «этнического ренессанса»

Представляется, что феномен «этнического ренессанса» имеет социально-экономическую и социально-психологическую стороны. С одной стороны, здесь проявляется подсознательное стремление людей оказать противодействие нивелирующему и унифицирующему воздействию НТР на жизнь, национальную самобытность, а также распространению массовой культуры американского образца. В результате - осознание своего этнического «я», своих национальных корней, поддержание своего языка, обычаев и т.д., стремление к национальному самоутверждению. С другой стороны, как мы видим у Л.Н. Гумилева, сфера этнической жизни человечества испытывает влияние не только социально-экономических законов, но имеет и свои собственные, специфические законы развития. Не исключено, что наряду с факторами социально-экономического,
психологического характера, этнический ренессанс стимулируется
воздействием факторов иного порядка, скажем, природных.

У нас, видимо, произошло следующее: общемировая тенденция к
этническому ренессансу, вызванная социально-экономическими и
природными факторами, уже сама по себе будучи сильным фактором
развития этнического самосознания, наложилась на крайне опасную
ситуацию, сложившуюся к 80-м годам. Острота национальных
противоречий, варварство, вандализм в отношении национальных
культурных ценностей и традиций, особенно русских, нищета значительной
части населения, развал экономики, дефицит, инфляция вызвали
национальные конфликты в различных регионах СССР в формах
этнического геноцида. Кровавый след этих конфликтов тянется по России
и по сей день...

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что такое этнос и каковы условия его формирования?

2. Дайте характеристику основным положениям теории этногенеза
Л.Н. Гумилева.

3. Что является наиболее характерным для отечественной Я
зарубежной этносоциологии?

4. Какие причины обуславливают необходимость рассматривать
нацию как этносоциальный организм?

5. Что можно сказать о проблемах в сфере межнациональных
отношений в нашей стране в современных условиях?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты