КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация психического развития 2 страницаВоспитание — целенаправленное формирование личности[1] в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий Общие механизмы научения и воспитания[править | править вики-текст] Понятие воспитание неотделимо от других образование и профессионализация. Оно коррелирует со значениями функций умение (знание, навык) планирование (организация, контроль) и т. д. Наличие этих сквозных связей между достигнутыми объёмами представлений (целым) позволяет устанавливать соответствие с имеющим уровнем цивилизованности в обществе. А в учебных заведениях взаимосвязь этих функций позволяет формировать методическое обеспечение в зависимости от специализации. Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие. Млекопитающие Телёнка наставляют на послушание У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае). Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты. Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до исчезновения вида. Человек Воспитание обычно строится «на трёх китах»: наказание (кнут), поощрение (пряник) личный пример воспитателя. Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются: Ребёнок познаёт мир вторая сигнальная система (речь) поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства). Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма. Дети джунглей Каспер Хаузер и его анонимный убийца Известны случаи, когда оставшиеся без попечения дети выживали в сложных условиях дикой природы, в том числе при поддержке диких зверей, а в дальнейшем и воспитывались ими. По понятным причинам такие случаи более часто отмечаются в странах с тёплым климатом, в частности, в Индии. По названию известной английской сказки такие дети нередко именуются «детьми-Маугли». В отличие от благостного завершения упомянутой сказки, такие дети, будучи возвращёнными в человеческое общество даже в возрасте 6-7 лет, оказываются не в состоянии полноценно освоить язык и другие виды культурного взаимодействия в обществе. Объяснение данных фактов даются в зависимости от педагогических теорий, которых придерживаются соответствующие авторы. Так, последователи культурно-исторического подхода к обучению (Гербарт, Выготский, Т. Д. Лысенко[уточнить] и их последователи), принявшие за основу возможность новообразования (по-английски — формирования) способностей к обучению и последующего «развития» их объясняют упомянутые факты задержками новообразования способностей и умственного развития детей, формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей. Последователи природосообразного подхода к обучению (Коменский, Дистервег, Песталоцци, Ушинский и другие), говорят о том, что соответствующие природные способности детей в данном случае не были своевременно пробуждены и востребованы, в связи с чем позже не смогли раскрыться в полном объёме. Известен также случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира. ОпределенияВоспитатель и воспитуемые На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание»[3], поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»[4]. По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребёнка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле»[5]. Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни»[6]. В то же время в современной педагогике даётся и более четкое определение: воспитание — развитие направленности личности как «верхнего этажа» её иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д.)[7]. В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»[8]. Виды воспитания человека Религиозное воспитание Классическое воспитание в немецкой школе (политическая карикатура) Выделяются следующие виды воспитания человека: По содержанию воспитания: умственное трудовое физическое нравственное духовно-нравственное эстетическое правовое патриотическое половое и полоролевое экономическое экологическое (автор концепции — Е. К. Янакиева) и т. д. По институциональному признаку: семейное религиозное социальное (в узком смысле) дизсоциальное (асоциальное) коррекционное По доминирующим принципам и стилю отношений (это разделение не является ни общепринятым, ни чётким): авторитарное свободное демократическое В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике выделяется такое понятие, как социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений[9]. Дефекты воспитания Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологических стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определённые адаптивные нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и представлять существенную опасность как для самой особи, так и для её окружения и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по отдельности или в совокупности следующие факторы:
расстройства здоровья индивида (особи) особенности среды, в том числе социальной наследование дефектов воспитания дефицит ресурсов издержки технологии и методологии воспитания и т. д.. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве. Воспоминание — извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании. При произвольном В. какого-либо события сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому эпизоду эмоциями. Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной. Степень несовпадения В. и прошлого события зависит от динамики развития личности (ее установок, мотивов, целей), от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. Продуктивность В. зависит от мнемических средств, а также от условий, в которых запоминался эпизод.Л.А. Карпенко Определения, значения слова в других словарях: Воспоминание Психологическая энциклопедия (англ. reminiscence) -воспроизведение локализованных во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической (эпизодической) памяти. Нередко В. связано со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их... Воспоминание Психологическая энциклопедия (припоминание) - воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти. Воспоминание Психологическая энциклопедия В самом узком смысле — восстановление информации, хранящейся в памяти. Когда мы извлекаем из памяти химический символ золота (кстати, это Аr), то происходит воспоминание. Воспоминание Психологическая энциклопедия (memory) См. ПАМЯТЬ . Психоаналитическая теория ЗАЩИТЫ включает положение о БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ восприятии - в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание ИМПУЛЬСОВ , ВОСПОМИНАНИЙ и т.д... Воспоминание Психологическая энциклопедия - локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала. Воспоминание Психологическая энциклопедия Действие или результат припоминания; подробнее см. реминисценция. Воспоминание, Яркое Психологическая энциклопедия Термин Роджера Брауна для обозначения памяти, которая окружает определенное, значительное событие в собственной жизни. Такие воспоминания обычно очень ясные и острые, они состоят из того, где человек был, что делал, кто был там еще и т.д., когда произошло это событие. Для того... Воспоминание Психологическая энциклопедия Общий термин для обозначения припоминания прошлого. Сейчас этот термин редко используется в специальных работах. Воспоминание Психологическая энциклопедия - извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. С возрастом воспоминания все больше становятся составной... Психопатологи́ческие репережива́ния или непроизвольные рецидивирующие воспоминания — психологическое явление, при котором у человека возникают внезапные, обычно сильные, повторные переживания прошлого опыта или его элементов. Репереживания могут быть счастливыми, грустными, захватывающими или какими-либо другими[1]. Термин используют в частности, когда воспоминания повторяются непроизвольно и (или) когда они так интенсивны, что человек «переживает заново» опыт, будучи не в состоянии полностью определить его как собственно воспоминание, а не что-либо, что происходит действительно[2]. В среде потребителей наркотиков репереживания ярких моментов, связанных с употреблением психоактивных веществ, получили название «флешбек» (англ. flashback). Дежавю́ (фр. déjà vu, МФА (фр.): [deʒa vy] (i) — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком[en] (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques). Аналогичные явления — фр. déjà vécu («уже пережитое»), фр. déjà entendu («уже слышанное»), фр. déjà baisée («уже от-пробованное»). Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был. Проявления дежавю и причины феноменаПроблемы с содержанием статьи Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Вы не можете вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и в этом месте. Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удаётся восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю. Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое. Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще[2]. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены. Также существует мнение, что возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В этой связи ощущается отрыв от реальности. Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю, приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А. Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков[3]. В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[4]. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых люд «На кончике языка» («вертится на языке») (Пресквю)— феномен, который заключается в неспособности вспомнить какое-либо хорошо знакомое слово[1], при этом в памяти всплывает определенное количество информации о забытом слове. Возникает ощущение, что забытое слово будет найдено прямо сейчас и что его очень легко вспомнить, но, тем не менее, оно не вспоминается. Это состояние может быть мучительным и даже навязчивым. Феномен сопровождается интенсивным ощущением фрустрации[2], из-за неспособности вспомнить хорошо знакомое слово. В англоязычной научной литературе это явление обозначается термином «TOT-phenomenon» или «ТОТ-state», от английского выражения «tip-of-the-tongue», которое означает, что забытое слово «вертится на кончике языка»[3]. Этот феномен впервые описал Уильям Джеймс в своём фундаментальном труде «Принципы психологии (англ.)русск.» в 1890 году[4]. Один из исследователей феномена, Беннет Шварц, иллюстрирует это явление на примере рассказа Чехова «Лошадиная фамилия»: герой этого рассказа не может вспомнить фамилию, но, тем не менее, он уверен, что забытая фамилия имеет какое-то отношение к лошадям[5]. Этот феномен является иллюстрацией того, что в сознании может временно существовать значение слова без его знаковой формы[6]. Иногда это явление обозначается термином «пресквю» (или «прескевю») (фр. presque vu — почти увиденное), который был создан по аналогии с терминами дежавю и жамевю[7][8]. Критерии феномен возможность довольно точно описать объект, которому соответствует забытое слово; возможность дать ответы, которые по каким-то признакам приближаются к забытому слову (по смыслу или по звучанию); ощущение того, что слово хорошо знакомо, и что его легко будет вспомнить, если будет дана подсказка; слово действительно легко вспоминается, если дана подсказка[6]. Воспоминание (англ. reminiscence) - воспроизведение локализованных во времени и пространстве образов прошлого из автобиографической (эпизодической) памяти. Нередко Воспоминание связано со сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, причинной связи между ними. Кроме того, В. значимых для личности событий, предметов и лиц обычно сопровождается эмоциональными переживаниями. (Т.П. Зинченко) Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского Воспоминание - извлечение из долговременной памяти (см. Память долговременная) образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Воспоминание может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании (см. Персеверация). При произвольном В. какого-либо события сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому эпизоду эмоциями. Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной. Степень несовпадения В. и прошлого события зависит от динамики развития личности (ее установок, мотивов, целей), от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. Продуктивность Воспоминания зависит от мнемических средств (см. Мнемоника), а также от условий, в которых запоминался эпизод. Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук Воспоминания - воспроизведение в сознании сохранившихся в памяти представлений, мыслей, чувств. Син.: реминисценции (лат. reminiscentia — воспоминание). Воспоминание ассоциированные - вид криптомнезии, при котором прочитанное, увиденное во сне или кинофильме, услышанное от собеседника воспринимается больным как реальное событие, участником и свидетелем которого он был. Воспоминание иллюзорные - В. о действительно существующих или существовавших объектах, искаженные под влиянием аффективных расстройств, бредовых переживаний, изменения личностной позиции вспоминающего, ослабления у него функции памяти. Воспоминание ложные - см. Псевдореминисценции. Воспоминания навязчивые - возникающие часто вопреки воле человека и неприятные для него В., иногда материалом их являются поступки субъекта, которым он сам дает отрицательную оценку. Попытки их вытеснения, нивелирования крайне затруднены и требуют психотерапевтичекого вмешательства. Характерны для психастеников, особенно при возникновении невроза навязчивых состояний. Воспоминание насильственные - возникающие как бы аутохтонно В., иногда в виде образных представлений, которые воспринимаются как чуждые больному психические акты, являющиеся следствием воздействия извне, «сделанности», насильственности. Симптом психического (идеаторного) автоматизма. Воспоминание отчужденные - В., в которых реальные события воспринимаются как услышанное, увиденное во сне или кинофильме, прочитанное. Воспоминание псевдогаллюцинаторные (греч. pseudos — ложь, hallutinatio — бред) - яркие зрительные псевдогаллюцинации, при которых в качестве псевдогаллюцинаторного образа предстают ложные В. Проявление психического автоматизма. Син.: псевдовоспоминания псевдогаллюцинаторные. Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С. Воспоминание - воспроизведение в сознании знакомых по прошлому опыту представлений, мыслей, чувств, событий и пр. Воспоминания иллюзорные - воспоминания (см.) о реальных фактах, искаженные в связи с особенностями личности, аффективными расстройствами, изменением памяти, психопатологическими изменениями, бредовыми переживаниями. Воспоминания ложные - см. Парамнезии. Воспоминания навязчивые - непреодолимые воспоминания, иногда сопровождающиеся чувством стыда и раскаяния. Воспоминания насильственные - воспоминания, обычно в виде ярких образов, представлений, при этом существует убежденность в их неестественности, насильственности. Оксфордский толковый словарь по психологии Воспоминание - действие или результат припоминания; подробнее см. реминисценция.
предметная область термина ВОСПОМИНАНИЕ ПОКРЫВАЮЩЕЕ - второстепенные детские воспоминания, кои при вспоминании выступают вместо первостепенных, создавая видимость меньшей значимости последних. Согласно З. Фрейду, воспоминания раннего детства - первых пяти-шести лет жизни - обычно сохраняют второстепенные и безразличные детали, тогда как сильные переживания, связанные с аффектами, часто не вспоминаются вовсе. Воспоминания покрывающие образуются вследствие сдвига в репродукции и замещают влечение, вытесненное в бессознательное, с коим ассоциативно связаны и как бы его прикрывают. ПОКРЫВАЮЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ (SCREEN MEMORY) - воспоминание, имеющее целью скрыть другие воспоминания и связанные с ними аффекты и влечения. Покрывающее воспоминание часто представляет собой жестко фиксированное, внешне безобидное воспроизведение аффективно окрашенных травматических переживаний раннего детства. Оно представляет компромисс между отрицанием и памятью - болезненное переживание прикрывается безвредными воспоминаниями о менее значимых событиях. Такие воспоминания могут быть ретрогрессивными или ретроактивными (то есть то, что сознательно припоминается, предшествует скрытому воспоминанию); выдвинутыми вперед или смещенными вперед (когда скрытые воспоминания предшествуют припоминаемым событиям), одновременными или смежными с покрывающим воспоминанием. Первоначально покрывающие воспоминания рассматривались как фрагменты следов памяти; последующий опыт определил их возможность быть важным элементом личного мифа, более интегрированной и понятной конструкции истории индивида. Но даже скрывая тайны, покрывающее воспоминание все же выдает их. Оно выступает в качестве поддающегося анализу компромисса, явное содержание которого сгущает или смещает латентные мысли, аффекты или влечения подобно тому, как это происходит в сновидениях или невротических симптомах. Иногда аффективно окрашенное скрытое содержание проявляется в виде индифферентных на первый взгляд воспоминаний. В некоторых случаях одно травматическое воспоминание может скрывать за собой другое. Ни субъективная убежденность индивида в реальности воспоминания, ни внешнее подтверждение его биографической достоверности не означает отсутствия маскирующей функции. Трудности реконструкции замаскированного воспоминания и интенсивности вытеснения могут быть связаны с тем, что травма имела место на ранней, даже довербальной стадии развития. Сенсорная травма но этой стадии разворачивается прежде всего в сфере зрительного или слухового восприятия, что гипотетически проявляется в визуальной насыщенности и яркости воспоминаний (Greenacre, 1949) Маскирование воспоминаний не следует смешивать с наложением. Наложение означает репрезентацию многих одинаковых повторяющихся травматических событий в виде одного эквивалентного события. Процесс наложения является скорее продуктом функции памяти, а не защитным процессом. ЗАСЛОНЯЮЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ - психоаналитический термин для обозначения воспоминаний о событиях, датируемых ранним детством, мимолетных, неуловимых воспоминаний, которым удалось проникнуть через фильтр защитных попыток эго их вытеснить. Обычная интерпретация заключается в том, что такие воспоминания выполняют функции "прикрытия" другой эмоционально опасной информации, которую они фактически помогают вытеснять. Следовательно, общим синонимом здесь будет скрывающее воспоминание. ПРИКРЫВАЮЩЕЕ ВОСПОМИНАНИЕ - См. заслоняющее воспоминание. ВОСПОМИНАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ - при воспоминании произвольном некоего события сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому эпизоду эмоциями. Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определённые участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определённые представления о нём, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, то есть испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
Содержание 1 Уровни перцептивного восприятия 2 Свойства восприятия 2.1 Константность восприятия 3 Факторы восприятия 3.1 Внешние 3.2 Внутренние 4 Формы и принципы восприятия 5 Результат восприятия 6 Восприятие в зоопсихологии 7 Восприятие в теории психики 8 Социальное восприятие 8.1 Эффекты восприятия 8.2 Атрибуция 8.3 Впечатление 8.3.1 Формирование впечатления 8.3.2 Управление впечатлениями Уровни перцептивного восприятия Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям. Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
|