Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Под властью слова




 

Вес чаще в наше время гипноз и внушение, с одной стороны, ругают и недолюбливают, с другой — стремятся воспользоваться возможностями этих методов. И то, и другое — результат невежества. Люди, порицающие психологическое внушение, тем не менее, полностью находятся в гипнозе социальном. Они загипнотизированы мыслью, что должны выполнять распоряжения властей (нередко совершенно дурацкие и античеловечные, как, например, в фашистской Германии), что должны соблюдать законы (тоже не всегда разумные), что кто-то имеет право решать, что им делать и как жить. Д. Кришнамурти говорит: «Первой причиной беспорядка в нас самих является поиск реальности, обещанной кем-то другим. Мы механически следуем за кем-то, кто гарантирует нам удобную духовную жизнь. Самое невероятное — это то, что, хотя большинство из нас противится политической тирании и диктатуре, мы внутренне принимаем авторитет и тиранию, позволяя кому-то калечить наши умы и наш жизненный путь»*. Собственно говоря, единственная настоящая и абсолютная тирания — это тирания слов. Во власти этой тирании находятся и сами тираны, и их жертвы. Ибо слово диктует нам реальность, в которой мы должны жить, и форму сознания, которой мы должны пользоваться: «На протяжении столетий мы нуждались в постоянной опеке наших учителей, нашего авторитета, наших книг, наших святых. Мы говорим: «Расскажите мне о том, что лежит за этими холмами и горами, за этой землей». И мы удовлетворяемся полученными описаниями. Это означает, что мы живем со слов, наша жизнь поверхностна и пуста, мы люди «со вторых рук».

Мало того, люди стремятся узнавать с чужих слов не только окружающий мир, но и самих себя. Как часто нам при проведении записи на курсы парапсихологии приходится сталкиваться с вопросами: «А как вы проводите отбор?», «А можете ли вы определить мои способности?», «А кто мне может сказать, по какой системе мне следует заниматься? >>. Люди привыкли с детства и абсолютно убеждены, что их должны отбирать (словно они бараны в стаде), что они должны стоять в очередях, чтобы определяли их способности, чтобы сказали, как им следует жить!

Волшебная сила слова! Что она только не делает с людьми! Абсолютная подсознательная вера в силу слова, закладываемая в детском возрасте, порой полностью лишает человека своих собственных сил. Он не способен к самостоятельной жизни. Со всеми своими проблемами он идет к другим людям, к авторитетам, которые, по его мнению, могут помочь. Особенно это связано с болезнями. С болезнями души и тела. Великий индийский мыслитель Вивекананда так хорошо сказал об этом, что мы позволим себе привести длинную цитату из его произведения; «Управление центрами, устанавливаемое на время в гипнотическом пациенте или пациенте лечения верою, заслуживает в высшей степени порицания, потому что оно ведет его к окончательной гибели. Это не действительное управление мозговыми центрами силою собственной воли, но как бы ошеломление 'сознания пациента на данное время внезапными ударами, которые наносит ему воля другого. Это обуздание бешеного бега горячих коней не посредством вожжей и мускульной силы, но скорее посредством просьбы другому — нанести им тяжелые удары по головам, чтобы ошеломить их и сделать на время покорными. При каждом из этих процессов человек, подвергающийся им, теряет часть своей умственной энергии, а его сознание, вместо того, чтобы приобрести способность управлять, становится бесформенной бессильной массой; единственный конец такого пациента — дом умалишенных.

Всякая попытка управлять непроизвольно, не посредством собственного сознания, не только гибельна, но и нецелесообразна. Цель каждой души — свобода, господство; свобода от рабства материи и сознания, господство над внешней и внутренней материей. Вместо того, чтобы вести к этому, каждый волевой ток со стороны другого лица, в какой бы форме он ни влиял на меня, в виде ли прямого управления моими органами, или как побуждение меня управлять ими в болезненном состоянии, только прибавляет лишнее звено к уже существующей тяжелой цепи зависимости от прежних мыслей, прежнего суеверия. Поэтому остерегайтесь позволять другим управлять вами; остерегайтесь, как бы вы сами по незнанию не принесли другим гибели. Правда, некоторым удается приносить на время пользу многим, давая новое направление их склонностям; но в то же время они миллионам приносили гибель, бессознательно рассеивая кругом гипнотические внушения и возбуждая в мужчинах и женщинах те болезненные пассивные гипнотические условия, которые делают их, наконец, почти лишенными воли. Всякий, кто предлагает кому-нибудь слепо верить, или кто увлекает за собою человечество, подчиняя его своей могущественной воле, приносит вред человечеству, хотя, может быть, и ненамеренно.

Поэтому пользуйтесь своим собственным умом, управляйте телом и сознанием сами, помните, что если вы не больной субъект, никакая посторонняя воля не может действовать на вас, и избегайте всякого, кто велит вам слепо верить, как бы велик и добр он ни был. По всему свету существовали пляшущие, прыгающие и воющие секты, которые благодаря своим пению, пляскам и проповедям распространялись, подобно заразе; они также подходят под эту рубрику. Они оказывают временно замечательное влияние на впечатлительных людей, но, увы, часто приводят к вырождению впоследствии целых рас. Да, здоровее для индивидуума или расы остаться злым, чем сделаться по видимому добрыми посредством такого болезненного внешнего влияния. Сердце замирает, когда подумаешь о массе зла, причиненного человечеству такими неответственными, хотя бы и благонамеренными религиозными фанатиками. Они не понимают, что сознания, достигающие по-видимому под их внушениями, сопровождаемыми музыкой и молитвами, внезапного духовного подъема, становятся болезненными и бессильными, открытыми всяким чужим внушениям, как бы пагубны они ни были»*

Таким образом, слово формирует сознание человека, его личность, его место в обществе, определяет его поведение. Все это происходит путем включения психики с помощью слова в ментальные процессы.

Овладение в детском возрасте речью и включение ,в мир ментальных значений зависит от многих факторов. Но в первую очередь речь ребенка и формирование его мышления зависят от мышления родителей, социальной среды. Другой стороной менталитета социальной среды является соответствующая система ценностных ориентации, система утвердившихся в данном обществе потребностей, желаний.

Здесь мы должны обратить внимание на знаменательный факт, который пока не попал в поле зрения европейской науки. Европейская наука не хочет пускать его в свое поле зрения, хотя на периферии научных исследований он возникает вновь и вновь. Этот факт противоречит многим основам европейской науки, в частности — всем современным теориям информации. Он может быть сформулирован так: информация — это универсальная форма проявления желаний или аналогичных желаниям тенденций. Можно сказать, что вибрации желаний — это атомы, из которых состоят мысли, а также любые единицы информации. Без сильных желаний не может быть глубоких мыслей. Состояния вдохновения, во время которых у людей возникают лучшие мысли, всегда связаны с сильным и возвышенными желаниями и сопровождаются бурными эмоциональными переживаниями. Это было известно и широко использовалось древними мудрецами.

В древности к словам относились более осознанно. Вероятно, среди людей были существа, способные самостоятельно создавать настоящие первичные слова. Была известна связь определенных звуков, звуковых вибраций с ритмами человеческого организма и психики. Создавались слова, которые вызывали резонанс желаний определенных типов и направляли энергию этих желаний на заданные объекты. При этом актуализировались глубокие связи неизвестных сейчас генетических программ человека с энергоинформационными процессами природы. В настоящее время, когда человечество находится на нижнем уровне своей деградации, в рамках европейской цивилизации эти знания полностью утеряны,

Сейчас отсутствует всякий контроль за развитием потребностей. Но даже спонтанно развивающимися потребностями люди пользоваться не умеют. Системы ценностных ориентации в различных регионах и сферах цивилизации возникают и изменяются стихийно, что, естественно, проходит мимо сознания отдельных людей. Разрывы и несоответствия между отдельными системами ценностных ориентации заполняются иллюзиями и предрассудками. К числу основных социально-психологических иллюзий может быть отнесена иллюзия каждого человека о принадлежности к некоторой абсолютной группе людей, обладающей едиными абсолютными принципами разумности. Каждый человек представляет эту группу по-своему, но большинство людей используют одни и те же слова для обозначения этой группы-фикс: народ, общество, человечество, цивилизация. Человек, например, обозначая свою группу-фикс словом «общество», слышит это же слово из уст многих других люден и, благодаря этому, убеждается в реальности общества. Однако, хотя все используют одно и то же слово, у каждого речь идет о совершенно различных вещах. Вместе с тем, отказаться от этой иллюзии обычному человеку очень сложно, так как она лежит в основе функционирования сознания европейского типа.

Реальность большинства слов слишком иллюзорна для того, чтобы хоть как-нибудь изменить жизнь людей. Именно поэтому люди не могут решить ни одного сколько-нибудь серьезного противоречия путем словесного обсуждения. Единственным результатом таких пустых словопрений является сброс отрицательной энергии. Лучше не иметь никакой энергии, чем иметь отрицательную энергию, энергию разрушения. Дело в том, что отрицательная энергия действует, невзирая на лица, и одинаково вредна как для своего носителя, так и для всех окружающих. Поэтому психологи уже давно отметили тот факт, что цивилизованные нации являются более миролюбивыми, но зато менее энергичными, чем отсталые народности.

Наиболее распространенным стимулом выхода из иллюзий пустых слов в нашей жизни является непосредственная физическая опасность. Многие люди жалуются на нехватку времени, депрессию, недостаток энергии. Однако, если за ними бросится злая собака или вспыхнет пожар — откуда только силы берутся!

В европейской цивилизации не существует практики широкого и систематического использования других стимулов аксиологического раскрепощения, кроме непосредственной физической опасности. Поэтому с позиций древних учений, современная европейская цивилизация (если это вообще можно назвать цивилизацией) является варварской. Состояния вдохновения представляются европейскому сознанию непостижимым божьим даром. Ни в одной групповой системе ценностных ориентации, начиная с ценностей различных аристократических слоев, богемы, научной элиты и заканчивая профессиональными группами и народностями, контроль над мышлением и даже контроль над значениями используемых слов не являются общепринятыми ценностями. Наоборот, широко распространены ложь и демагогия, которые представляют собой целенаправленное создание иллюзорных значений слов. Это можно сравнить с безудержным печатанием денег в условиях инфляции. Люди стараются стереть даже те жалкие остатки смысла, те едва уловимые силы, которые еще остались в наших словах. С нравственной точки зрения — это преступление перед разумом. С точки зрения психоэнергетики —- это разрушение своего собственного ментального поля, так как известно, что люди, активно дезинформирующие окружающих, рано или поздно сами начинают верить в собственную ложь. Даже незначительные усилия (особенно сознательные) на отрыв слов от их глубоких смыслообразующих значений ведут к значительной деградации мышления человека. И наоборот, правдивость, открытость, искренность открывают путь к ментальной энергии. Показателен тот факт, что ребенок, овладевающий речью, постигающий ментальное пространство слов, оказывается не в состоянии лгать. Его сознание не может вместить в себя сам факт возможности лжи. в противном случае овладение речью становится невозможным. Жизнь слов представляет собой движение в сфере их значений. Ложь отрезает ребенка от реальной жизни слов. Слова становятся мертвыми и пустыми, лишенными смысла. Такие слова не могут вызвать интерес ребенка. Дверь в мир мышления закрывается. Поэтому неискренность окружающих ребенка взрослых создает такую ментальную атмосферу, которая в лучшем случае вызывает у ребенка растерянность и нервозность, а в худшем — затормаживание умственного развития.

Аналогичные выводы можно сделать и по отношению ко взрослым. Итак, есть два пути: развертывание смысла слов или деформация, и разрушение этого смысла. Тот факт, что маленькие дети не умеют лгать, был глубоко осмыслен в древности. «Устами младенца глаголет истина» — гласит народная мудрость. Во многих древних религиях считалось, что только молитвы ребенка могут беспрепятственно достигать Господа.

Действительно, в нашей жизни есть только две группы людей, слова которых не вызывают сомнений: маленькие дети и святые. Однако встретиться с настоящим святым трудно, и еще труднее распознать его. А дети всегда рядом. Но что мы делаем с их кристальной честностью, с первозданной чистотой детского мышления? Папа приезжает из командировки и спрашивает у трехлетнего сына: «Ну-ка. скажи, сынок, кто приходил к маме, пока меня не было?» Грязный ум взрослых погружает ничего не подозревающее детское сознание в трясину лжи.

Правильный путь развития психики заключается в том, чтобы, обучая ребенка речи и вводя его в осмысленное восприятие мира, в то же время сохранять и развивать доречевое мировосприятие.

Если бы развитие психики шло правильно, то раскрытие ментального пространства слов не прекращалось бы на каком-то этапе (в большинстве случаев еще в дошкольном возрасте), а продолжалось бы и развивалось. Каждое слово представляет собой особое мироздание со своим собственным бытием и собственными законами. Так же, как в капле воды проявляется весь океан, так и в законах каждого слова проявляется все ментальное пространство вселенной.

Для овладения речью ребенку нужно соотнести природу слова с различными формами реальности. Постигая это соотношение, ребенок получает возможность управлять природой слова. Он легко создает новые слова, новые синтаксические структуры и даже свои собственные языковые системы. Словно бесчисленными наборами ключей, он открывает различными словами все новые и новые пространства различных реальностей. Когда кто-нибудь из взрослых обретает способность вспомнить свое мировосприятие в двух-трехлетнем возрасте, он поражается сказочному волшебству того времени

Однако взрослые, сами не будучи в состоянии придумать ни одного нового полноценного слова, а тем более языковой структуры, отсекают все, на их взгляд, «лишнее» и «неправильное» в "речи ребенка. При: этом способность ребенка управлять природой слова подавляется и постепенно утрачивается.

Поэтому та речь, которой нас обучают с детства, является не столько отражением сферы мышления, сколько отражением бессмысленных устремлений и предрассудков, формирующих нашу социальную среду. Деформированное сознание в больной социальной среде не в состоянии усваивать речь в ее подлинном чистом виде и воспринимать ментальную энергию первичных слов.

Речь для большинства людей — это не способ передачи информации, смысла или духовной энергии. Скорее, это способ эмоциональной разрядки небольших потенциалов отрицательной энергии, которыми еще может оперировать наша слабая и больная психика. Поэтому люди больше любят сами говорить, чем слушать других. Лишь изредка мы встречаем в своей жизни достаточно умных и одухотворенных людей, слова которых вызывают у нас интерес, пробуждают новые силы и доставляют удовольствие.

Когда сознание человека настроено правильно, и он чувствует силу слова, речь его становится яркой и выразительной. Его слова вызывают такие сильные представления, что окружающие начинают по-иному воспринимать окружающий мир. Сила мыслей, проявляющихся в его словах и выразительных движениях, как бы создает новую реальность. Его внушающие воздействия могут охватывать тысячи и тысячи людей. В древности такие люди считались великими пророками, святыми. Возможно, такими были Будда, Христос, Мухаммед и другие основоположники учений и религии. В древности, да и в наши дни, считалось, что такой талант является непредсказуемым и неуправляемым дарованием, случайным подарком Природы и Бога.

Однако в древних эзотерических учениях излагались конкретные правила и способы, с помощью которых каждый человек может неограниченно развивать силу своих слов. Одним из таких правил, как уже говорилось выше, является правдивость речи. Вивекананда в своих комментариях к «Йога-сутре» Патанджали писал: «Когда сила правды утвердится в вас, вы даже во сне никогда не проявите неправды ни в мысли, ни в слове, ни на деле; все, что бы вы ни сказали, будет правда. Вы можете сказать человеку: «будь благословен!», и он будет благословен. Если кто-нибудь болен, и вы скажете ему: «излечись!», он выздоровеет немедленно»*.

Здесь следует сделать важное замечание. В нашей замусоренной речи выражение «говорить правду» сильно испорчено. Говорить правду — это прежде всего открыто выражать свои мысли, ничем не обусловливая это выражение. Просто говорить то, что думаешь.

Вместо этого отдельные люди нередко объявляют свое видение мира или свои идеи «подлинной правдой» или «объективной истиной» и стараются навязать эти представления окружающим. Причиной такой позиции является ограниченность и зацикленность мышления при большом энергетическом потенциале нервной системы. В наиболее яркой форме это проявляется у параноиков, Речь таких людей обусловлена эгоистическими устремлениями и не может быть свободной и открытой. При этом в словах проявляются не столько мысли, сколько стремления и эмоции человека. Мысли, не связанные с доминирующими стремлениями, вытесняются из сознания. Слова и фразы становятся однообразными и повторяющимися. Говорить о каком бы то ни было соответствии слов и мыслей (то есть о правдивости) здесь и не приходится, так как нет ни мыслей, ни слов. Произносимые при этом звуки являются словами лишь по своей внешней форме. По своей природе они не намного отличаются от «слов», издаваемых, например, попугаями.

Когда человек говорит правдиво, искренне, он становится более счастливым, спокойным и сильным, Здесь нет необходимости на кого-то воздействовать. Это происходит даже в том случае, если человек говорит правду сам себе.

Мало кто из людей может не то чтобы сразу стать абсолютно честным, но хотя бы представить жизнь абсолютно честного человека, Для этого надо быть гораздо более свободным и доброжелательным, чем это предусмотрено известными нам нормами поведения в обществе. Мы не будет здесь говорить о жизненных катаклизмах, переворачивающих всю жизнь человека и вызывающих глубокие изменения в личности. Не будем говорить о внезапных озарениях и неожиданных открытиях. Это — дело случая. Мы рассмотрим методы последовательного развития правильной речи, овладения природой слов и раскрытия сил мышления. Эти методы доступны почти всем людям, однако, чтобы сделать первые шаги, необходима поддержка опытного инструктора.

Для развития психоэнергетики речи необходима работа в трех направлениях; упражнения, специальные практики и освоение новых форм речевого поведения. Имеется в виду освоение таких форм речевого поведения, которые позволяют включить сознание в новые энергоинформационные потоки и трансформировать определенные сферы реальности. В качестве предварительных побочных результатов могут появиться сверхпормальные способности управления организмом, окружающей средой и социальными ситуациями.

Для освоения новых форм речевого поведения и, соответственно, новых ментальных пространств необходим определенный психоэнергетический потенциал. Когда человек совершает какое-либо открытие — это но столько новый контакт с внешним миром, сколько внутреннее качественное изменение сознания. Только когда созданы внутренние условия для такого изменения, человек получает власть над соответствующими словами и мыслями. Только тогда произносимые человеком слова начинают изменять окружающий мир.

Внутренние предпосылки овладения первичными словами, формирующими мировосприятие, и способы поведения могут складываться относительно спонтанно и незаметно для самого человека. В таком случае наступает момент, когда человек как бы внезапно приобретает новые способности. Словно произошло некое прозрение или озарение. Речь человека вдруг становится яркой, выразительной и увлекательной. Его социальный статус начинает стремительно расти. Происходят радикальные изменения в его жизни. Овладение силой слова открывает ему 'новые горизонты.

Однако спонтанное формирование внутренних предпосылок для овладения силой слова является уникальным исключением. Недаром многие из этих людей приписывают пробуждение этих способностей внезапно сошедшей на них «божьей благодати». Вместе с тем народная мудрость учит нас: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Формы речевого поведения, речь человека практически связаны со всеми сторонами его жизни. Поэтому привычные фразы, привычные артикуляции и жестикуляции, привычные формы обращения к окружающим становятся непреодолимым тормозом в тех случаях, когда человек хочет изменить свою жизнь. Но если начать с освоения новых форм речевого поведения, то становится возможным очень многое. Человеку открывается переход к ментальному мышлению, и его слова начинают приобретать магическую силу!

Таким образом, главная задача развития речи — освоение новых, более совершенных форм речевого поведения и, в особенности, речевой деятельности. Это освоение связано со значительными изменениями Жизненного уклада.

Изредка встречаются люди, спонтанно {а иногда — и сознательно) развившие в себе психоэнергетический потенциал. В их сознании уже сформированы условия для овладения силами слова. Это проявляется в огромной силе воли, независимости характера и наличии своего индивидуального стиля мышления и необычных идей. Именно для этих людей будут наиболее полезны слова американского писателя и мыслителя прошлого века Ральфа Эмерсона:

«Если мы не в силах одним взмахом вознестись в святая святых жизни и повиновения одним высшим законам духа, будем, по крайней мере, сопротивляться искушениям. Иногда кажется, будто весь мир сговорился терзать нас невыносимыми пустяками. Один скучает, другому нездоровится; праздность, дела, нужда, недоумение толкутся в нашу дверь и кричат: иди к нам! Но вы не ходите! Не расточайте напрасно своей души, оставайтесь спокойно в своей горнице и не вмешивайтесь в эту бестолочь самых призрачных нелепостей. Но при этом по мере возможности проливайте свет незыблемых законов истины на их смятение и безалаберность.

Покончите с притворными узами изъявления приязни и гостеприимства; перестаньте раз и навсегда жить для исполнения ожиданий этих обманчивых и обманутых людей, с которыми вы водитесь. Скажите им: «Господа, до сих пор я жил с вами, подчиняясь всем условным приличиям, но отныне я принадлежу правде и буду следовать одним ее законам. Я приложу все старания, чтобы доставить пропитание моей семье и родственникам и буду вернейшим мужем для моей жены, но все эти отношения я построю на начале новом, соответствующем духу моей природы, а не примеру других. Ваша жизнь не по мне; я не могу далее ей подчиняться. Если вы в состоянии любить меня таким, каков я есть, то это большое для меня счастье; если же нет, то верьте, что я все-таки буду достоин вашего уважения. Поймите, что мне должно, наконец, быть самим собою, перестать скрывать свои наклонности и мое отвращение и стоять за святыню моих глубочайших убеждений. Я решил, и готов теперь перед лицом вселенной приводить в действие мысли, наполняющие душу мою восторгом, и идти к цели, указываемой мне ими. Не будьте же настолько жестоки, чтобы из-за этого лишать меня своей любви. Во всяком случае, я не оскорблю ни вас, ни себя лицемерной податливостью. Не по духу гордыни или себялюбия решился я поступать так, но по смирению и искренности. Выгода моя, ваша, выгода всех людей — жить по правде, сколько бы времени прежде мы ни жили по лжи. Мои слова, может быть, кажутся вам теперь жесткими, но не сегодня, так завтра вы сами последуете внушениям своей истинной природы, и, если мы имеем в виду истину, она приведет и вас, и меня к единой цели».

Эти слова Р. Эмерсона, как и слова других духовных наставников, обладают большим психоэнергетическим потенциалом и могут вызывать у подготовленных людей резонанс, достаточный для радикальной перестройки их жизни и форм речевого поведения. Автор этой книги, которую вы сейчас читаете, имел возможность на собственном опыте убедиться в возможности неожиданных и невероятных изменений поведения и речи людей. В ходе проводимых автором совместно с его коллегами занятий по различным системам самосовершенствования и развития способностей наблюдались случаи, когда люди застенчивые и косноязычные, до этого не умевшие связать и двух слов, вдруг обретали способность говорить свободно, искренне и увлеченно. Происходил прорыв духовных сил, дремлющих в каждом человеке. И того, кто раньше с трудом мог говорить даже по телефону, зачарованно слушали сотни людей, ловя каждое слово и каждое дыхание выступающего.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты