Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие и типы личности




Прежде чем говорить о личности, необходимо проанализировать более общее, широкое и родовое понятие — «человек».

 

Человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека — его способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир для удовлетворения своих потребностей

и интересов. Человек по своей природе является целостным биосоциальным (можно сказать также, биопсихосоциальным) существом, в котором биологическое и социальное (включая и психологическую

компоненту) находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.

 

Совокупность социально значимых качеств человека образует понятие «личность».

 

Человеку присуще диалектическое единство общего (обще-человеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования.

 

Человек является предметом изучения различных областей знания. Так, экономические науки изучают его как производителя материальных благ, социально-политические и другие научные направления — как производителя духовных благ, ценностей, как политического деятеля. Психология интересуется психологической компонентой человека, а медицина и другие естественные науки — его биологической системой.

 

В то же время при изучении социальных аспектов жизни человека учитываются биологические факторы (в том числе в социальной работе — социально-медицинская работа), а при изучении биологического, природного в человеке — его социальная сущность.

 

На уровне же социологического анализа рассматриваются функциональные отношения человека с социальными и другими группами и общностями, организациями, с социальной системой в целом.

 

Социология как наука об обществе, рассматривая человека, тесно взаимодействует, в первую очередь, с другими гуманитарными, общественными науками: социальной философией, антропологией, психологией, педагогикой, политологией, правоведением, историей, экономикой. В частности следует отметить

важное методологическое значение социальной философии. Объясняется это тем, что философия изучает человека в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, закономерность его развития как биологического, природного и социального существа.

 

В этом ей (и социологии) помогает антропология, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, примитивных традиционных систем.

 

Только социализируясь, т. е. приобретая общественные, социальные качества, человек становится личностью. Попадая же в среду животных он превращается в «маугли», человекоподобное животное.

 

Итак, что же такое личность?

 

Личность трактуется в двух смыслах. Во-первых, личность рассматривается как устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида(Нередко индивид называется еще социальным индивидом как отдельный, обособленный член этой или иной социальной общности. Это понятие отличается от понятия «индивидуальность», означающее неповторимое сочетание

природных и социологических свойств.) как члена человеческого общества, той или иной общности, группы. Во-вторых, под личностью понимают индивидуального носителя указанных черт, свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

 

Социологический анализ личности предполагает выделение в ней социально-типических, необходимых для выполнения общественных функций характерологических и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и социальных установок, преобладающих мотивов деятельности.

 

Таким образом, выстраивается логическая цепочка: человек — личность (как деиндивидуализированные социальные качества человека) — социальный индивид — индивидуальность.

 

В социологии личность рассматривается на двух (макро- и микросоциологическом) уровнях. В первом случае она понимается как продукт культуры, во втором — как исполнитель конкретной социальной роли.

 

На макросоциологическом уровне пользуются понятием нормативная (базисная) личность. Это тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек» и т.д.). Именно на такого рода идеальный тип личности ориентируется общество в процессе социализации, воспитания молодого поколения, в том числе в своем представлении о том, каким должен быть в силовых структурах военнослужащий, милиционер

(полицейский), боец спецназа, спасатель и т. д.

 

Под модальной личностью понимают человека, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство (или значительная часть) данного общества, той или иной общности (например, тип

торгового человека, получающего доход за счет разницы цен и махинаций; мафиозный тип личности, коррумпированный чиновник и т. д.). С учетом преобладающих социальных ориентации некоторые исследователи выделяют следующие типы личностей: теоретический, экономический, политический,

социальный, эстетический и религиозный.

 

Нормативная и модальная личности никогда не совпадают, хотя имеют тенденцию к сближению. При этом первый тип является более статичным (постоянным), а второй — более динамичным, изменяющимся с изменением условий жизнедеятельности.

 

Выделяют также маргинальный тип, к которому относятся индивиды, порвавшие со своей социальной средой, но не адаптированные к новым условиям.

 

Вероятно, возможна типологизация личностей с учетом социально-профессиональной дифференциации общества и других элементов социальной структуры (личность врача, педагога, социального работника и т. д.) Так, личности социального работника должны быть присущи не только определенные профессиональные (знания, умения и опыт, статус (права), харизматические данные, личная привлекательность), но и духовно-нравственные качества. К числу последних относят: гуманистическую направленность, личную социальную ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сочувствование), готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка и социальная адаптированность.

 

В свете сказанного, когда, как правило, личность понимается в положительном смысле, целесообразно выделение и личности антисоциальной. Это безответственный человек, причиняющий своей деятельностью ущерб другим, неспособный чувствовать свою вину, часто конфликтующий с окружающими и общественными институтами, склонный обвинять других и не извлекать уроков из ошибок, проявляющий нетерпимость и т. п. Такая модель поведения указывает на недостаточную социализацию и является одним из наиболее часто встречающихся личностных расстройств.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты