Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные течения в исламе (Суннизм, Шиизм, Хариджизм, Суфизм).




Во втором поколении проповеди ислама произошло разделение уммы на два враждебных течения, которые постепенно сформировали несколько отличные друг от друга социальные нормативы. Это суннизм, которого придерживается большинство мусульман, и шиизм, распространенный в Иране, Ираке, Ливане и отдельных прилегающих регионах (его придерживается меньшинство мусульман).

Суннизм строго придерживается описанной выше модели шариата и полного равенства всех верующих мусульман перед Богом. Шииты же считают, что зять и двоюродный брат пророка Мухаммеда, Али и его потомки представляют собой особый род избранных существ (имамов), который хранит секреты истинного толкования «Корана и хадисов (изречений пророка) и обладает священным правом верховенства во всей исламской умме.

Партия Али (по-арабски шиа – «партия») проиграла политическое и военное сражение с суннитами, равно как и дети Али – Хасан и Хусейн – погибли мученической смертью. Поэтому традиция шиизма представляет собой традицию побежденного, но не сломленного меньшинства в рамках самого ислама, остающегося верным своим представлениям об имамате (институте имамов) и своим религиозным убеждениям.

Шииты признают шариат и другие нормативы ислама, общие для обеих групп, но добавляют к этому веру в имамов и убежденность в том, что правом легитимной политической власти в обществе должны обладать только Алиды, потомки Али.

Однако последний имам (двенадцатый у большинства шиитов или седьмой – у некоторых малых групп, таких как исмаилиты или алавиты) считается скрывшимся в мистическом тайном месте и пребывающим вне времени. Период сокрытия называется по-арабски «гайба». В период «гайбы», по мнению шиитов, вообще не может быть легитимного социально-политического устройства, и жизнь шиитской общины должна руководствоваться указаниями особых духовных вождей, которые способны вступать в мистический контакт со скрытым имамом. Так будет длиться до наступления «последних времен», когда скрытый имам вернется и восстановит в умме справедливый порядок, нарушенный еще на заре ислама.

Шиитам на протяжении исламской истории несколько раз удавалось захватить политическую власть и построить общества на началах шиитского учения. Наиболее яркими примерами являются Фатимидский халифат (909–1171) и современный Иран. Во всех случаях фигура скрытого имама (махди) играет ключевую роль в социальной и политической системе.

В социальной модели шиизма эсхатологический мотив – возвращение скрытого имама, прекращение «гайбы» и восстановление идеального общества – играет центральную роль и предопределяется социальную и отчасти революционную ориентацию шиитской политики.

Суннизм — одно из основных направлений ислама. Отличительной чертой суннизма является признание не только Корана, но и Сунны. Сунна (в переводе с арабского — "поведение", "образ действий") — свод правил, который регулирует все стороны жизни правоверного мусульманина, на основе преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда. Другим принципиальным отличием является отвержение постулата о духовных истоках халифата, и не признание чудесных свойств за потомками пророка.

Большинство мусульман являются суннитами (более 1 млрд.человек во всем мире, т.е. 90% от всех исповедующих ислам).

Не смотря на внешнюю ортодоксальность и косность суннизма, данное религиозное направление ислама получило творческое развитие в рамках мистического суфизма и различных философских школ.

В настоящее время суннизм признает четыре равноправных варианта толкования шариантской юриспруденции (фикх):

  • Ханифитский толк (основатель Абу Ханифа, ум. 767);
  • Маликитский толк (основатель Малик ибн Анас, ум. 795);
  • Шафиитский толк (основатель аш-Шафии, ум. 820);
  • Ханбалитский толк (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855).

Данное разделение оформилось в конце восьмого — начале девятого веков, когда был разработан шариат — кодекс мусульманского права.

Надо отметить, что эти толкования не имеют принципиальных отличий друг от друга и разделяются только в частных моментах. Популярность того или иного толкования (мазхаб) зависит главным образом от традиций, существующих в той или иной исламской стране. При этом в суннизме, в отличие от шиизма, не допускается свободное рассуждение (иджтихад) о постулатах толкований.

Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи.

Наибольшим авторитетом среди сборников хадисов считается Аль-джами ас-сахих (составитель — Мухаммад аль-Бухари). Данный сборник включает более 7000 хадисов и описывает полный комплекс правил поведения правоверного мусульманина. Подробно указывается, что является дозволенным (мандуб), а что запрещенным (макрух), как нужно соблюдать ритуалы, правильно питаться, одеваться, взаимодействовать с людьми, вести торговлю и т.д. Эта система является составной частью пяти понятий, которые регулируют все стороны жизни мусульманина:

  • ваджиб или фард — "обязательные",
  • мандуб — "рекомендуемые",
  • мубах или джа"из — "дозволенные" (но не предполагающие одобрения или награды),
  • макрух — "не одобряемые" (но не запрещаемые),
  • махзур — "запрещённые".

Исторически суннизм возник уже в первом столетии с момента зарождения ислама. Считается, что деление на суннизм и шиизм произошло на политической основе, в процессе борьбы за власть в халифате между родственниками и сподвижниками пророка Мухаммеда и сторонниками четвертого халифа Али, который был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Сунниты считали, что власть в халифате должна передаваться халифам, которые избираются всей общиной. Шииты же признают только передачу власти потомкам Али.

Как сказано выше, регулирование всех вопросов жизни суннитов происходит на основе системы правоведения (фикх), которая базируется на Коране и Сунне. Также существует Иджма, т.е. согласованное мнение авторитетных богословов по вопросам, толкование которых отсутствует в Коране и Сунне. Еще один вариант решения правоведческих споров, признанный суннизмом — кыяс (суждение о положениях не отражённых в Коране или Сунне по аналогии с установленными положениями).

Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата и приравнивались к нему.

Большую роль в суннизме играет отправление религиозных праздников и обрядов. Среди самых отмечаемых праздников — "ид аль-адха" — праздник жертвоприношения (10 числа месяца зу-ль-хиджжа), "ид аль-фитр" — праздник разговения (1–2 числа месяца шавваль), "маулид ан-наби" — день рождения пророка (12 числа месяца раби аль-авваль), "мирадж" — ночь чудесного вознесения пророка на небеса (27 числа месяца раджаб), "лайлат аль-кадр" — ночь предопределения (27 числа месяца рамадан).

В суннизме, как и во многих других религиях, присутствует реформаторская составляющая, в частности в настоящее время активно рассматривается вопрос о возможности слияния четырех мазхабов и допустимости практики иджтихада (свободного рассуждения). Закономерно, что подобные реформистские веяния сильнее всего в мусульманских странах, являющихся богатыми и включенными в процесс глобализации — Турция, Объединенные арабские эмираты.

 

Шиизм — одно из основных течений ислама, по числу приверженцев занимает второе место после суннизма. По статистике, каждый десятый мусульманин является шиитом.

С арабского "шиа" переводится как "партия", "приверженцы", "группировка".

Ключевым постулатом шиизма, явившемся причиной раскола и разделения мусульман на шиитов и суннитов, является признание единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али и его потомков.

Это разночтение возникло во второй половине седьмого века, когда активизировалась борьба за власть в Халифате и остро встал вопрос преемнике Мухаммеда. Шииты настаивали на передаче власти Али, который был двоюродным братом и зятем Пророка. Сунниты придерживались мнения о выборности предводителя и не разделяли тезис о божественной природе Али и его потомков.

Итогом данного противостояния явилось фактическое военное поражение шиитов, в результате которого они оказались на обочине политической жизни. В середине восьмого века шиизм разделяется на два течение — крайнее и умеренное. К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. Также известны и другие, менее магистральные направления шиизма — друзы, алавиты, кайсаниты.

Последователи шиизма встречаются практически во всех исламских странах, но больше всего их в Иране, Азербайджане. Значительная часть населения является шиитами в Ираке, Ливане, Йемене, Бахрейне. На территории России шиитов немного, главным образом — азербайджанцы. В Советском Союзе одним из очагов шиизма была Горно-Бадахшанская область Таджикистана.

Шиизм сыграл большую роль как знамя различных народных движений, использующих его идеи во время восстаний. Простым людям был близок постулат шиизма о непогрешимости имама, с приходом которого должно установиться царство справедливости.

Согласно шиитской легенде, последний 12-й имам исчез в возрасте 9 лет, это событие случилось не позднее 878 года. Есть версия, что он не умер, а находится под покровительством Аллаха и должен вернуться. Шииты называют последнего имама — "Скрытым имамом" или сахиб аз-заман (властелин времени, мунтазар (ожидаемый махди-мессия)). Надо отметить, что в шиизме, в отличие от того же суннизма, имам является посредником между Богом и человеком, своеобразным носителем божественной субстанции. Шииты верят, что имам непогрешим, обладает сверхъестественными способностями, обладает оккультными знаниями.

Сторонники шиизма придерживаются определённой иерархии религиозных деятелей, во главе которой стоит аятолла. Ему подчиняются муджтахиды, которые могут высказывать свое мнение по религиозным вопросам.

В целом, учение шиизма имеет четыре основы:

  • Таухид — вера в единого Бога,
  • Вера в Пророков и пророчества,
  • Вера в Имамат,
  • Вера в пришествие "Совершенного шиита".

Последние два постулата отличают шиизм от суннизма.

Важно отметить, что в последнее время предпринимаются попытки уменьшить напряженность отношений между суннитами и шиитами. Этому способствует донесение до мусульман достоверной информации о приверженцах противоположного им направления. Например, среди суннитов существует много ошибочных представлений о шиитах, якобы те имеют другой Коран, поклоняются Али как Богу (в исламе не допустимо поклонение кому-либо кроме Аллаха), не признают первых трёх халифов (правивших до Али), заменяют пять обязательных ежедневных молитв (намаз) одной, не выплачивают закят (2,5% сбережений в пользу бедных) и т.д. Легко убедиться, что эти представления не соответствуют действительности, и их развенчание позволит наладить диалог между шиитами и суннитами в рамках их общей веры ислама.

 

Хариджизм (от араб. выступившие, покинувшие) - первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом Али ибн Абу Талибом и Муавией.

Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.

Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей.

Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением.

В настоящее время существуют в небольшом количестве.

Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов - Абу Бакра и Омар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных (омейадов, аббасидов и др.).

Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы.

Ваххабизм - одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Название "ваххабизм " употребляется оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263-1328).

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда ( "Аль-Саляф Ас-Салих "), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба в результате борьбы создали независимое арабское государство - Саудовскую Аравию.

Суфизм (от арабск. sufi, облеченный во власяницу), мистическое и аскетическое учение в исламе. Основателем считается Хасан Басрийский (Хасан Басри) (642-728). Различают западный (арабский) суфизм и восточный (персидско-индийский) суфизм. Арабский суфизм близок к мистическому деизму, стремится примирить Коран с мистикой. Восточный суфизм представляет оригинальную пантеистическую теософию. Мир есть только эманация Божества, его видимое разнообразие - призрачно. Человек должен стремиться отрешиться от своего материального "я", чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат - закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат - путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат - познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат - истина, полное погружение в Боге. Для прохождения этих степеней возникли аскетические монашеские ордена дервишей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 1526; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты