Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ПРИМЕЧАНИЯ. 1 Луций Эмилий Павел и Публий Корнелий Сципион, сын Сципиона Африканского Старшего, приемный отец Сципиона Младшего Эмилиана

Читайте также:
  1. Примечания
  2. Примечания
  3. Примечания
  4. Примечания
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. Примечания
  7. Примечания
  8. Примечания
  9. Примечания

1 Луций Эмилий Павел и Публий Корнелий Сципион, сын Сципиона Африканского Старшего, приемный отец Сципиона Младшего Эмилиана.
Вернуться к тексту

2 См. Плутарх, “Катон Старший”, 27.
Вернуться к тексту

3 Минос – по мифологии, сын Зевса и Европы, царь-законодатель Крита, судья в подземном царстве.
Вернуться к тексту

4 Ликург – законодатель Спарты (началоIX в.); см. ниже, §§ 15, 18.
Вернуться к тексту

5 Тесей – сын афинского царя Эгея, согласно традиции, объединил под главенством Афин сельские общины (демы) Аттики. В 621 г. архонт Драконт, по-видимому, уже историческое лицо, составил писаное уголовное право, отличавшееся суровостью. В 594 г. архонт Солон отменил рабство за долги, разделил население на четыре разряда по его имущественному положению и установил, что политические права определяются цензом. Клисфен, известный своей борьбой против тираннии Писистратидов, в 508 г. приступил к демократическим реформам: усиление власти народных собраний и введение выборных должностей.
Вернуться к тексту

6 Деметрий Фалерский – философ-перипатетик и историк; участвовал в правительстве Афин с 317 по 307 г., произвел реформу законодательства.
Вернуться к тексту

7 Историческое сочинение Катона Старшего носило название “Origines” (Начала).
Вернуться к тексту

8 В диалоге Платона “Государство”.
Вернуться к тексту

9 См. Ливий, I, 4. Мигрирующий сюжет; ср. сказание о Моисее, об Эдипе.
Вернуться к тексту

10 Волчица, предмет тотемистического культа у древних латинян.
Вернуться к тексту

11 Официальные акты (созыв комиций, назначение диктатора, избрание интеррекса, выступление войска в поход и т. п.) требовали предварительного вопрошения воли богов – авгурий или авспиций; по представлению римлян, о ней можно было узнать на основании небесных явлений, полета и крика птиц, поедания корма священными курами, необычного поведения людей. Право авспиций принадлежало царю, а впоследствии магистратам с империем. Различались auspicia urbana, совершавшиеся внутри померия, и a. bellica, совершавшиеся в походе и перед боем; a. impetrativa, полученные при нарочитом наблюдении; a. oblativa, выявившиеся случайно, например, приступ падучей болезни во время комиций. В Риме городские авспиции совершались на авгуракуле, особом месте в крепости. Авспиции совершались в присутствии жреца-авгура, истолковывавшего их. Уже одного заявления магистрата, что им начаты авспиции (нунциация), было достаточно, чтобы комиции были отложены. Его заявление, что знамения неблагоприятны, называлось обнунциацией. Право нунциации и обнунциации, принадлежавшее магистратам и трибунам, по-видимому, было установлено Элиевым законом (середина II в.). Этим правом широко пользовались в политических целях. См. ниже, прим. 26.
Вернуться к тексту



12 Рутулы населяли приморскую часть Лация. Аборигены – древнейшее население Лация. См. Ливий, I, 32, II; 52, 2.
Вернуться к тексту

13 Царь Анк Марций, по преданию, основал город Остию. См. Ливий, I, 33.
Вернуться к тексту

14 Карфаген и Коринф были разрушены римлянами в 146 г.
Вернуться к тексту

15 Флиунт – город в Арголиде. См. Цицерон, “Письма к Аттику”, VI, 2, 3 (257).
Вернуться к тексту

16 В Малой Азии было два города, удаленных от побережья, носивших название Магнесии.
Вернуться к тексту

17 Каменные стены, окружавшие Палатинский холм и Семихолмие, относятся к IV в. Во времена царей укрепления были, скорее всего, бревенчатые.
Вернуться к тексту



18 Аrх. Укрепленная северная вершина Капитолийского холма. См. Цицерон, “Речь в защиту Рабирия” (63 г.), 35.
Вернуться к тексту

19 Согласно традиции, в 390 г.
Вернуться к тексту

20 Консуалии – празднества в честь Конга, покровителя зерна, брошенного в землю или сложенного в амбар; справлялись 21 секстилия (августа) и 15 декабря и сопровождались скачками на лошадях. Сабиняне жили в центральной Италии.
Вернуться к тексту

21 Очевидно, будущий Circus Maximus (Большой цирк), место беговых состязаний и скачек; он находился в низине между Палатинскими и Авентинскими холмами. Там же находился алтарь божества Конга.
Вернуться к тексту

22 Это легендарное двоевластие можно связать с фактом существования двух консулов.
Вернуться к тексту

23 Лукумон – этрусское имя. Названия триб – Ramnes (Ramnenses, Ramnetes); Tities (Titienses), Luceres (Lucerenses) – также этрусского происхождения. См Ливий, I, 13.
Вернуться к тексту

24 Слово “сенат” означает собрание старейших; сенат называли также и “patres” (“отцы” в нашем переводе).
Вернуться к тексту

25 Главным образом, с Вейями и Фиденами. См. Ливий, I, 14 сл.
Вернуться к тексту

26 Коллегия жрецов, по преданию учрежденная Ромулом; вначале составлялась из патрициев; в 300 г., на основании Огульниева закона, в нее получили доступ и плебеи; пополнялась путем кооптации, а с 154 г., на основании Домициева закона, путем избрания 17 трибами, выбранными по жребию. Авгурат был пожизненным; авгур носил богатую одежду и изогнутый посох. Он истолковывал авспиции (прим. 11) и, признав их дурными, распускал собрание, произнося формулу: “Alio die!” (в другой день). Ср. Лукан, “Фарсалия”, IV, 600.
Вернуться к тексту

27 См. прим. 105 к кн. I.
Вернуться к тексту

28 Pecuniosus; pecunia от pecus – скот.
Вернуться к тексту

29 Locuples от locus – местность, участок земли.
Вернуться к тексту

30 С 753 по 716 г.
Вернуться к тексту

31 См. I, 16.
Вернуться к тексту

32 Т. е. в 750 г. Эту дату принимает Полибий (I, 74). В традиции насчет времени основания Рима имеются расхождения; согласно Варрону, Рим был основан в 753 г. Олимпиада – период времени в полные четыре года; летосчисление по олимпиадам (по времени игр в Олимпии, повторяющихся через каждые четыре года на пятый) было введено в Греции в 776 г.
Вернуться к тексту

33 Деятельность законодателя Ликурга относится к началу IX в. Его смешивали (“ошибка в имени”) с другим Ликургом, который по случаю учреждения олимпиад ввел священное перемирие между Спартой и Афинами. См. Плутарх, “Ликург”, 1.
Вернуться к тексту

34 Гесиод – греческий поэт конца VIII и начала VII в., представитель дидактического эпоса. Его наиболее важные поэмы: “Труды и дни” и “Феогония” (Происхождение богов).
Вернуться к тексту

35 Тисий из Гимеры, по прозванию Стесихор (“постановщик хоров”), – лирический поэт (около 630 – 550).
Вернуться к тексту

36 Симонид Кеосский – лирический поэт, автор эпиграмм (556 – 468).
Вернуться к тексту

37 По преданию, патриций из Альбы-Лонги. См. Ливий, I, 16; Плутарх, “Ромул”, 28.
Вернуться к тексту

38 Платон. Имеется в виду его диалог “Государство”.
Вернуться к тексту

39 Аристотель, Феофраст. Ср. Цицерон. “О законах”, III, 13 сл.; “О предвидении”, II, 3.
Вернуться к тексту

40 Слово patricius – прилагательное, образовавшееся от слова pater, отец; впоследствии оно стало существительным.
Вернуться к тексту

41 Interregnum. В эпоху республики, в случае смерти обоих консулов, сенаторы-патриции избирали из своей среды правителя на пятидневный срок (интеррекс, “междуцарь”); интеррекс проводил выборы новых консулов; иногда приходилось избирать нескольких интеррексов одного за другим. См. Цицерон, “О законах”, III, 9; Ливий, I, 17.
Вернуться к тексту

42 См. Плутарх, “Нума”, 2. Куры – главный город Сабинской области.
Вернуться к тексту

43 Каждая курия составлялась из 10 родов; 10 курий составляли трибу. Куриатские комиции были патрицианскими. Закон об империи принимался куриатскими комициями; в I в. это стало формальностью: куриатские комиции представляли 30 ликторов, собиравшихся под председательством верховного понтифика.
Вернуться к тексту

44 Коллегия из 15 жрецов: трех фламинов главных божеств – Юпитера, Марса и Квирина, и 12 фламинов младших божеств. Наибольшими правами и значением обладал фламин Юпитера (flamen Dialis).
Вернуться к тексту

45 Коллегия жрецов Марса.
Вернуться к тексту

46 Девы-весталки – жрицы Весты, покровительницы домашнего и государственного очага; поддерживали неугасимый огонь в ее храме; в течение 30 лет служения богине были обязаны хранить целомудрие; нарушение этого обета каралось закапыванием в землю заживо. Весталка имела право миловать осужденного на казнь, свидетельствовать в суде и составлять завещание. См. Ливий, I, 20.
Вернуться к тексту

47 См. Цицерон, “О законах”, II, 19; 25.
Вернуться к тексту

48 По свидетельству Ливия (I, 21), Нума царствовал 42 года.
Вернуться к тексту

49 Летописи, которые вел верховный понтифик. См. прим. 71 к кн. I.
Вернуться к тексту

50 Греческие колонии на италийском берегу Ионического моря.
Вернуться к тексту

51 Т.е. в 532-529 гг.
Вернуться к тексту

52 Комиции – северо-западная часть римского форума, место собраний; здесь было построено здание для собраний сената, получившее название Гостилиевой курии.
Вернуться к тексту

53 Фециалы – коллегия жрецов бога верности (dius Fidius), следившая за соблюдением международных договоров, объявлявшая войну и заключавшая мир; при этом совершались ритуальные обряды: при объявлении войны старшина фециалов (pater patralus) бросал копье на вражескую территорию. См. прим. 15 к кн. I; “О законах”, II, 21.
Вернуться к тексту

54 Остия – морской порт Рима, расположенный в устье Тибра.
Вернуться к тексту

55 См. Ливий, I, 32 сл.
Вернуться к тексту

56 См. Ливий, I, 34. Далее речь идет о младшем сыне Демарата, переселившемся в Рим. Кипсел правил в Коринфе с 657 по 627 г.
Вернуться к тексту

57 “Высказывать мнение” (sententiam dicere) – технический термин: выступать с речью в сенате, вносить мотивированное предложение. Число сенаторов было доведено до 300.
Вернуться к тексту

58 Так называемые “всадники” составляли зажиточный класс граждан (18 центурий); они несли военную службу в коннице; государство оплачивало им содержание их коней. См. ниже, § 39.
Вернуться к тексту

59 См. выше, § 14.
Вернуться к тексту

60 Ср. Цицерон, “О законах”, II, 33; “О предвидении”, I, 31 слл.; “О природе богов”, II, 9; Ливий, I, 36.
Вернуться к тексту

61 Великие игры – в честь капитолийских божеств: Юпитера, Юноны и Минервы; происходили с 5 по 19 сентября. См. Ливий, I, 35.
Вернуться к тексту

62 См. Ливий, I, 34 – 38.
Вернуться к тексту

63 См. Ливий, I, 41.
Вернуться к тексту

64 Текст испорчен. Увеличение числа центурий конницы до 18 (вместо прежних 6) приписывается Сервию Туллию. “Младшие” разряды были составлены из мужчин в возрасте до 45 лет, способных нести военную службу; “старшие” разряды были резервом. См. Ливий, I, 43.
Вернуться к тексту

65 “Шесть голосов” – это 6 центурий римских всадников, которые учредил Тулл Гостилий. Таким образом, 12 + 6 центурий всадников + 70 центурий первого разряда + 1 центурия плотников составили 89 центурий. Восемь центурий, о которых говорится здесь, – это центурии второго разряда. 89 + 8 = 97, т. е. большинство. См. Цицерон, “Речь в защиту Флакка”, 15.
Вернуться к тексту

66 Assiduus – от слов as – монета и do – даю. Ср. Геллий, “Аттические ночи”, XVI, 10, 15. Слово “пролетарий” происходит от слова proles –потомсгво.
Вернуться к тексту

67 Акценс – в гражданском быту служители консулов и преторов; в военном быту 1) помощники центурионов, 2) легковооруженная пехота.
Вернуться к тексту

68 Согласно традиции, Карфаген был основан в 815 г., т. е. за 65 лет до основания Рима.
Вернуться к тексту

69 См. I, 50.
Вернуться к тексту

70 Царь Тарквиний Гордый.
Вернуться к тексту

71 В Дельфах (Фокида) находился знаменитый храм Аполлона и оракул.
Вернуться к тексту

72 См. I, 45.
Вернуться к тексту

73 Царя Сервия Туллия.
Вернуться к тексту

74 По представлению древних, преступник боялся кары за совершенное им злодеяние и потому его рассудок мог помутиться. См. Цицерон, “Речь об ответах гаруспиков”, 39.
Вернуться к тексту

75 Ср. Цицерон, “Об обязанностях”, III, 19; “Письма к близким”, XI, 7, 2 (812). Луций Юний Брут – едва ли историческая личность. См. Ливий, I, 57 – 60.
Вернуться к тексту

76 Согласно традиции, это произошло в 510г.
Вернуться к тексту

77 О тиранне см. прим. 123 к кн. I.
Вернуться к тексту

78 Ср. Цицерон, “О дружбе”, 54 сл.
Вернуться к тексту

79 Ср. кн. I, 65, 68. Возможно, намек на Цезаря.
Вернуться к тексту

80 Спурий Кассий Вецеллин – консул 468 г., вместе с Прокулом Вергинием, предложил закон о распределении части государственных земель между плебсом; закон этот встретил сопротивление со стороны Вергиния и сената. Кассий предложил также возвратить плебсу деньги, уплаченные, им за зерно, полученное из Сицилии. Кассий был обвинен в стремлении к царской власти и осужден на смерть. См. ниже, § 60; речи: “О доме”, 101; “II филиппика”, 87 .и 114; Ливий, II, 41.
Вернуться к тексту

81 Марк Манлий – консул 390 г., отразил нападение галлов на Капитолий, за что был прозван Капитолийским; впоследствии был обвинен в стремлении к царской власти, но был оправдан, в 392 г. был обвинен снова, осужден и сброшен с Тарпейской скалы, как Спурий Кассий.
Вернуться к тексту

82 О Спурии Мелии см. прим. 24 к кн. I.
Вернуться к тексту

83 Герусия состояла из 30 членов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся народом. “Геронт” значит старик, старейшина.
Вернуться к тексту

84 См. Платон, “Государство”, VIII, 565 – IX, 580.
Вернуться к тексту

85 Т.е. с 751 по 509 г.
Вернуться к тексту

86 См. выше, прим. 41.
Вернуться к тексту

87 Луций Тарквиний Конлатин (Коллатин) был родственником изгнанного царя Тарквиния Гордого. См. Ливий, II, 2.
Вернуться к тексту

88 Публий Валерий заменил Конлатина, отказавшегося от консульства. Согласно традиции, он произвел демократические реформы. Ликторские связки (прим. 142 к кн. I) были опущены перед народом в знак признания его верховной власти. См. кн. I, 62; Ливий, II, 7.
Вернуться к тексту

89 О провокации и Валериевом законе см. прим. 143 к кн I. О децемвирах см. ниже, § 61.
Вернуться к тексту

90 По традиции, в 451 г. См. Ливий, III, 35 слл.
Вернуться к тексту

91 Консулы 449 г. См. Ливий, III, 39.
Вернуться к тексту

92 Известны три Порциевых закона, изданные в 198, 195 и 185 гг. Их обычно объединяли в один закон – lex Porcia de tergo civium. См. Цицерон, речи: “В защту Гая Рабирия”, 12; “Против Верреса”, (II) V, 163; Ливий, X, 9.
Вернуться к тексту

93 Кара за нарушение закона, упоминаемая в конце его текста.
Вернуться к тексту

94 Секиры, вложенные в ликторские связки, символизировали право жизни и смерти, которым магистраты, облеченные империем, располагали за пределами померия (imperium militiae). См. прим. 17 и 142 к кн. I.
Вернуться к тексту

95 Ср. Цицерон. “О законах”, III, 8; Ливий, II, 1, 7; IV, 3, 9; Полибий, VI, 11, 12.
Вернуться к тексту

96 Так называемая auctoritas patrum; см, выше, § 25; Ливий, I, 17, 9; 22, 1; IV, 3, 10; VI, 42, 10.
Вернуться к тексту

97 См. Ливий, II, 18, 4. Согласно традиции, это произошло в 498 г. Тит Ларций, консул 501 и 498 гг., был первым диктатором.
Вернуться к тексту

98 В 493 г. Упоминание о требовании “природы вещей” отражает представления стоицизма. Ср. выше, § 45.
Вернуться к тексту

99 См. I, 69.
Вернуться к тексту

100 Об “уходах плебса” см. прим. 144 к кн. I. После первого ухода плебса был учрежден трибунат; плебейские трибуны получили право оказывать плебеям помощь, налагая запрет на решение магистратов (ius auxilii); см. ниже, § 59.
Вернуться к тексту

101 Феопомп царствовал в 704 г. Списки эфоров восходят к более раннему времени.
Вернуться к тексту

102 Солон в 592 – 591 гг. издал закон об уменьшении долгового бремени, запрещавший обращать в рабство за долги, закон этот имел обратное действие. В Риме волнения были вызваны действиями ростовщика Луция Папирия; консулы Гай Петелий Либон и Луций Папирий Курсор в 323 г. провели закон (Петелиев – Папириев закон), запрещавший заключать должника в тюрьму, но не касавшийся его имущественной ответственности. См. Ливий, VIII, 28; Валерий Максим, VI, 7, 9. См. прим. 74 к кн. I.
Вернуться к тексту

103 Первое в традиции упоминание о судебной власти квестора. См. выше, § 49.
Вернуться к тексту

104 Консульские фасты относят этих консулов к 454 г. См. Ливий, III, 65; Дионисий Галикарнасский, X, 50. – Штраф (multa) в древнейшую эпоху платили скотом, впоследствии деньгами; штраф за неповиновение властям или за нарушение закона налагался либо магистратом, либо трибутскими комициями. Иск с внесением денежного залога (legis actio sacramento) был древнейшей формой гражданского процесса: каждая из сторон давала клятву (sacramentum) и вносила денежный залог; проигравшая сторона теряла этот залог, и он поступал в казну; залог этот также получил название sacramentum.
Вернуться к тексту

105 Согласно традиции, в 430 г. См. Ливий, IV, 30.
Вернуться к тексту

106 Codex decerriviralis. Duodecim labulae. Согласно традиции, в 451 г. комиссии в составе десяти патрициев выработала эти законы (см. ниже, § 63). Текст законов был вырезан на бронзовых досках, которые были выставлены на форуме; они погибли во время нашествия галлов. До нас дошли фрагменты, относящиеся к судебной процедуре и к гражданскому и уголовному праву. См. Ливий, III, 35 слл.
Вернуться к тексту

107 Гай Юлий Юл был децемвиром второго года. См. Ливий, III, 33. Поручители должны были обеспечить явку обвиняемого в суд; обвиняемый оставался на свободе. Провокация (см. выше, § 51 слл.) совершалась к “народу” (ad populum), каковым в древнейшие времена считались только патриции. Совокупность прав римского гражданина обозначалась словом caput.
Вернуться к тексту

108 Согласно традиции, плебисцит Капулея был принят в 445 г. Плебисцитом называлось постановление трибутских комиций.
Вернуться к тексту

109 Северо-западная часть Альбанской горы; согласно традиции, это произошло в 449 г. Эпизод с Вергинией повторяет историю Лукреции; см. выше, § 46.
Вернуться к тексту

110 Согласно традиции, в 458 г.
Вернуться к тексту

111 Ср. Цицерон, “О законах”, II, 53.
Вернуться к тексту

112 “Огромный зверь” – слон.
Вернуться к тексту

113 Concordia ordinum. См. выше, кн. I, 32, прим. 95.
Вернуться к тексту


 


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 8; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КНИГА ВТОРАЯ. (I, 1) [Так как все горели желанием] послушать, Сципион начал свою речь так: | КНИГА ТРЕТЬЯ. Так как обсуждение этого вопроса было отложено на следующий день, то рассмотрение его в третьей книге вызвало оживленные споры
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2018 год. (0.026 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты