Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Каменный век на Урале




Раздел I

ДРЕВНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ УРАЛА

РАННЯЯ ИСТОРИЯ УРАЛА

(эпоха первобытности – XV в.)

Каменный век на Урале

 

Заселение Урала происходило в течение длительного времени и с различных территорий. Древнейшие памятники на Урале относятся к эпохе палеолита и встречаются от Южного до Приполярного Урала. Выделяются два пути проникновения человека на Урал в эпоху мустье (средний палеолит от 200 до 40-35 тыс. до н.э.): из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря, далее по р.Уралу на Южный Урал, затем вдоль западного склона Уральских гор в Верхнее Прикамье; второй путь – с Кавказа и Европы вдоль Волги в районы Среднего и Верхнего Прикамья. По мере отступления ледника люди стали проникать в северные районы Урала.

Вопрос о том, протекал ли на Урале процесс антропогенеза, до сих пор остается открытым, хотя большинство исследователей не относят Урал к числу зон, где он шел. Памятники эпохи мустье единичны, но это в большей мере иллюстрирует современную стадию развития археологических исследований на Урале, нежели определяет степень заселенности региона в раннекаменном веке.

Среди памятников эпохи мустье можно назвать стоянку Мысовую в 40 км. от Магнитогорска, Конец Гор в низовьях р. Чусовой, Сосновку III на Средней Каме, Ганичата I и II в районе Камского водохранилища, палеолитическую стоянку в урочище Пещерный Лог, Ельники II, верхний слой грота Большой Глухой на р. Чусовой, нижний слой Гарчи I.

Для реконструкции хозяйства и быта неандертальцев, населявших Урал в эпоху мустье, используются материальные источники, полученные в ходе археологических раскопок. В это время люди изготавливали грубые орудия из камня, умели искусственно добывать огонь, охотиться на крупных и стадных животных – мамонтов, шерстистых носорогов, оленей. Можно предположить, что пищевой рацион неандертальцев дополнялся дикорастущими растениями.

В качестве материала для изготовления орудий труда чаще всего использовался кварцит и темный кремнистый сланец. Несмотря на остававшуюся еще примитивной технику изготовления каменных орудий, их ассортимент был уже достаточно широк: применялись скобели, отбойники, острия, отщепы с краевой ретушью, но основными видами орудий были остроконечники, скребла, чопперы и чоппинги.

Предполагается, что у неандертальцев существовала примитивная общественная организация, называемая первобытным стадом. Изучение орудий труда и способов охоты древнего человека наталкивает на мысль о существовании коллективных форм труда (прежде всего охоты) и защиты от негативных факторов окружающей природы (суровый климат, хищники).

Памятники позднего палеолита (40–10 тыс. до н.э.) на Урале бо­лее многочисленны и лучше изучены. Они известны в низовьях рек Чусовой и Сылвы, на Каме и Чаньве, Усьве и Сосьве, в бассейне реки Белой, на Южном Урале. На Среднем Урале верхнепалеолитиче­ские памятники известны по обоим склонам Уральских гор. Стоянка эпохи позднего палеолита (15 тыс. до н.э.) изучена в центре г. Перми в районе Разгуляя.

На эпоху позднего палеолита приходится заключительная фаза вюрмского (валдайского) оледененения. Границы ледяного щита проходили по среднему течению Северной Двины и Печоры. Климат был достаточно суров: среднеиюльские температуры не превышали 6–8°С. Животный мир по-прежнему представляли мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи.

Исследователи разделяют верхнепалеолитические памятники Среднего Урала на две культурные группы. Первая группа памятников характеризует так называемый среднеуральский вариант верхнего палеолита, вторая связана с памятниками костенковско-стрелецкой культуры, распространенной в центральной части Русской равнины.

Одна из первых верхнепалеолитических стоянок, изученных на Урале, относящаяся к первой группе – стоянка имени Талицкого на р. Чусовой, севернее г. Перми, датирующаяся 18 тыс. до н.э. Здесь найдены кремневые скребки, проколки, ножи, костяная основа для вкладышевого наконечника, сверла. В качестве материала для изготовления орудий использовался галечный материал. Достаточно часто встречаются изделия из кости: бусы, иголки, лощила. Крупные скребловидные орудия, найденные на стоянке, указывают на связь с Сибирскими верхнепалеолитическими памятниками, другие орудия указывают на связь с верхнепалеолитическими памятниками Вос­точной Европы. На стоянке обнаружены остатки нескольких жилищ, а также обломок ребра мамонта, покрытый несложным резным узором – последняя находка свидетельствует о развитии духовной сферы человека эпохи верхнего палеолита.

К первой группе относятся также такие верхнепалеолитические памятники, как Шированово, Ганичата, Грот Столбовой, Драчево и др. Ко второй группе памятников – Бызовая, Заозерье, Гарчи I.

Материалом для изготовления орудий во второй группе памятников чаще всего использовались кремнистый сланец и серый конкреционный кремень. Одной из ярких особенностей материальной культуры этой группы памятников являются бифасы листовидной и треугольной формы, в том числе и типичные костенковско-стрелецкие наконечники. Костяные изделия не встречаются, хотя условия залегания вещей допускают сохранение кости: на стоянке Заозерье встречены сохранившиеся кости мелких животных.

Эталонным для этой группы памятников является верхний слой стоянки Гарчи I, расположенная у пос. Усть-Пожва на правом берегу Камского водохранилища на высоком (до 22 м.) мысу. Здесь были вскрыты остатки наземных сооружений, выявлены очаги или кострища.

В эпоху верхнего палеолита человек проник уже достаточно далеко на север. Из самых северных стоянок этого времени можно назвать Медвежью пещеру, находящуюся выше 62° с.ш., и стоянку Бызовую на берегу р. Печоры, находящуюся выше 65° с.ш.

В эпоху верхнего палеолита продолжал господствовать присваивающий тип хозяйства в форме охоты на крупных и стадных животных. Предполагается, что с появлением homo sapiens, усложняется социальная организация: усиливается хозяйственное единство, идет ограничение брачных отношений, становление родового строя.

В эпоху верхнего палеолита усложняется сфера духовной жизни первобытных людей. Известен ряд памятников этого времени, свидетельствующих о развитии первобытного искусства.

Прежде всего, стоит назвать изученную О. Н. Бадером Капову пещеру (Шульганташ), расположенную в Южном Урале на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений – рисунки мамонтов, носорогов, лошадей, выполненные красной охрой. Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов. В нижнем этаже встречены изображения лошади, соседствующие с изображениями геометриче­ских фигур. Группы рисунков открыты также в Игнатьевской пещере (Ямазыташ) на берегу р. Сим. На Восточном склоне Уральских гор в гроте Безымянном обнаружено изображение хищного животного, выполненное в стиле плоской скульптуры из бивня мамонта.

В настоящее время ведутся споры о причислении к произведе­ниям первобытного искусства ряда каменных орудий эпохи верхнего палеолита, по формам отдаленно напоминающих различных живот­ных. Часть исследователей считает, что соответствующие формы ору­диям были приданы специально, из эстетических либо религиозных соображений, другая часть предполагает, что указанное сходство – лишь свидетельство о степени развитости фантазии ученых первой группы.

Эпоха мезолита (среднекаменный век, XVIII–-VI тыс. до н.э.) приходится на этап глобального потепления климата и отступления ледника. Климатические изменения привели к широкому распростра­нению смешанных лесов, вымиранию мамонтов, носорогов и других крупных животных. Животный мир и ландшафтные зоны постепенно приближаются к современным.

Исчезновение крупных животных привело к изменению форм охоты, появлению индивидуальной охоты, основанной на исполь­зовании дистанционного оружия – лука и стрел. Новые формы охоты не требовали большого коллектива. Группы людей стали меньше по численности, более мобильны. Возрастает роль рыболовства и собира­тельства. В мезолите повсеместно распространилась микролитическая техника обработки камня. Было выдвинуто предположение, что сти­мулом к переходу к более экономичной технике изготовления орудий стал сырьевой кризис, выразившийся в недостатке высококачествен­ного кремня.

Эпоха мезолита на Урале – это время массового заселения ре­гиона. Большое количество мезолитических памятников обнаружено в бассейнах рек Камы, Вятки, Уфы и Белой, Урала, Туры и Исети. Мезолитические памятники обнаружены также в Северном Приуралье (бассейны рек Вычегды и Печоры), в Северном Зауралье.

Считается, что мезолит Урала во многом сформировался на основе местного позднего палеолита. На стоянках Ганичата, Горная Талица в Прикамье, Гаринская, Черноозерье II в Зауралье и Западной Сибири в форме орудий и составе каменного инвентаря прослежены переходные формы от палеолитической к мезолитической индустрии.

На основании анализа типологических признаков предметов материальной культуры исследователи выделяют романовско ильмур­зинскую (бассейн р. Белой), янгельскую (Южное Зауралье), камскую (бассейн р. Камы), среднезауральскую и средневычегодскую археоло­гические культуры. Перечисленные культуры составляют камскую (камско-печорскую) культурно-историческую общность.

Большинство мезолитических памятников – небольшие стоянки, хотя и здесь есть исключения. Огурдинская мезолитическая стоянка, находящаяся в окрестностях гг. Березники и Усолье, имеет протяжен­ность более 2 км. Среди мезолитических памятников выделяют также кремнеобрабатывающие мастерские (Голокаменская мастерская) и святилища (Шайтанская пещера, Дыроватый камень на р. Чусовой).

Исследования торфяников позволили изучить изделия из дерева, коры, кожи, кости, относящиеся к периоду мезолита. Особенности среды торфяника консервируют вещи из материалов, которые в обыч­ной обстановке не сохраняются долго. Богатый материал дали раскоп­ки Кокшаровско-Юрьинской стоянки и Шигирского торфяника в горно-лесном Зауралье.

Эпоха неолита (позднекаменный век, VI–V тыс. до н.э.) в южной части Уральского региона характеризуется началом перехода от прис­ваивающей к производящей экономике. Идет процесс одомашнивания скота: кости домашних животных – мелкого и крупного рогатого скота, лошади – найдены на Ивановской стоянке. Сохраняются и тра­диционные для каменного века отрасли – охота, сетевое рыболовство и собирательство. На неолитических стоянках найдены каменные мотыги и зернотерки. В эпоху неолита фиксируется появление нового вида изделий – керамической посуды, предназначенной в большей степени для хранения пищевых запасов, нежели приготовления пищи.

В эпоху неолита получают распространения такие приемы обработки камня, как шлифование, пиление и сверление. Ассортимент сырья, из которого изготавливались каменные орудия, расширяется. Употребляются кремень, яшма, кварц, кварцит, гранит, тальк, сланец, халцедон, горный хрусталь и др.

В эпоху неолита начинают проявляться различия в развитии хозяйства разных областей Урала. Северный Урал с его климатом и животным миром диктует занятия охотой с сезонными перекочев­ками, на побережье Ледовитого океана в Приполярном Урале развива­ется охота на морского зверя. В лесном Прикамье жили оседлые охот­ничье-рыболовные племена. Здесь изучены постоянные поселения – такие как Хуторская стоянка, Чашкинское озеро VI (близ г. Березники).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты