КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Второй период: Темные века1) Архитектура Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах «Илиады» и «Одиссеи» встречаются описания древних святилищ — священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора («ауле»), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору «мегарон»прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен («антами») и столбами между ними. Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя (1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне). Описание в «Одиссее» дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красотеот восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает «лучезарным» сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук Итак, архитектура этого периода характеризуется продолжением крито-микенской традиции. Жилые дома сложены из кирпича или камня. Мегароны имели закругленную стену, противоположную входу. Со временем дома становились прямоугольной формы. 2) Медицина В Греции было два вида медицины: одни врачи пользовались заклинаниями и магическими словами; другие занимались наблюдениями и применяли средства, основанные на опыте. Первый вид врачевания господствовал, по-видимому, во времена Гомера и даже в течение долгого времени после него; но постепенно он вытеснился вторым. Одно место из сочинений, приписываемых Гиппократу (врачу V и VI веков), указывает, как заботливо относились врачи к правильному определению болезни:«Мы определяем болезни на основании общей природы вещей и свойств каждого отдельного человека: при этом мы принимаем во внимание признаки болезни, положение больного, то, что было ему предписано…, а также общее состояние атмосферы и состояние ее в каждой отдельной стране, привычки больного, его образ жизни, обычные занятия, возраст, речи, нрав, молчаливость, мысли, сон, бессонницу, род и время сновидений, движения рук, зуд, слезы, пароксизмы, испражнения, урину, мокроту, рвоту. Следует также собрать сведения о поте, ознобе, дрожи, кашле, чихании, икоте, дыхании, отрыжке, бурчании в животе, кровотечении, геморрое; надо исследовать, каковы следствия и значение этих признаков». Врачи придавали большое значение влиянию среды: «Кто хочет заниматься медициной, должен поступать так: прежде всего необходимо исследовать действие разных времен года, потому что они не только не похожи одно на другое, но имеют большие отличия, и каждое из них с. 157 подвержено различным колебаниям; во-вторых, надо иметь в виду теплые и холодные ветры, в особенности те из них, которые свойственны всем странам, затем те, которые дуют только в каждой отдельной стране. Равным образом, надо подвергнуть исследованию свойство вод, потому что различие во вкусе и весе ее свидетельствует и об отличии ее качеств. Если врач переезжает в новый город, он должен узнать, каково положение этого города относительно ветров и восхода солнца… Ему следует ознакомиться с тем, обнажена ли и суха ли земля в этой местности или покрыта лесом и сыра, находится ли город в котловине и напоен удушливо-горячим воздухом, или расположен на возвышенности в прохладном месте. Наконец, врач должен изучить тот образ жизни, какой наиболее по вкусу жителям; он узнает, любят ли они выпить и хорошо поесть и ленивы ли они, или, наоборот, увлекаются гимнастическими упражнениями, не боятся усталости, обладают хорошим аппетитом и пьют мало». 3) Одежда Мужчины Основной одеждой мужчин был хитон; он одевался прямо на тело, без рубашки, и состоял из куска материи, который обхватывал сверху донизу тело человека. С одной стороны он был совершенно закрыт, оставался лишь прорез для продевания руки; с другой же — верхние концы материи скреплялись на плече пряжкой или пуговицей. С этого бока хитон или зашивался во всю длину, или был открыт, что случалось реже. Посредством пояса можно было подбирать это одеяние как угодно. Сверху хитона набрасывался гиматион, очень широкое одеяние продолговатой формы. Одним своим концом он прикреплялся на груди ниже левой руки, потом покрывал левое плечо и спину, пропускался под правой рукой или сверху ее и, перекидываясь снова на левое плечо, ниспадал наконец на спину своим другим концом. Хламида представляла собой короткий плащ, застегивавшийся на шее пряжкой и свободно спускавшийся на плечи и спину. Ее носили на охоте, на войне и в путешествиях. Она была обычным костюмом афинской молодежи и спартанских граждан.
В городе греки ходили обыкновенно с непокрытой головой, но в деревне или в путешествии они употребляли в защиту от солнца войлочную шапочку.
Самой употребительной обувью были сандалии, прикрепляемые к ноге ремнями. Настоящий сапог (эндромис) из кожи или войлока также был известен грекам; он доходил до икр, даже выше, и зашнуровывался спереди. Впрочем, греки часто ходили босыми. Женщины Греческий женский костюм отличался большой простотой. Важнейшей частью его была туника (хитон), спускавшаяся до полу. В этом одеянии лиф и юбка составляли одно целое. Туника делалась то с короткими рукавами, то была открыта сверху и застегивалась пряжкой на плече. Это был домашний костюм, для которого употреблялась мягкая и в то же время тяжелая материя, большей частью шерстяная, иногда и полотняная. Обыкновенно это платье было белое с цветной полоской по краю. Талию обхватывал пояс, позволявший менять по желанию фасон платья; молодые девушки носили пояс вокруг талии, тогда как замужние женщины — выше талии. Руки женщины были обнажены, а ноги в изящной обуви. Для нарядного выходного туалета требовался гиматион, одевавшийся сверху и называемый то пеплосом, то калиптрой. Определить различие этих двух терминов довольно трудно, тем более потому, что греческие женщины обращали внимание на новые моды не менее наших современных дам. По-видимому, однако, калиптра была меньшей величины и из более тонкой материи, пеплос же шире и из более толстой ткани. Впрочем, самым главным в искусстве одеваться было уменье красиво задрапировать на себе эту материю, имевшую ширину в полтора метра и длину вдвое или в два с половиной раза больше; материя эта бывала то белой или розовой, как в Танагре, то украшалась красной или черной каймой. Можно было до бесконечности изменять ее фасон. На голове женщины любили носить круглую шляпу, почти плоскую, с остроконечной верхушкой; в руках держали обыкновенно веер в виде лотоса, большей частью светло-голубого цвета; золотые драгоценности украшали их руки и пальцы; наконец, для подкрашиванья лица они употребляли румяна и сурьму. Гиматион в виде шали
4) Земледелие Экономическая жизнь гомеровского общества уже далека от первобытного примитивизма. Сельские работы были трудными. Тягловой силой служили не только волы, но и мулы. Поля вспахивали длинной бороздой, иногда два, три и даже четыре раза подряд, чтобы получить наилучший результат. Относительно высока была и рабочая норма. Гомеровскому времени известны относительно развитые земледелие и скотоводство, составляющие основу хозяйства. Роль сельскохозяйственных орудий, кроме плуга, играли кирка и заступ. Ими разрыхляли землю и сажали садовые растения. Из зерновых культур в поэмах известны пшеница, ячмень, полба. Поля удобряли навозом. Жали серпами, молотили на гумне с помощью волов. Зерно размалывали на ручных мельницах. Наряду с разведением зерновых культур, занимались огородничеством и садоводством. Велико было значение оросительных каналов. Орошение не один раз упоминается в «Илиаде» и «Одиссее». 5) Соц. Полит. Культура В основе общественной организации гомеровского периода лежал род, несколько родов объединялись во фратрию, и несколько фратрий составляли филу — племя. При общинно-родовом строе высшая власть в общине считалась принадлежавшей всему народу (демосу), который собирался для обсуждения и решения общих вопросов (главным образом касающихся войны) на собрания (агора). Басилей — племенной предводитель—при решении серьезных вопросов советовался со всем народом и родовыми старейшинами, главами семей. Как видно из гомеровского эпоса, агора созывалась басилеем во время особо важных событий, чаще всего во время войны. В целом строй гомеровского общества представлял собой, по выражению Энгельса, «военную демократию», т. е. такую политическую организацию, которая характерна для последнего периода истории родового строя, когда зарождаются уже элементы публичной власти, развитие которых в условиях прогрессирующего деления общества на классы в дальнейшем приведет к образованию государства. «Военачальник, совет, народное собрание,— пишет Энгельс,— образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни... Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов: в их рвах зияет могила родового строя, а их башни достигают уже цивилизации» 1.
|