КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиторы.Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт , и Бетховен «немало послужили своим последователям»).Музфонд разделили по республикам. Остались 4 дома отдыха. Музфонд ныне живет за счет: а) взносов (100р. в год, пенсионеры-50р.); б)процентов с отчислений с авторских гонораров (часто «отвоевыается лишь»по суду),и в)сдачи в аренду помещений. Схема композиторского заработка не изменилась: Министерство культуры заказывает или приобретает готовое произведение, рассмотрение и отбор его осуществляет специальный департамент. Партитура оперы стоит (на 2002г.)-30-50 тыс.руб.,симфония для большого состава – 20-30 тыс.руб. В советское время высшая ставка за оперу была 12 тыс советских руб (стоимость автомашины и дачи). За один фильм платили порядка 5 тыс. руб.(эквивалент- «Жигули»). Так А.Шнитке, в период своего официального непризнания создал высочайшего класса музыку к 138 картинам. Музыкальная жизнь была насыщенной, а слушательская культура, по мнению бывших членов Союза, была высока. Это обеспечивало частое исполнение новых сочинений и как следствие - покупку государством произведения. Широко практиковались творческие командировки – выезды в далекие края большими делегациями, с хорами, оркестрами, критиками. Живописцы. С началом перехода к рыночным отношениям государство полностью отказалось от поддержки художников. Последующая коммерциализация живописи, как и всего искусства, привела к известным негативным явлениям, в том числе и к сокращению имевшейся инфраструктуры : резко сократилось количество организованных выставок, современные художники с трудом могут выставиться в известных музеях как Треьяковская галлерея, Музей изящных искусств, в Доме художника. Правда, популярны московские ежегодные выставки «Золотая кисть», по которым можно как-то судить о современных течениях в российской художественной жизни. В условиях выживания, в том числе и физического, явно обнаружилась зависимость стилей от состояния, переживаемого обществом в целом. Так, если экономический триумф США привел к балгополучному обществу с его стилем потребительства и поп-артом (в содержание произведений живописи вторгается реклама, серийное производство пр.), то российская живопись возвращается к фигуративному искусству, находящему рыночный спрос. Этому способствует также то, что художники часто продают свои вещи непосресредственно на рыночных площадях. Поэтому, если на Западе жанровая живопись уходит в историю, то в России происходит обратное явление (покупатель любит «похожее»). Но и на Западе и в России прослеживается тема одиночества человека – искореженные лица персонажей и едкие цвета отражают внутреннюю неурядицу авторов картин, их душевную неуравновешенность, за которой скрывается тоска и одиночество современного человека[109]. Рецензии на выставки полны разочарований по поводу топтания на месте мастеров живописи, что, видимо, отражает всеобщий духовный кризис, происходящий ввиду того, то ни наука, ни политика не смогли привести людей к ожидаемому новому равновесию – надежды на обновление жизни (модернизм) не оправдались. Видимо, возврат к зрелищной культуре и в живописи неминуем. 2.Литература как социальный институт. Эту тему исследует социология литературы. В ее проблемное поле включаются общественные условия возникновения и воздействия литературы на идеалы и формы поведения читателя.В социологии литературы существует ряд направлений : исследующих проблему межличностных отношений и поведения людей, занятых в сфере литературы (литературного сообщества); какие ценности предлагаются (утверждаются или ниспровергаются) писателями и кто из них являются образцом для идентификации; связи между социальными, социокультурными переменами и обусловленными ими эстетико-литературной продукцией; идеологические направления в литературе, детерминированные социально-классовой структурой общества. Модернизационные процессы, ныне разворачивающиеся в России, происходят по западным моделям. Российской социологии литературы в своем становлении также приходится ориентироваться на работы современных зарубежных социологов литературы [110](разумеется, это небесспорно).Утверждая то, что литература является социальным институтом, мы должны выявить его основное функциональное значение. Им является «поддержание культурной идентичности общества».[111]В процессе эмпирических исследований социологу приходится связывать функциональное значение литературы (совокупность литературных образцов) с социокультурными особенностями различных социальных групп, для которых значима литература. Причем, социолог выявляет различные литературные ориентации через соотнесение их к структуре ценностно-нормативной системы этих групп. Как это происходит? Проблематика социологии литературы находится в пространстве социальной системы литературы,т.е. в функциональных связях писателя, критика, литературоведа, публики, школы, библиотеки, издательства, книготорговцев. В процессе функционирования этой системы возникают символические центры социокультурной системы.Так, для примера укажем, что в этом смысле для СССР была характерна роль Москвы (элемент хронотопа литературного процесса). Рассмотрим первое звено социальной системы литературы : писателя, т.е. место формирования его личности, место деятельности, отношение к сообществу писателей, писательскую продукцию, представленную в виде тиражей книт и художсственных журналов.
|