Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Л.Г. Лысюк МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА




Читайте также:
  1. I. Методологические подходы к построению воспитательной деятельности
  2. I. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.
  3. II Финансовый анализ деятельности предприятия Общая оценка финансового состояния предприятия
  4. II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  5. III. Перелом костей основания черепа.
  6. N. Завершение всей деятельности.
  7. PR и смежные сферы деятельности
  8. SWOT - анализ деятельности организации
  9. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).
  10. V. Ориентированная основа деятельности (ООД).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Два года назад в Бресте произошло событие, которое было интересно и значимо, наверное, лишь для тех, кто принимал r нем непосредственное участие, но последствием которого и стала предлагаемая читателям книга. Тогда, в не очень теплые майские дни, состоялась конференция, посвященная обсуждению сложной, дискуссионной, неоднозначной проблемы соотношения мировоззрения и психологии. Эта первая встреча воодушевила ее участников и побудила продолжить дискуссию ровно через год. Встреча состоялась в Бресте, но теперь уже обсуждение разворачивалось в присутствии достаточно большого количества ученых, студентов и просто любознательных людей, которым небезразличны фундаментальные проблемы человеческого бытия. Конференции предшествовал однодневный семинар, посвященный мало обсуждаемой у нас, но глубоко касающейся каждого человека теме прощения. В проблему прощения в психотерапии по-философски мягко и психологически конкретно участников семинара ввел главный врач известной в Германии клиники Hohe Mark Мартин Грабе. О неподдельном интересе к теме конференции свидетельствовало достаточно большое количество вопросов, которое было задано присутствующими в аудитории тем, кто выступал с докладами.

В предлагаемой вниманию читателя книге авторам хотелось не только изложить свои взгляды и свою позицию, но и представить тот диалог, который разворачивался в конференц-зале Брестского университета. Поэтому за материалами, представленными каждым автором, следуют вопросы, возникшие у остальных участников конференции, и ответы на них, И это можно рассматривать как приглашение к продолжению размышлений не просто над еще одной проблемой, а над своей личностной и профессиональной позицией в психологии. Тем более что те, кто представил свои сообщения на эту конференцию, достаточно открыто и аргументированно заявляли о своем выборе. Естественно, что в докладах обозначены лишь некоторые аспекты неисчерпаемой проблемы соотношения мировоззрения и психологии. В выступлениях доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Бориса Сергеевича Братуся и доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития ВрГУ им. А.С. Пушкина Лидии Глебовны Лысюк было обозначено проблемное поле темы конференции, обращено внимание на необходимость психологу задаваться вопросами о ценностях, нравственности, вере как фундаменте, на котором строится здание психологии. Доктор психологических наук, профессор Анджей Голомб из Высшей школы финансов и управления (Варшава) и кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития БрГУ им. А.С. Пушкина Елена Александровна Бирюкевич представили результаты собственных исследований, посвященных изучению некоторых особенностей мировоззрения у студентов, подчеркнув возможность и необходимость проведения подобных исследований. Профессор Мартин Грабе и клинический психолог Кристина Бардилл из Швейцарии поделились собственным опытом психотерапевтической работы, строящейся на основе христианского мировоззрения.



Таким образом, в нашей небольшой по объему книге оказались представленными основные направления разработки темы «Мировоззрение и психология». Естественно, нам хотелось бы продолжить совместное движение в направлении Истины, к которой стремится каждый действительно профессиональный психолог. Поэтому всех тех, кому интересна предлагаемая тема, авторы приглашают к диалогу.



Л.Г. Лысюк МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

В обыденной жизни люди вряд ли задаются вопросами о собственном мировоззрении, однако мировоззрение само нередко ставит перед ними вполне конкретные вопросы. В определенные периоды человеческой жизни эти вопросы звучат наиболее остро и приобретают характер смысложизненных вопросов. В юности - о своем призвании и месте в мироздании. В старости - об отношении к жизни и смерти. Вопросы одиночества, вины, бессмысленности, дружбы и предательства, любви и ненависти...

Психолог в отличие от других людей профессионально обязан задавать самому себе вопросы о собственном мировоззрении и системе ценностей. Необходимость этого обозначена как в трудах психологов-классиков (начиная с Фрейда и Юнга), так и в профессиональных и этических кодексах. Например, в кодексе Американской ассоциации консультирования 1995 года говорится, что «консультанты должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки, убеждения.,,»1. Это является важным условием для понимания культурных и мировоззренческих особенностей тех, с кем они работают. Осознанное личное мировоззрение психолога выступает как инструмент познания своеобразия мировоззрения его клиентов. Этический кодекс Американской психологической ассоциации также пронизан мировоззренческими и ценностными установками: в нем, в частности, говорится о свободе научного поиска, социальной ответственности, благополучии как отдельных людей, так и общества в целом.

В самом общем виде мировоззрение определяется как система взглядов на мир и свое место в мире, на свое отношение к действительности и самому себе, которые опосредствуют взаимодействие с окружающим. Внутри этой системы существуют представления разной степени абстракции: от взглядов на сущность человека и его предназначение до мыслей о типичных сферах жизнедеятельности человека (семья, любовь, работа, болезнь, смерть и пр.) и способах поведения в тех или иных ситуациях. Разные представления внутри мировоззренческой системы взаимосвязаны, но степень их согласованности может быть различной.



Существенно важным для определения мировоззрения является понимание его функций в человеческой жизни. Известно, что мировоззрение упорядочивает внутреннюю и внешнюю жизнь человека, придает ей целостность и согласованность, четко выраженную направленность. Обращение к мировоззренческим и ценностным основаниям собственной деятельности - это процесс и путь личностного и профессионального становления человека. А содержание мировоззрения определяет этот путь и тип развивающейся личности.

Исходя из определения мировоззрения, становится очевидным, что для профессиональной деятельности психолога весьма важно знать, какие типы мировоззрения имеются в человеческой культуре и какое мировоззрение присуще самому психологу. В рамках данного доклада я не ставлю перед собой задачу представлять их все, но, думаю, пальцев на двух руках вполне достаточно, если не избыточно, чтобы перечислить их все.

Поскольку центральным вопросом практически любой системы мировоззрения является вопрос о происхождении мира и человека, обратимся к размышлениям над тем, как в профессиональной деятельности психолога отражаются два основных типа мировоззрения, которые прямо противоположным образом отвечают на этот вопрос.

Первый тип мировоззрения - атеистический - строится на отрицании существования Бога. Те, кто исповедует эту идею, верят и стремятся доказать, что все явления имеют под собой материальные основания и естественнонаучные причины, что развитие материального мира осуществляется по законам эволюции (развитие регулируется естественным отбором, осуществляется путем адаптации к изменяющимся условиям и происходит в направлении от низшего к высшему путем постепенных количественных изменений). Человек, являясь вершиной эволюционного процесса, сам творит собственную жизнь, сам устанавливает критерии того, что есть добро и что есть зло, сам управляет миром в соответствии со своими убеждениями и целями. Бог - это идея, также являющаяся продуктом эволюции и возникшая как средство, помогающее человеку справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Приверженцы второго типа мировоззрения - креационистского -

уверены, что кроме материального мира существует мир духовный, а мир видимый и человек как часть этого мира есть творение Божие. У Него «глаголы жизни вечной», универсальные законы существования материального мира и человеческой жизни. Человек должен искать Бога и строить свою жизнь в соответствии с Божьим миропорядком, с Его

представлениями о добре и зле. Бог - реально существующая сила, источник всего сущего.

Очевидно, что проблема влияния того или иного типа мировоззрения на профессиональную позицию психолога не гак проста, как может показаться на первый взгляд, поскольку оценка этого влияния может быть осуществлена либо с одной мировоззренческой позиции, либо с другой, либо с какой-то третьей. Думается, что оценка с позиций креационизма имеет некоторые преимущества. Атеист, не признавая существование духовных оснований человеческого бытия, но видя их проявления, будет стремиться объяснить неизвестную для него реальность материалистическими концептуальными построениями, что мы и видим в психологии, начиная с Фрейда и заканчивая гуманистической философией и психологией. Как известно, стремление объяснить действительность более высокого уровня организации (духовную) в системе координат, присущей более низкому уровню существования (материальному, социальному и т.п.), лишает возможности исследовать качественное своеобразие первого и называется редукционизмом.

Человек, присвоивший атеистическую систему верований, может судить о креационистском мировоззрении и следующем из него образе жизни лишь извне. Те, кто исповедует креационизм, знают и исследуют духовную составляющую бытия и ее явление в мире материальном. Они, укоренившись в Духе, могут изучать духовный мир изнутри, являясь его носителем и осознавая это, руководствуясь в своей жизни не видимым, а невидимым, то есть духовными основаниями бытия. Эта проблема понимания была обозначена еще апостолом Павлом: «Недуховный человек не воспринимает тех истин, которые указывает Дух Божий, и по его мнению, это глупость; он не может их понять, ибо они оцениваются духовно. Но духовный человек может оценить все, хотя его самого никто не может оценить» (1 Коринфянам 2:14-15-в нашем изложении).

Соотношение мировоззрения и психологии я буду рассматривать как сторонник креационизма. При этом я буду исходить из того, что психология - это сфера профессиональной деятельности, направленная на исследование, познание внутреннего мира человека (научная психология), и сфера практической деятельности, направленная на улучшение качества жизни отдельного человека и общества в целом.

Рассмотрим, насколько исследовательская деятельность психолога определяется обозначенными двумя видами мировоззрения. Прежде всего следует сказать, что независимо от того, является психолог атеистом или приверженцем креационизма, он как ученый прежде всего бескорыстно стремится познать устройство и законы возникновения и развития различных аспектов внутреннего мира человека. И тот и другой исходят из

постулата о существовании объективной реальности человеческой души и определенных законов ее функционирования и развития (общенаучный постулат об объективности знания), а также из постулата о познаваемости внутреннего мира человека (общенаучный постулат о принципиальной возможности рационального постижения мира). Независимо от мировоззренческой позиции все психологи используют общенаучные методы познания психики человека. И движимые желанием познать истину психологи-исследователи обнаруживают и описывают объективно существующие феномены и закономерности ощущений, восприятия, памяти, мышления, эмоций, воображения и других психических явлений. Какой бы мировоззренческой позиции ни придерживался психолог, повторив эксперименты Пиаже, он обнаружит описанные им феномены детского мышления. То же самое можно сказать о законах запоминания и забывания, об исследованных гештальпеихологами законах восприятия и пр. Таким образом, рассуждая о соотношении личного мировоззрения и профессиональной научной деятельности психолога, можно назвать эти отношения в определенном смысле мировоззренчески нейтральными.

Сложнее обстоит дело с исследованиями, посвященными изучению самого мировоззрения . и прежде всего психологическому изучению религиозности. Поскольку религиозность человека, его отношение к духовности являются важной и существенной характеристикой человеческого бытия, то, разумеется, психология как наука о человеческой душе не может игнорировать многообразие религиозного опыта. Именно так и называется книга одного из родоначальников исследований в области психологии религии, пионера психологической науки В. Джемса, В ней подробнейшим образом описаны основные феномены религиозности как они представлены в сознании человека: чувство священного, сопровождающееся благоговением и трепетом; чувство единства с Богом и преодоление эгоцентризма, ощущение своей абсолютной зависимости от Бога, контакт с духовным миром («Иной реальностью»), ощущение разумности и вечной справедливости в космическом масштабе, феномены обращения, покаяния человека, преобразования его личности и сознания, феномены религиозной веры и пр. В дальнейшем появились и работы других психологов, в которых описана феноменология личности религиозного человека, влияние религиозной веры на жизнь человека. При этом вне зависимости от мировоззрения психологи используют одни и те же методы изучения феноменов религиозности и, разумеется, объективное описание самих феноменов не будет иметь принципиальных различий у исследователей с разными мировоззренческими позициями (религиозной и атеистической), если они искренне стремятся найти истину. Кстати, Джемс был атеистом.

Расхождения начинаются тогда, когда встает вопрос о том, как и почему возникают эти феномены, каковы их функции в жизни человека, то есть трудности во взаимопонимании верующих и неверующих психологов появляются при интерпретации духовной жизни верующего человека. Поиск ответов на эти вопросы будет в полной мере определяться мировоззрением исследователя, его представлением о сущности религии. Если психолог верит в то, что Бога нет, а его испытуемые говорят о том, что Он реально действует в их жизни, то вывод следует один - все описываемые человеком состояния и мысли не соответствуют действительности, а значит они - плод иллюзии. Иллюзия, «сны золотые» спасают человека, помогают ему пережить психологически трудные ситуации, но и уводят его от реальности, что в конечном счете может привести к неврозам. Но такое объяснение не лает ответа на вопрос, почему в Бога верят вполне благополучные люди?

Понять смысл и логику жизни души религиозного человека можно лишь тогда, когда исследователь признает существование Бога, объективное существование духовной реальности. Религия тогда рассматривается не как способ уйти от тягот жизни, а как связь с Богом, выстраивание отношений с Ним на основе веры и преобразование собственной жизни на основе духовных законов бытия, сущность которых отражена в десяти библейских заповедях.

Весьма интересным ходом в исследовании вопросов веры является изучение того, почему люди не обращаются к Богу, предложенное профессором Нью-Йоркского университета П. Витцем . Витц утверждает, что в основе неверия лежат не рациональные, а чисто психологические - в широком смысле - причины; воспитание, темперамент, характер, потребности и мотивы и пр. В противоположность утверждению о том, что вера в Бога является результатом незрелости, неспособности мыслить логично, а атеизм, напротив, есть продукт рациональных размышлений, способности видеть мир таким, какой он есть, он, проанализировав свой собственный опыт веры и неверия, показал, что отказ от веры произошел вследствие того, что в новых жизненных условиях (поступление в университет, жизнь в большом городе, контраст между традиционной американской культурой и «современной жизнью») появились и стали наиболее значимыми новые потребности, вытеснившие потребность в отношениях с Богом. В качестве таких потребностей Витц называет потребность чувствовать себя комфортно в новом, притягательном исекулярном, мире; потребность быть принятым сильными и влиятельными профессионалами, которых объединяют ярко выраженные карьерные амбиции и атеизм. Так же, как он подражал внешним атрибутам жизни в большом городе. Витц стремился усвоить образ мыслей психологов, в основе которого лежали атеистические установки и стереотипы. Немаловажным было также стремление быть принятым окружением, которое стремилось получить те удовольствия и блага, которые дает секулярная жизнь. Быть религиозным человеком означало отдавать свое время и деньги для помощи другим людям, молитв, изучения Библии и тем самым противостоять той жизни, в которую он был погружен, что могло бы привести к определенным неудобствам и дискомфорту. Проанализировав свои собственные мотивы ухода от веры, Пол Витц делает заключение, что его обращение к атеизму можно рассматривать как возират к подростковому образу мысли и жизни.

Размышления, подобные представленным П. Витцем, показывают, что для организации объективного исследования влияния мировоззрения, и прежде всего религиозного мировоззрения, на личность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими необходимо изучать не только психологические особенности верующих людей, но в равной мере и психологические особенности людей неверующих.

Таким образом, вполне очевидно, что исследование духовной жизни человека как сферы его отношений с Богом является чрезвычайно важным для понимания сущности человеческой природы. Однако интерпретация этих феноменов существенным образом зависит от мировоззрения исследователя. Думается, что объяснение неверующим психологом феноменов духовной жизни верующих людей не может рассматриваться как адекватное, поскольку им не признается объективность существования духовного измерения бытия. Подводя некоторый итог, можно сказать, что изучение феноменов веры человека прямо не опосредствовано тем, каковы мировоззренческие позиции исследователя, однако интерпретации полученных результатов будет целиком определяться тем, признает он существование Бога или нет.

Рассмотрим далее значение мировоззрения психолога для сферы его практической деятельности, то есть для организации психологической помощи людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, с которыми по тем или иным причинам сами они справиться не moiyt. Среди проблем, с которыми работает психолог, могут быть неврозы, психопатии, девиантное поведение, нарушения семейного функционирования, трудности в детско-родительских отношениях, алкоголизм и наркомания, отсутствие смысла жизни, неуверенность, страхи, одиночество и многое-многое другое. Но еще больше чем проблем существует различных подходов к пониманию причин их возникновения и развития и, соответственно, к стратегии и тактике оказания профессиональной помощи людям, переживающим трудные периоды в своей жизни. Специалисты утверждают, что существует свыше 500 методов психотерапии и каждый год появляется еще 20 - 30 новых методов. Перед практикующим психологом вполне осязаемо стоит проблема выбора того метода с помощью которого можно оказать эффективную психологическую помощь клиенту. Очевидно, что критерием такого выбора могла бы быть объективная, научно обоснованная оценка границ применимости и эффективности того или иного направления в психотерапии и консультировании. Однако такие данные либо отсутствуют, либо они не могут быть признаны как достаточно надежные, да и сама процедура оценивания результатов практической деятельности психолога на настоящий момент еще очень далека от совершенства и требований научности. В реальности же выбор того или иного метода работы совершается, как правило, на основе достаточно случайных критериев и скорее является делом личного вкуса психолога, рациональное обоснование которого фактически неосуществимо. И это неудивительно, поскольку, по мысли Е. Сидоренко, любая психотерапевтическая концепция, является ответом ее создателя на драму собственной души Возможно, на драму своей детской души. Она также говорит, что многие психологи, и среди них даже такие всемирно известные как Дж. Морено, К. Роджерс, признавали, что своей концепцией они говорят людям: «Смотрите, я нашел способ помочь себе. Это должно помочь и вам». Позже, к концу жизни, они добавляют: «Это преобразит все человечество. Это исправит мир».3

Таким образом, если сфера психологических исследований строится на конкретных фактах, получаемых с помощью общенаучных методов изучения внутреннего мира человека, и лишь интерпретация этих фактов в определенных областях психологии обусловлена мировоззрением автора, то сфера практической деятельности психолога изначально строится на его мировоззрении. К.-Г. Юнг, один из пионеров психотерапии, говорил, что «мировоззрение руководит жизнью терапевта и образует сам дух его терапии», что за эмоциональными состояниями пациента стоят его «религиозно-философские мысли», что процесс психотерапии - это встреча двух систем мировоззрения4. Существуют многочисленные исследования, которые со всей очевидностью доказывают влияние ценностей психотерапевта на ценности клиента. В последние два десятилетия изучение роли мировоззрения и ценностей в консультировании и психотерапии вылилось в интенсивное развитие кросс-культурного консультирования, в рамках которого, в частности, изучаются мировоззренческие и ценностные основания различных психотерапевтических направлений и методов и степень их соответствия менталитету клиентов и специалистов в области психологического консультирования, принадлежащих к разным культурам .

О том, что профессиональная деятельность психолога тесно переплетена с мировоззрением, говорят и некоторые гуманистически настроенные психотерапевты, которые начинают рассматривать психотерапию как разновидность религии , поскольку она, по их мнению, основывается на постулатах, принимаемых на веру и не подлежащих научной верификации. Кроме этого, обращается внимание на то, что гипотезы и техники из профессиональной сферы настолько широко внедрились во все сферы жизни общества (образование, бизнес, семья и пр.) и трансформировались в общепринятые взгляды на различные аспекты человеческого бытия, что это дает основание говорить о современном обществе как обществе «психотерапевтической культуры».

Признание того, что мировоззрение играет важную роль в процессе консультирования и является его фундаментом, обязывает психологов к тому, чтобы рассматривать и строить свою профессиональную деятельность, исходя из анализа как собственного мировоззрения, так и мировоззрения авторов тех или иных теорий и практик, постоянно соотнося их между собой. При этом говорить о собственном мировоззрении психолога можно скорее в том смысле, что оно является неотъемлемым основанием его личности и жизнедеятельности, которое он самостоятельно и осознанно выбирает среди уже имеющихся ответов на фундаментальные вопросы человеческого бытия, но не в смысле того, что психолог сам изобретает какие-то принципиально новые взгляды на сущность человека. Заявить открыто о своем выборе, тем более если он не совпадает с общепринятыми позициями, далеко не легкая задача даже для психолога.

Мировоззрением психолога определяется понимание причин возникновения тех или иных человеческих проблем, постановка целей и выбор методов и техник преодоления сложившихся трудностей. Очевидно, что приверженцы эволюционного и креационистского взгляда будут не просто по-разному, но диаметрально противоположным образом объяснять причины многих человеческих проблем.

Для понимания связи мировоззрения психотерапевта с целями и методами оказания помощи кратко рассмотрим эти два различных подхода в работе с чувством вины. Известно, что большинство наиболее распространенных психотерапевтических направлений исходит из представлений о человеке как продукте эволюции (3. Фрейд, Ф. Перле, К. Роджерс, А. Бек и др.). Так, например, К. Роджерс полагал, что у человека как и у животных, есть врожденная тенденция к развитию, к самоактуализации. Эта естественная организмическая тенденции проявляется в субъективных переживаниях, которыми он и должен руководствоваться в своем поведении. Однако отношения, которые зачастую складываются у маленького ребенка с близкими ему людьми, препятствуют свободному следованию естественным тенденциям организма, и ребенок начинает ориентироваться в своем поведении на ценности и нормы других людей (условие ценности). Это ведет к развитию Я-концепции, которая не соответствует истинным переживаниям человека, что и порождает чувство вины. В соответствии с этим целью психотерапии будет создание таких условий, при которых становится возможным конструктивное изменение личности в направлении все большей гармонизации отношений с самим собой, своим истинным Я, отношений, которые помогут человеку ориентироваться прежде всего на свои чувства и переживания и отказаться от условий ценности, навязанных родителями. Основным средством достижения этой цели является построение особых психотерапевтических отношений, при которых становится возможным конструктивное изменение личности. Эти отношения характеризуются конгруэнтностью, безусловным позитивным принятием клиента и эмпатией. Но, как можно видеть, в этих отношениях не присутствует существеннейший атрибут человеческих отношений - мораль. Таким образом, логика подобного понимания происхождения чувства вины приводит к необходимости отказа от того, что, но мнению Роджерса, является его источником - от моральных требований родителей, общества, Бога. Только тогда, когда люди открыты своему внутреннему опыту и делают то, «что им кажется правильным» , они могут почувствовать удовлетворение. Любому приверженцу христианства это очень напоминает историю с грехопадением Адама и Евы: именно тогда, когда они, послушав сатану, забыли о запрете Бога есть плоды с дерева познания добра и зла и начали следовать своим собственным чувствам, в их жизни начались большие проблемы- Поэтому психолог-консультант, стоящий на христианских позициях, рассматривает возникновение чувства вины как следствие нарушения морального закона, и его преодоление становится возможным на пути раскаяния, то есть искреннего признания своей неправоты, сокрушения и обращения к Богу с просьбой о чистой совести. В отличие от гуманистического подхода в качестве главного условия преодоления чувства вины в рамках христианской парадигмы рассматривается добровольное подчинение Богу и исходящим от Него моральным законам, представленным в десяти заповедях. За неимением времени не будем рассматривать работу с разными видами чувства вины (истинное и ложное, экзистенциальное и пр.), но очевидно, что она будет обусловлена общими представлениями о происхождении этого чувства.

Интересно подчеркнуть, что внешне отношение психолога-гуманиста и психолога-христианина к своему клиенту вряд ли отличаются: и тот и другой выражают нуждающемуся человеку поддержку, проявляют понимание и заботу. Но один это делает для того, чтобы помочь человеку отказаться от каких-либо авторитетов и ориентироваться только на свои ощущения, а другой - для того, чтобы помочь принять необходимость следовать за Создателем и в соответствии с созданными Им законами, чтобы именно на этом пути обрести подлинную свободу. В первом подходе центром психотерапевтического процесса является Я человека, стремящееся к минимизации негативных переживаний и к максимальному удовольствию как самоценности (эго-центрнчность). Во втором подходе внимание психолога и клиента направлено на поиск универсальных законов бытия, воплощенных в личности Иисуса Христа (Христо-центричность).

Аналогично с двух мировоззренческих позиций можно анализировать и сопоставлять понимание природы самых разных психологических проблем и способов работы с ними, делая осознанным не только профессиональный, но и личностный выбор.

Скажите, пожалуйста, чем отличается деятельность священника и психолога? Нужен ли психолог или все проблемы может решить священник?

Священник тоже человек, и в силу этого он ограничен в своих возможностях, впрочем, так же, как и психолог. И тот и другой призваны размышлять и заботиться о человеческой душе, но несколько по-разному. Священник в большей степени, чем кто-либо другой, призван познавать природу Бога, Его действие в этом мире. Его замыслы и созданные Им законы, чтобы помогать людям познавать сущность Бога и сотворенного Им мира, чтобы поддерживать людей в их устремлениях привести свою жизнь в гармонию с Божественным мироустройством. Душа, в соответствии с христианским мировоззрением, как и Вселенная, тоже создана Богом. И как и любое другое творение Божье, она является объектом исследования с целью познания законов и механизмов ее функционирования. Этим и занимается психолог. Говоря об оказании помощи человеку, переживающему различные психологические трудности, следует сказать, что эффективное использование полученных знаний об устройстве души возможно лишь тогда, когда эти знания будут соотнесены с замыслом Творца относительно человека, о чем священнослужитель, естественно, знает несколько больше, чем психолог. Поэтому в идеале, на мой взгляд, психолог и священник, дополняя и обогащая друг друга, должны вместе помогать людям, нуждающимся в помощи, проходить трудные этапы их жизненного пути.


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 11; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты