Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ.




РЕФЕРАТ

 

 

на тему «Территория России в системе Древнего мира»

тема работы

 

 

Руководитель ________ доцент, к.э.н.____ И.С. Корчагин__

подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия

 

Студент _________ _______________ _________ И.И.Иванов_____

номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

Красноярск 2014

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдалёнными эпохами первобытнообщинного строя, когда ещё не появилась письменность. Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств с древнейших времён проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ.

На территории нашей страны движение и контакты этносов начались задолго до российской государственности. Россия унаследовала многие тенденции, сложившиеся до неё - в том числе и непрерывную динамику межэтнических связей. При изучении российской истории не следует обходить вниманием древние народы, населявшие когда-то Восточную Европу и Сибирь. В подавляющей части работ дооктябрьского история России рассматривалась исключительно как история русского народа. Такой подход был свойственен Н.Карамзину, С.Соловьеву, Н.Костомарову, В.Ключевскому и др.

Школа государственников упоминала другие народы, в основном, в связи с российской внешней политикой, хотя ею признавался факт вливания в состав русского этноса некоторых финно-угорских племен. Лишь в конце 19 - начале 20 веков стали появляться работы, рассматривающие историю России как историю многонационального государства. Часть этих работ была написана с рационалистических, европоцентристских позиций. Публиковались и книги православных авторов. Один из них - А.Нечволодов - в своём объёмном издании "Сказания о земле Русской" трактовал нашу историю как историю народа, наделенного божественным призванием, видя её корни в далеких библейских временах и включая в неё всю докиевскую древность. При этом к предкам славян причислялись скифы, гунны и др. народы. В это же время увидели свет первые труды представителей российской исторической мысли, получившей название евразийства.

К евразийской школе относились не только историки и работавшие на исторической тематикой публицисты - Г.В.Вернадский, Н.С.Трубецкой, В.И.Ильин, Г.В.Флоровский, но и специалисты по географии, философии, востоковедению и другим отраслям знания. Отвергавшие рационализм западного типа евразийцы рассматривали Россию как целый историко-географический континент с особой судьбой. Они считали, что российские истоки - не только в Европе, но и в Азии, пристально изучали роль Востока в истории России. Евразийцы впервые обратили внимание на Восточно-Европейскую равнину как на некий "котел" для этнических "переплавок", выдвинув тезис "Россия - это соборность наций". Наследие евразийцев заметно отразилось в творчестве историка и этнолога Л.Н.Гумилева, написавшего большое количество работ, посвященных истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне - это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финноугор и татар.

Интересные взгляды, перекликавшиеся с теоретическими построениями евразийцев, высказывал русский историк Н.И.Ульянов, работавший в50-80-х годах в США и Франции. Он считал, что "если существуют законы истории, то одни из них надо усматривать в географических очертаниях Государства Российского" и отмечал факт образования российского жизненного пространства задолго до появления Руси: " Она велика от рождения, а не в силу завоевания. Создание империи рюриковичей, как оно изложено в летописи, похоже не на завоевание, а на государственный переворот. Князья покоряли не свободные народы, а перенимали власть над ними от прежних державцев. "Не дайте хазарам, дайте мне" – говорил Олег. Самим народам, видимо было безразлично - платить ли хазарскому кагану или новгородскому конунгу".

Концепции евразийцев активно разрабатывались в 20-30-х годах в условиях эмиграции. В этот период в официальной советской науке монополией овладели сторонники формационно-классового подхода, жестоко критиковавшие евразийцев, называя их "националистами и православными мистиками". Критике подверглись также школы государственников и "федералистов" (В.Костомаров, М.Грушевский). Глава марксистской историографии М.Н.Покровский говорил, что "понятие национальности заслонило у них классовую борьбу". Историки-марксисты в истории всех народов видели, прежде всего, "историю развития материальных производительных сил и соответствующих им, от воли людей не зависящих, производственных отношений". По их мнению, борьба классов, начиная с разложения родовой общины, определяла ход человеческой истории - в том числе и развитие национальных процессов. Этнологию объявляли "продуктом реакционной буржуазной науки". Существенно, что при этом марксистская историческая школа в своих построениях последовательно проводила еврпопоцентризм и однолинейную схему исторического процесса.

Отдавая "ритуальную" дань марксистской традиции, советские историки накапливали разнообразные методы и подходы к изучению и освещению истории древних народов. Начиная с 40-х годов, развернулась продуктивная переработка немалого фактологического материала, активизировались археологи, этнографы, этнолингвисты, антропологи, специалисты по отечественным и зарубежным письменным источникам. Были сделаны крупные практические и методологические шаги для воссоздания этнической и политической картины в Восточной Европе в докиевский период. Особыйв клад в это внесли такие ученые как П.Н.Третьяков, Д.К.Зеленин, Ф.П.Филин, М.И.Артамонов, Б.А.Рыбаков, В.В.Мавродин, О.Н.Трубачев,С.А.Плетнева, В.В.Седов и некоторые другие. В настоящее время этнографические, археологические, теоретические изыскания продолжаются. Тематика, касающаяся древних народов на территории нашей страны, постоянно обогащается и расширяется.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты