Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Примечания. James W. Fernandez,Tabernanthe Iboga: Narcotic Ecstasis and the Work of the Ancestors, in peter t




Читайте также:
  1. Примечания
  2. ПРИМЕЧАНИЯ
  3. Примечания
  4. Примечания
  5. Примечания
  6. ПРИМЕЧАНИЯ
  7. Примечания
  8. Примечания
  9. Примечания
  10. Примечания

James W. Fernandez,Tabernanthe Iboga: Narcotic Ecstasis and the Work of the Ancestors, in peter t. furst (ed.),Flesh of the Gods: The Ritual Use of Hallucinogens, praeger publishers, new york, 1972, p. 245.

(обратно)

Ibid., p. 245–246.

(обратно)

Richard Evans Schultes, Plants of the Gods: Their Sacred, Healing and Hallucinogenic Poers, Healing Art Press, Rochester, Vermont, 2001, p. 58.

(обратно)

Моя доза составляла 14 мг/кг, всего около 1,2 грамма.

(обратно)

Plants of the Gods, p. 112.

(обратно)

Guide de Visite de la Grotte du Pech-Merle, Cabrerets-Lot, editions du castelet, boulogne, march 1999, p. 8.

(обратно)

Paul Bahn Journey through the Ice Age, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 197.

(обратно)

По поводу французской пещеры Шове и итальянской пещеры Фумане — смотри подробное обсуждение в четвертой главе этой книги.

(обратно)

Обсуждение этой темы можно встретить в следующей работе: Robert Bednarik, "The Earliest Evidence of Palaeoart", Rock Art Research, 2003, Vol. 20, No. 2, p. 89–135. Смотри также: Daniel Kaufman, "Redating the Social Revolution: The Case for the Middle Palaeolithic", fournal of Anthropological Research, Vol. 58, 2002, p. 477–492.

(обратно)

Наиболее ясно эта точка зрения представлена в следующей книге: Richard G. Klein and Blake Edgar, The Dawn of Human Culture, John Wiley and Sons Inc., New York, 2002.

(обратно)

The Times, London, 17 February 2005, цитируя Nature за то же число, сообщает о том, что в Эфиопии были обнаружены скелеты людей, обладающих полным анатомическим сходством с современным человеком. Возраст этих останков — 196 000 лет, что на 35 000 лет старше предыдущей находки того же типа. Это открытие было сделано группой ученых из университета Юты, руководил же их работой известный исследователь Фрэнк Браун.

(обратно)

В частности, известный палеоанатом Филипп Тобиас в интервью, данном Грэму Хэнкоку 13 апреля 2004 года в университете Витвотерсрэнд (Южная Африка), высказал мнение, согласно которому наши предки могли достичь полного анатомического сходства с современным человеком уже 300 000 лет назад.

(обратно)



William Н. Calvin, A Brain for all Seasons: Human Evolution and Abrupt Climate Change, University of Chicago Press, 2002, p. 39: "Такой вид, как Homo erectus, можно было встретить на территории Китая еще 50 000 лет назад. Этот вид оказался наиболее долговременным в истории человечества".

(обратно)

Смотри: Henry Gee (главный редактор, Nature), "Flores, God and Cryptozoology", published online 27 October 2004, http://www.nature.com/news/2004/041025/full/041025 — 2. html: "Не исключено, что островитяне были потомками рослых Homo erectus, переселившихся на Флорес 900 000 лет назад. Здесь они прятались от варанов и охотились на слонов. С каждым поколением они становились все меньше — что происходит со всеми без исключения обитателями маленькой островной популяции, — пока не превратились в новый вид. Homo erectus стал Homo floresiensis".

(обратно)

The Times, London, 14 March 2005.

(обратно)

The Independent, London, 28 October 2004, p. 1–2, 12–13; Richard Dawkins in The Sunday Times, 31 October 2004 (News Review) p. 6; The Guardian, 28 October 2004, p. 1–2; Henry Gee, главный редактор, Nature, writing in The Guardian, 28 October 2004, (Life section), p. 4–6.



(обратно)

Ученые до сих пор не пришли к согласию относительно того, когда появились первые неандертальцы. Предполагаемые даты варьируются от 300 000 до 150 000 лет назад. Смотри, например: Professor Dr Joao Zilhao, Anatomically Archaic: Behaviou— rally Modern: The Last Neanderthals and their Destiny, Drieent— wintigste Kroon-Voordracht, p. 9. Профессор придерживается мнения, согласно которому "классические неандертальцы были последней разновидностью человечества, распространившейся на территории Европы по меньшей мере 300 000 лег назад". Маттиас Крингс (Matthias Krings, et al., "Neanderthal DNA Sequences and the Origin of Modern Humans", Cell Vol. 90, II July 1997, p. 19) утверждает, что "неандертальцы — это вымершая разновидность гоминидов, населявших Европу и Западную Азию в период с 300 000 до 30 000 лет назад". Ян Таттерсхолл и Джеффри Шварц (Ian Tattershall and Jeffrey Schwartz, Extinct Humans, Westview Press, 2001, p. 176) пишут: "Неандертальцы являлись особой группой гоминидов, обитавших на территории Европы и Западной Азии между 200 000 и 30 000 лет назад". Джеймс Шрив (James Shreeve, The Neanderthal Enigma, Viking, New York, 1995, p. 5) утверждает, что неандертальцы впервые появились в Европе "около 120 000 лет назад". Ян Таттерсхол (Ian Tattershall, The Last Neanderthal: The Rise, Success, and Mysterious Extinction of our Closest Human Relatives, Westview Press, 1999, p. 120): "Неандертальцы жили в период между 200 000 и 30 000 лет назад". Кристофер Стрингер и Клайв Гэмбл (Christopher Stringer and Clive Gamble, In Search of the Neanderthals, Thames and Hudson, London, 1994, p. 69): "Мы полагаем, что первые неандертальцы появились в Европе около 230 000 лет назад".



(обратно)

Смотри обсуждение этой темы в следующих работах: David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 67–96; Robert H. Gargett, "Grave Shortcomings: The Evidence for Neanderthal Burial", Current Anthropology, Vol. 30, No. 2, April 1989, p. 157–190; Robert H. Gargett, "Middle Palaeolithic Burial is not a Dead Issu с", Journal of Human Evolution (1999), 37, p. 27–90; Philip G. Chase and Harold L. Dibble, "Middle Palaeolithic Symbolism: A Review of Current Evidence and Interpretations", Journal of Anthropological Archaeology (1987), 6, p. 263–296. Хотя подавляющее большинство ученых согласно с тем, что "имеющиеся свидетельства указывают на отсутствие символического мышления или символического поведения в период, предшествующий тому коренному преобразованию, которое имело место в эпоху среднего/верхнего палеолита" (Чейз и Диббл), некоторые исследователи придерживаются совсем иной точки зрения. По их мнению, уже неандертальцы обладали определенными навыками символической деятельности. Главным сторонником этой точки зрения является Роберт Беднарик. Смотри, например, такую его работу, как "Palaeoart and Archaeological Myths", Cambridge Archaeological Journal 2 (I) (1992), p. 27–57. Большинство ученых согласно с тем, что неандертальцы начали копировать символические изображения и приспособления современных (в анатомическом и поведенческом плане) людей, когда те появились в Европе, и что эта подражательная деятельность нашла свое проявление в так называемой шательперронской культуре. Смотри: Frederick L. Coolidge and Thomas Wynn, "А Cognitive and Neuropsychological Perspective on the Chatelper— ronian", Journal of Archaeological Research, Vol. 60, 2004, p. 55–73. Смотри также: Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 86–87 and 94–95.

(обратно)

К примеру, так называемая технология "Howieson's Poort", а также предметы, обнаруженные в пещерах "Классиес Ривер". Смотри: H. J. Deacon and Janette Deacon, Human Beginnings in South Africa: Uncovering the Secrets of the Stone Age, Altamira Press, London, 1999, p. 93–106.

(обратно)

Крис Хеншилвуд в беседе с Грэмом Хэнкоком в пещере Бломбос, 15 апреля 2004. Смотри также: Christopher Henshilwood, et al., "Middle Stone Age Shell Beds from South Africa", Science, April 2004; The Times, London, 12 August 2004, T4, p. 14; Christopher Henshilwood et al., "Emergence of Modern Human Behaviour: Middle Stone Age Engravings from South Africa", Science, Vol. 295, 15 February 2002, p. 1278 ff.

(обратно)

Относительно дат, связанных с пребыванием в Австралии людей, анатомически схожих с современными, смотри: Spencer Wells, The Journey of Man: A Genetic Odyssey, Penguin, London, 2002, p. 60, 66. Относительно процитированной (спорной) даты в 75 000 лет смотри: Robert Bednarik, "The Earliest Evidence of Palaeoart", Rock Art Research, 2003, Vol. 20, № 2, p. 94.

(обратно)

Wells, Journey of Man, p. 66.

(обратно)

Ibid. Относительно спорной даты в 75 000 лет для первых произведений доисторического австралийского искусства и связанных с этим дискуссий смотри: Bednarik, "The Earliest Evidence of Palaeoart", p. 94.

(обратно)

Klein and Edgar,The Dawn of Human Culture, p. 8.

(обратно)

Существует крайняя точка зрения (ассоциирующаяся главным образом с Ричардом Г. Клейном, профессором антропологии Стэнфордского университета, и рядом других ученых), согласно которой современное человеческое поведение проявилось повсеместно в период между 50 и 60 тысячами лет назад. Подобная трансформация нередко увязывается с неким гипотетическим изменением в нервной системе человека.

Однако ученые, отстаивающие эту гипотезу, склонны принимать лишь одни европейские свидетельства. Если же принять в расчет находки из других регионов, то подобная трансформация обретет характер поэтапного процесса. Смотри: Lewis— Williams, The Mind in the Cave, p. 96.

(обратно)

The Times, London, 17 February 2005.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Tattershall and Schwartz, Extinct Humans, p. 224.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 7; "Three-Dimensional Puzzles: South African and Upper Palaeolithic Rock Art", Ethos, Vol. 66, 2, 2002, p. 260.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 7.

(обратно)

Pascal Boyer, The Naturalness of Religious Ideas, cited in Steven Mithven, The Prehistory of the Mind: A Search for the Origins of Art, Religion and Science, Thames and Hudson, London, 1996, p. 174–175: "Бойе разъясняет, что вера в нематериальные существа является отличительной чертой всех религий. По сути, ее можно назвать универсальной. А со времени выхода в свет классической работы Э. Б. Тейлора {Primitive Cultures, 1871) вера в нематериальные существа стала считаться основой самой религии".

(обратно)

Смотри обсуждение этой темы: Chris Knight in Cambridge Archaeological Journal, 12:1, 2002, p. 89.

(обратно)

Тут можно перечислить множество названий, но для быстрого ознакомления смотри: Peter Furst (Ed.), Flesh of the Gods: The Ritual Use of Hallucinogens, Praeger Publishers, New York, 1972, и прежде всего — следующую работу: Weston La Barre, "Hallucinogens and the Shamanic Origins of Religion", p. 261–278. Смотри также: Peter Т. Furst, Hallucinogens and Culture, Chandler and Sharp Publishers, 1988.

(обратно)

Смотри, к примеру: Arnold M. Ludwig, "Altered States of Consciousness", in Charles T. Tart (Ed.), Altered States of Consciousness, Harper, San Francisco, 1990, p. 19–22.

(обратно)

Более подробное обсуждение этой темы смотри в главе седьмой.

(обратно)

Смотри, к примеру: David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002; Jean Clottes and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory: Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, 1998; David Lewis-Williams, Л Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, 2002.

(обратно)

J. D. Lewis-Williams and T. A. Dowson, "The Signs of All Times", Current Anthropology, Vol. 29, No. 2, April 1988, p. 201–245.

(обратно)

Смотри обсуждение этой темы в следующей книге: G. Reichel— Dolmatoff, The Shaman and the Jaguar: A Study of Narcotic Drugs Among the Indians of Colombia, Temple University Press, Philadelphia, 1975, p. 167–181.

(обратно)

Luis Eduardo Luna and Pablo Amaringo, Ayahuasca Visions: The Religious Iconography of a Peruvian Shaman, North Atlantic Books, Berkeley, California, 1999.

(обратно)

Richard Evans Schultes, Albert Hoffman and Christian Ratsch, Plants of the Gods: Their Sacred, Healing and Hallucinogenic Powers, Healing Arts Press, Rochester, Vermont, 2001, p. 124–135.

(обратно)

Jeremy Narby,The Cosmic Serpent: DNA and the Origins ofKnoiv— ledge, victor gollancz, london, 1995, p. 11.

(обратно)

Richard Evans Schultes, "An Overview of Hallucinogens in the Western Hemisphere", in Furst (Ed.), Flesh of the Gods, p. 38–39, cited in Narby, Cosmic Serpent, p. 10–11.

(обратно)

Смотри обсуждение этой темы в главе восьмой.

(обратно)

David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Poiver: Understanding Bushman Rock АП, Southern Book Publishers, Johannesburg, 1989, p. 60. Дэвид Льюис-Вильямс и Томас Доусон обсуждают способность южноафриканских бушменов сан входить в транс без помощи галлюциногенов — при посредстве одного лишь продолжительного и интенсивного танца. Они ссылаются при этом на нейропсихологические эксперименты с применением ЛСД, на которых и базируется их модель: "То состояние сознания, которое достигается с помощью этого наркотика, мало чем отличается от результатов, достигаемых с помощью других наркотиков, или же от состояния сознания, которое является следствием сильной боли, ритмических звуков или движений, интенсивной концентрации, гипервентиляции, а в некоторых случаях — сильных мигреней. Это значит, что, хотя шаманы бушменов и не зависели столь сильно от галлюциногенных растений, как шаманы в других частях земного шара, их духовный опыт должен быть близок опыту всех шаманов, а также тех западных людей, которые принимали участие в нейропсихологических экспериментах".

(обратно)

Общий обзор этой темы можно найти в следующей книге: David S. Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2001.

(обратно)

He исключено, что в этом регионе просто необходимо провести дополнительные археологические изыскания. Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 760–823.

(обратно)

В тех случаях, когда имеется возможность изучить этнографические записи, становится понятным, что художники руководствовались главным образом религиозными мотивами. Тем не менее существуют и такие культуры, в которых использование искусства носит чисто светский и практический характер. Смотри: Whitley, Handbook of Rock Art Research, p. 312.

(обратно)

J. D. Lewis-Williams and T. A. Dowson, "The Signs of all Times", Current Anthropology? Vol. 29, No. 2, April 1988, p. 201 ff.

(обратно)

К примеру, Пуссен и Леонардо зашифровывали в своих рисунках тайные послания.

(обратно)

Science, Vol. 290, 20 October 2000, p. 419.

(обратно)

Jean Clottes,Return to Chauvet Cave Excavating the Birthplace of Art: The First Full Report, thames and hudson, london, 2003, p. 32–33.

(обратно)

The Guardian, 19 October 2000; Science, Vol. 290, 20 October 2000, p. 419.

(обратно)

Смотри главу третью.

(обратно)

Clottes,Return to Chauvet Cave, p. 170.

(обратно)

Jean Clottes and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory. Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 45; Clottes, Return to Chauvet Cave, p. 170.

(обратно)

Clottes, Return to Chauvet Cave, p. 170. Вряд ли подобный эффект мог быть достигнут путем простого наложения на человеческую форму изображения животного.

(обратно)

Во время раскопок в Гайсенклостерле была обнаружена плита, упавшая некогда с потолка. Она находилась в слое пород, возраст которых определяется в 30 000 лет. На плите видны следы красной, черной и желтой краски, однако изображения за это время практически стерлись.

(обратно)

Шестнадцать из них были обнаружены в Холенштайн-Штаделе, Гайсенклостерле и Фогельхерде. Смотри: Thomas A. Dowson and Martin Porr, "Special Objects — Special Creatures: Shamanis— tic imagery and the Aurignacian art of south-west Germany", in Neil Price (Ed.), The Archaeology of Shamanism, Routledge, London, 2001, p. 165; еще три скульптуры были найдены в Холе-Фельс. Смотри.: Nicholas J. Conrad, "Palaeolithic Ivory Sculptures from southwestern Germany and the origins of figurative art", Nature, Vol. 426, 18/25 December 2003, p. 830.

(обратно)

Dowson and Porr, "Special Objects — Special Creatures", p. 168: "Из осадочных пород в Гайсенклостерле, в которых были обнаружены статуэтки, ученые взяли целый ряд проб. АМС-датировка позволила установить минимальный возраст в 32 300 лет (плюс-минус 700), а максимальный — в 36 800 лет. Таким образом, средний возраст этих фигур составляет 33 500 лет (плюс-минус 350)".

(обратно)

Conrad, "Palaeolithic Ivory Sculptures", p. 831.

(обратно)

Dowson and Porr, "Special Objects — Special Creatures", p. 174; Conrad, "Palaeolithic Ivory Sculptures", p. 831.

(обратно)

Dowson and Porr, "Special Objects — Special Creatures", p. 170.

(обратно)

Весьма определенно высказался на эту тему Й. Хан (cited by Dowson and Porr, "Special Objects — Special Creatures", p. 170): "Нет никаких доказательств того, что статуэтка может представлять человека, который носит маску".

(обратно)

Conrad, "Palaeolithic Ivory Sculptures", p. 831.

(обратно)

Science Vol 290, 20 October 2000, p. 419–421.

(обратно)

Камень в этих пластинах имеет совсем другой состав, чем камень самой пещеры. Смотри: Randall White, Prehistoric Art: The Symbolic Journey of Mankind, Harry N. Abrams Inc., New York, p. 158.

(обратно)

National Museum of Namibia intrnet page: http://www.natmus. cul. na/ evens/rockart/apollol l.htm.

(обратно)

W. E. Wendt, "Art Mobilier" from the Apollo 11 Cave, South West Africa: Africa's Oldest-Dated Works of Art", South African Archaeological Bulletin, 1976, 31, p. 8: "Согласно заключению ученых, эти произведения искусства были созданы 25–30 тысяч лет назад. Причем мы можем даже несколько сузить эти границы, определив временные рамки в 27 500–25 500 лет. Таким образом, мы имеем дело с древнейшими произведениями искусства, обнаруженными на африканском континенте". Смотри также: White, Prehistoric Art, p. 158; Paul Bahn, Journey through the Ice Age, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 30–31; Conrad, "Palaeolithic Ivory Sculptures", p. 831 in Nature, Vol. 426. op. cit., 831; National Museum of Namibia intrnet page ( http://www.natmus. cul. na/evens/rockart/apollol l.htm); Peter Garlake in Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 640: "Наиболее ранними рисунками, обнаруженными на территории Южной Африки, можно счесть семь раскрашенных пластин из неудачно названной пещеры Аполлон-11 на юге Намибии. Они были найдены в верхнем слое осадочных пород середины каменного века, возраст которых составляет от 28 500 лет (плюс-минус 450) до 26 300 лет (плюс-минус 450). В свое время было немало споров относительно того, не попали ли они сюда из более поздних осадочных слоев, датируемых приблизительно 18 500–19 500 лет. Однако на сегодняшний день подавляющее большинство ученых согласно с тем, что датировать эти пластины необходимо по более ранним отложениям".

(обратно)

BahnJourney through the Ice Age, p. 30.

(обратно)

David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power: Understanding Bushman Rock Art, Southern Book Publishers, Johannesburg, 1989, p. 22; Conrad, "Palaeolithic Ivory Sculptures", p. 831; White, Prehistoric Art, p. 159; National Museum of Namibia intrnet page.

(обратно)

Однако сам Вендт считает, что существо это обладает ярко выраженными "бычьими чертами", с возможными зачатками рогов на голове. В этом случае мы имеем дело с гибридом, напоминающим существо из пещеры Фумане.

(обратно)

По поводу сходства сталагмитовой фигуры из Эль Кастильо с человеком-бизоном смотри: Bahn Journey through the Ice Age, p. 107, 166; L. G. Freeman, et al., Altamira Revisited and other Essays on Early Art, Institute for Prehistoric Investigations (Chica— go/Santander), Centra de Investigacion у Museo de Altamira, 1987, p. 242–243.

(обратно)

Bahn,fourney through the Ice Age, p. 107.

(обратно)

John E. Pfeiffer,The Creative Explosion: An Inquiry into the Origins of Art and Religion, harper and row, new york, 1982, p. 107; White,Prehistoric Art, p. 119.

(обратно)

David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 235–236.

(обратно)

Miguel Angel Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, Silex, Madrid, 1979, p. 114–116; Pedro A. Saura Ramos, The Cave of Altamira, Harry N. Abrams, New York, 1999, p. 70–71.

(обратно)

Смотри вторую главу; а также: Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 74; M. Lorblanchet and A. Sieveking, "The Monsters of Pergouset", Cambridge Archaeological fournal, 7:1 (1997), p. 52–53.

(обратно)

Bahn Journey through the Ice Age, p. 154–156; Anne Sieveking, The Cave Artists, Thames and Hudson, London, 1979, p 149.

(обратно)

Count Begouen, "The Magic Origin of Prehistoric Art", Antiquity, 3 (1929?), p. 17.

(обратно)

Хотя последний орган, деликатно комментирует Джон Ф. Пфайфер, "нарисован в таком месте, которое более подходит для хищника, чем для человека", Pfeiffer, The Creative Explosion, p. 107; Begouen, "Magic Origin", p. 17.

(обратно)

Mario Ruspoli, The Cave ofLascaux: The Final Photographs, Harry N. Abrams, New York, 1987, p. 100 and 176; Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 240.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 240.

(обратно)

Причем настолько, что фигуру эту "иногда интерпретируют, как человека в шкуре", Bahn Journey through the Ice Age, p. 181.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 262; Ruspoli, The Cave of Lascaux, p. 201.

(обратно)

Pfeiffer, The Creative Explosion, p. 30–31. В этой же пещере, но в другом месте, были обнаружены фрагменты веревки.

(обратно)

Единственная фигура носорога, обнаруженная в Ласко: Annette Laming-Emperaire cited in D. Bruce Dickson, The Dawn of Belief: Religion in the Upper Palaeolithic of Southwestern Europe, The University of Arizona Press, Tucson, 1996, p. 133.

(обратно)

Demorest Devenport and Michael A. Jochim, Antiquity, 62, 1988, p. 558–562.

(обратно)

Ibid., p. 561.

(обратно)

L. G. Freeman and J. Gonzalez Echegaray, "Е1 Juyo: A 14 000-year— old Sanctuary from Northern Spain", History of Religions, 1981, 21 (l), p. 12–13.

(обратно)

Ibid., p. 13.

(обратно)

Ibid., p. 16.

(обратно)

Например, в пещере Вондерверк (Северная Капская провинция) была найдена плита с остатками гравировки, нанесенной на нее около 10 200 лет назад. В той же пещере, в осадочных породах, возраст которых составляет 5200–4000 лет, были найдены камни с нанесенными на них геометрическими узорами. В обоих случаях применялась одна и та же техника гравировки. Peter Garlake, in Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 641. Наиболее древние останки бушменов, обнаруженные на юге Африки, датируются 10 000 лет. "Эти первые протобушмены были потомками более ранней африканской популяции. Черепа этих людей были найдены в Хоупфилде (Капская провинция), Флорисбаде (Фри-Стейт) и Кабве в Замбии", Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 9.

(обратно)

Профессор Джон Паркингтон в беседе с Грэмом Хэнкоком. Университет Кейптауна, апрель 2004.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Peter Garlake, in Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, p. 657.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Bahn,Journey through the Ice Age, p. 30.

(обратно)

Cited in Dickson, The Dawn of Belief p. 105; Noel W. Smith, An Analysis of Ice Age Art: Its Psychology' and Belief System, Peter Lang Publishers, New York, 1992, p. 29; Bahn Journey through the Ice Age, p. 214, note 19 to Chapter Three: David Coulson and Alec Campbell, African Rock Art: Paintings and Engravings on Stone, Harry N. Abrams, New York, 2001, p. 77.

(обратно)

Bahn, Journey through the Ice Age, p. 214, note 19 to Chapter 3.

(обратно)

Ф. Т. Macao в своем "Введении в танзанийскую наскальную живопись" ( http://www.brandshawfoundation.com/tanzania/) совершает типичную ошибку, высказывая предположение, будто эти фигуры представляют людей, носящих маски животных. Аргументы, доказывающие ошибочность подобной интерпретации, можно найти в следующей книге: J. D. Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, Altamira Press, 2002, p. 127 ff.

(обратно)

E. g. Coulson and Campbell, African Rock Art, p. 136–7; White, Prehistoric Art, p. 166–167.

(обратно)

Coulson and Campbell, African Rock Art, p. 136; White, Prehistoric Art, p. 167.

(обратно)

Peter Slingsby, Bushman's Kloof: A Comprehensive Guide to the Rock Art of Bushman's Kloof Rock Art of the Western Cape, Book 2, The Fontmaker, South Africa, 1997, p. 45. Питер Слингсби отмечает следующий момент: хитрость этой фигуры заключается в том, что если смотреть на нее под другим углом, то можно увидеть просто женщину с объемной прической.

(обратно)

David Lewis-Williams in Price (Ed.), The Archaeology of Shamanism, op. cit., p. 19.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

E. g. in Heaven Cave, La Cachette Farm, Baviance (Karoo).

(обратно)

David Lewis-Williams in Price (Ed.), The Archaeology of Shamanism, p. 19.

(обратно)

Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 68.

(обратно)

H. C. Woodhouse, Bushman Art of Southern Africa, Art Publishers, Johannesburg, p.26.

(обратно)

Смотри обсуждение этой темы в следующих работах: David Lewis-Williams and Geoffrey Blundell, Fragile Heritage: A Rock An Fieldguide, Witwatersrand University Press, 1998, p. 43; Slingsby, Bushman's Kloof, p. 48.

(обратно)

R. Townley Johnson,Major Rock Paintings of Southern Africa, david philip publishers, cape Town, 1979, p. 57; Clottes and Lewis— Williams, The Shamans of Prehistory, p. 34.

(обратно)

Woodhouse,Bushman Art of Southern Afnca, p. 4.

(обратно)

David Lewis-Williams, Images of Mysteiy: Rock Art of the Dra— kensberg, Double Storey, Cape Town, 2003, p. 36–37.

(обратно)

Coulson and Campbell, African Rock Art, p. 117.

(обратно)

Lewis-Williams and Blundell, Fragile Heritage, p. 191; Townley Johnson, Major Rock Paintings of Southern Africa, p. 85.

(обратно)

Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 134.

(обратно)

Peter Garlake, The Hunter's Vision: The Prehistoric Art of Zimbabwe, British Museum Press, 1995, p. 80–84.

(обратно)

Slingsby, Bushman's Kloof p. 47.

(обратно)

E. g. Garlake, Hunter's Vision, p. 68 and 134; Lewis-Williams in Price (Ed.), The Archaeology of Shamanism, p. 23.

(обратно)

E. g. see Bradford Keeney, Ropes to God: Experiencing the Bushman Spiritual Universe, Ringing Rocks Press, Philadelphia, 2003, p. 55; Lewis-Williams and Dowson, Images of Power, p. 132–133; Townley Johnson, Major Rock Paintings of Southern Africa, p. 27.

(обратно)

Reported in The Observer, London, 25 November 2001.

(обратно)

Jean Clottes, "Thematic Changes in Upper Palaeolithic ArtAntiquity, 70, 1996, p. 287.

(обратно)

Ibid

(обратно)

Jean Clottes and Jean Courtin, The Cave Beneath the Sea: Palaeolithic Images at Cosquer, Harry N. Abrams, New York, 1996, p. 13.

(обратно)

Археологи сообщают, что пещера украшалась в два периода: 27 000 лет назад и 18 500 лет назад. При этом никто не посещал ее на протяжении тех 8500 лет, которые разделяют эти даты. Clottes and Courtin, The Cave Beneath the Sea, p. 7.

(обратно)

Ibid., p. 155.

(обратно)

Ibid., p. 127–139 — общее обсуждение темы морских животных из Коске; с. 131 — изображения восьми тюленей, пронзенных гарпунами.

(обратно)

Ibid., р. 155.

(обратно)

Ibid., р. 156.

(обратно)

Ibid., р. 155–156.

(обратно)

Ibid, р. 156.

(обратно)

Ibid., р. 155.

(обратно)

Ibid., p. 157.

(обратно)

E. g. Ibid., p. 157.

(обратно)

E, g. David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 278.

(обратно)

Clottes and Courtin, The Cave Beneath the Sea, p. 156.

(обратно)

Некоторые источники говорят о третьем раненом человеке из Куньяка, фигура которого настолько стерлась, что его уже практически невозможно различить. Но даже если он там и был, лично я не смог его разглядеть.

(обратно)

Clottes and Courtin, The Cave Beneath the Sea, p. 158.

(обратно)

Ibid, p. 158–159.

(обратно)

Ibid, p. 159–161.

(обратно)

Южноафриканская фигура, в целом имеющая облик обычного человека, обладает ушами антилопы или же носит шапку, к которой пришиты уши антилопы. Смотри: David Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2002, p. 235; The Mind in the Cave, p. 276.

(обратно)

Lewis-Williams,Cosmos in Stone, p. 235;The Mind in the Cave,p. 276.

(обратно)

Peter Garlake,The Hunter's Vision: The Prehistoric Art of Zimbabwe, british museum press, 1995, p. 130.

(обратно)

Ibid, p. 166.

(обратно)

Ibid, p. 159.

(обратно)

Lewis-Williams and Dowson, "The Signs of All Times", Current Anthropology, Vol. 29, No. 2, April 1988, p. 201 ff.

(обратно)

Ibid, p. 201.

(обратно)

Joelle Robert-Lambling Writing in Jean Clottes, Return to Chauvet Cave Excavating the Birthplace of Art: The First Full Report, Thames and Hudson, London, 2003, p. 201.

(обратно)

Clottes, Return to Chauvet Cave, p. 65–68.

(обратно)

Ibid, p. 82.

(обратно)

Ibid, p. 81.

(обратно)

Ibid, p. 81–82.

(обратно)

Anne Sieveking, The Cave Artists, Thames and Hudson, London, 1979, p. 209.

(обратно)

Thomas A. Dowson and Martin Porr, "Special Objects — Special Creatures: Shamanistic imagery and the Aurignacian art of southwest Germany", in Neil Price (Ed.), The Archaeology of Shamanism, Routledge, London, 2001, p. 169.

(обратно)

Ibid, p. 32.

(обратно)

Ibid, p. 33.

(обратно)

Sieveking, The Cave Artists, op. cit, p. 110.

(обратно)

Paul Bahn Journey through the Ice Age, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 197; Jean Clottes, "Thematic Changes in Upper Palaeolithic Art: a view from the Grotte Chauvet", Antiquity, 70 (1996), p 285.

(обратно)

Clottes and Courtin, The Cave Beneath the Sea, p. 165.

(обратно)

Ibid., p. 137.

(обратно)

Ibid., p. 150.

(обратно)

Randall White, Prehistoric Art: The Symbolic Journey of Mankind, Harry N. Abrams, New York, p. 97.

(обратно)

Mario Ruspoli, The Cave ofLascaux: The Final Photographs, Harry N. Abrams, New York, p. 109–125, 200–201.

(обратно)

Ibid., p. 156.

(обратно)

Ibid., p. 158–159.

(обратно)

Ibid., p. 158.

(обратно)

Pedro A. Saura Ramos, The Cave of Altamira, Harry N. Abrams, New York, 1999, p. 53.

(обратно)

Личные наблюдения в Альтамире II. Смотри также: Saura Ramos, The Cave of Altamira, p. 37; L. G. Freeman, et al., Altamira Revisited and other Essays on Early Art, Institute for Prehistoric Investigations, Chicago/Santander, 1987, p. 221.

(обратно)

Saura Ramos, The Cave of Altamira, p. 144; Miguel Angel Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, Silex, Madrid, 1979, p. 151.

(обратно)

Saura Ramos,The Cave of Altamira, p. 155; guinea,Altamira and other Cantabrian Caves, p. 86.

(обратно)

John E. Pfeiffer, The Creative Explosion: An Inquiry into the Origins of Art and Religion, Harper and Row, New York, 1982, p. 136–137; Sieveking, The Cave Artists, p. 66; Denis Vialou, Our Prehistoric Past, Thames and Hudson, London, 1998, p. 90–91.

(обратно)

Sieveking, The Cave Artists, p. 9-

(обратно)

Vialou, Our Prehistoric Past, p. 51; Sieveking, The Cave Artists, p. 9; Jean Clottes and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory: Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 76–77, 93.

(обратно)

Личные наблюдения. Смотри также: Sieveking, The Cave Artists, p. 47.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Sieveking, The Cave Artists, p. 209.

(обратно)

Lewis-Williams and Dowson, "The Signs of All Times", p. 201.

(обратно)

Смотри, к примеру: Bradford Keeney, Ropes to God: Experiencing the Bushman Spiritual Universe, Ringing Rocks Press, Philadelphia, 2003, p. 61–65.

(обратно)

David Lewis-Williams, Images of Mystery: Rock Art of the Dra— kensberg, Double Storey, Cape Town, 2003, p. 78.

(обратно)

David Lewis-Williams and Geoffrey Blundell, Fragile Heritage: A Rock Art Fieldguide, Witwatersrand University Press, 1998, p. 66–68.

(обратно)

Личные наблюдения. Смотри также: Lewis-Williams and Blundell, Fragile Heritage, p. 44.

(обратно)

Ibid., p. 76–77.

(обратно)

Garlake, The Hunter's Vision, p. 91–92.

(обратно)

Ibid, p. 93.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Личные наблюдения. Смотри также: Lewis-Williams and Blundell, Fragile Heritage, p. 48.

(обратно)

Личные наблюдения и см. там же.

(обратно)

Lewis-Williams, Cosmos in Stone, p. 153.

(обратно)

Этот аргумент высказывает Дэвид Льюис-Вильямс: Lewis-Williams, Cosmos in Stone, p. 174.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Во Франции: Арси-сюр-Кюр, Руффиньяк, Виллар, Бара Бахау, Куньяк, Мервей (Рокамадур), Кап Блан, Ст. — Сирк, Фон-де-Гом, Комбарелль, Нио, Бедейяк и Гарга. В Испании: Лас Монедас, Эль Кастильо, Коваланас и Эль Пендо. В дополнение я посетил еще две пещеры (обычно закрытые для широкой публики): Ласко II во Франции и Альтамиру II в Испании.

(обратно)

О количестве мамонтов в пещере Пеш-Мерль: Jean Clottes, "Thematic Changes in Upper Palaeolithic Art: a view from the Grotte Chauvet", Antiquity, 70 (1996), p. 285.

(обратно)

Cited in Sieveking, The Cave Artists, p. 49–51.

(обратно)

К примеру, Пеш-Мерль — смотри вторую главу.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 240.

(обратно)

Cited in ibid, p. 249.

(обратно)

Ibid, p. 251.

(обратно)

Clottes,Return to Chauvet Cave, p. 88.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 213, и личные наблюдения.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 86.

(обратно)

Смотри, к примеру: Bahn Journey through the Ice Age, p. 106.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 87.

(обратно)

Личные наблюдения и информация, полученная от местных проводников.

(обратно)

Смотри, к примеру: Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 82.

(обратно)

Lewis-Williams, Cosmos in Stone, p. 104–6.

(обратно)

Ibid., p. 104–105.

(обратно)

Peter Slingsby,Bushman's Kloof: A Comprehensive Guide to the Rock Art of Bushman's Kloof Rock Art of the Western Cape, book 2, the fontmaker, south africa, 1997, p. 25.

(обратно)

Anne Solomon, "Southern African Rock Art Research", in Christopher Chippendale and Paul S. Tacon (Eds), The Archaeology> of Rock Art, Cambridge University Press, 1998, p. 282. Фигура, судя по всему, принадлежит мужчине. Относительно другой фигуры — скорее всего женской, смотри: Gavin Anderson, Bushman Rock Art, Art Publishers, Johannesburg, p. 31.

(обратно)

R. Townley Johnson, Major Rock Paintings of Southern Africa, David Philip Publishers, Cape Town, 1979, p. 52.

(обратно)

Thomas A. Dowson in Chippendale and Tacon, The Archaeology of Rock Art, p. 79.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

M. Lorblanchet and A. Sieveking, "The Monsters of Pergouset", Cambridge Archaeological Journal, 7:1 (1997), p. 52.

(обратно)

Clottes and Courtin, The Cave Beneath the Sea, p. 122.

(обратно)

Jean Marie Chauvet et al, Dawn of Art: The Chauvet Cave, Harry N. Abrams, New York, 1996, p. 83.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

D. Bruce Dickson, The Daivn of Belief: Religion in the Upper Palaeolithic of Southwestern Europe, The University of Arizona Press, Tucson, 1996, p. 114–115.

(обратно)

Ruspoli, Lascaux, p. 55.

(обратно)

Lewis-Williams and Blundell, Fragile Heritage, p. 95–96.

(обратно)

David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power: Understanding Bushman Rock Art, Southern Book Publishers, Johannesburg, 1989, p. 58–59.

(обратно)

Clottes,Return to Chauvet Cave, p. 84–85.

(обратно)

Chauvet et al, Dawn of Art, p. 58.

(обратно)

Смотри обсуждение пещеры Фумане в четвертой главе.

(обратно)

Личные наблюдения.

(обратно)

Lorblanchet and Sieveking, "The Monsters of Pergouset", p. 37–56.

(обратно)

Slingsby, Bushman's Kloof, p. 28.

(обратно)

Garlake,The Hunter's Vision, p. 82.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory*, p. 58.

(обратно)

Clottes,Return to Chauvet Cave, p. 172.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 240; Ruspoli, The Cave of Lascaux, p. 104.

(обратно)

Pfeiffer, The Creative Explosion, p. 219.

(обратно)

В Южной Африке встречаются лишь позитивные отпечатки — когда краска наносится прямо на ладонь, после чего ладонь прижимается к скале. В Европе встречаются главным образом негативные отпечатки — когда краска наносится поверх руки, прижатой к скале. Однако и здесь можно увидеть несколько позитивных отпечатков — в Арси-сюр-Кюр, например.

(обратно)

Смотри: Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 51; Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 70–71.

(обратно)

White, Prehistoric Art, p. 162–165.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 44.

(обратно)

Lewis-Williams, Cosmos in Stone, p. 247.

(обратно)

David Lewis-Williams, "Harnessing the Brain: Vision and Shamanism in Upper Palaeolithic Western Europe", in Conkey et al. (Eds.), Beyond Art: Pleistocene Image and Symbol, Memoirs of the California Academy of Sciences No. 23, San Francisco, 3 October 1997, p. 321.

(обратно)

Paul G. Bahn, "New Developments in Pleistocene Art", Evolutionary Anthropology, 1995/96, Vol. 4, No. 6, p. 213–214. Бан продолжает скептически относиться "к необходимости или возможности создания единой теории, способной охватить столько тысячелетий и такое разнообразие культурных контекстов".

(обратно)

Benite Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola and the Discovery of the Caves of Altamira, Fundacion Marcelino Botin, San— tander, 2001, p. 21–22. Смотри также с. 46.

(обратно)

Ibid., p. 24. Смотри также: Paul Bahn Journey through the Ice Age, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 17.

(обратно)

Bahn, Journey through the Ice Age, p. 14–16. Первые объекты были обнаружены в 1827 году.

(обратно)

Ibid., р. 17.

(обратно)

Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 44.

(обратно)

Miguel Angel Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, Silex, Madrid, 1979, p. 12, 23.

(обратно)

BahnJourney through the Ice Age, p. 17.

(обратно)

Madariaga de la Campa,Sanz de Sautuola, p. 36; bahn, Journey through the Ice Age, p. 18.

(обратно)

Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 44.

(обратно)

Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, op. cit., p. 44–45.

(обратно)

ibid.

(обратно)

BahnJourney through the Ice Age, p. 22.

(обратно)

Ibid, p. 18–19.

(обратно)

Madariaga de la Campa,Sanz de Sautuola, p. 43: "//semble probable qu'elles ont ete faites dans Vintewalle des deux premiures visite de M. de Sautuola, de1875 a 1879".

(обратно)

Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 40–41; Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, p. 37.

(обратно)

Cited in Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 40–1.

(обратно)

Cited in ibid.

(обратно)

Cited in Garcia Guinea,Altamira and other Cantabrian Caves, p. 44.

(обратно)

BahnJourney through the Ice Age, p.20.

(обратно)

Cited in Garcia Guinea,Altamira and other Cantabrian Caves, p. 46.

(обратно)

Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 43–44.

(обратно)

Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, p. VIII, Prologue by Emilio Botin Sanz De Sautuola.

(обратно)

In ibid, page VII, Prologue.

(обратно)

H. Kuhn, El arte de la epoca glacial, cited in garcia guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, p. 32.

(обратно)

Garcia Guinea, Altamira and other Cantabrian Caves, p. 28.

(обратно)

Ibid, p. 37.

(обратно)

Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 62.

(обратно)

Bahn Journey through the Ice Age, p. 22.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid, p. 21.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid, p. 22.

(обратно)

Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, p. 62–63.

(обратно)

Bahn,journey through the Ice Age, p. 22.

(обратно)

Garcia Guinea,Altamira and other Cantabrian Caves, p. 51.

(обратно)

Cited in Pedro A. Saura Ramos, The Cave of Altamira, Harry N. Ab— rams, New York, 1999, p. 24.

(обратно)

Jean Clottes and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory: Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 38.

(обратно)

Bzhnjoumey through the Ice Age, p. 22.

(обратно)

Cited in Madariaga de la Campa, Sanz de Sautuola, op. cit, p. 65.

(обратно)

Cited in Garcia Guinea,Altamira and other Cantabrian Caves, p. 65.

(обратно)

Andre Rosenfeld and Paul Bahn (Eds.), Rock Art and Prehistory, Oxbow Monograph 10, Oxford, 1991, p. V.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory), p. 66.

(обратно)

Ibid, p. 65.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Count Begouen, "The Magic Origin of Prehistoric Art", Antiquity, 3 (1929?), p. 5.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 68;

(обратно)

Begouen, "Magic Origin", p. 5.

(обратно)

David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 33.

(обратно)

Begouen, "Magic Origin", p. 8.

(обратно)

Ibid., p. 10.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 47.

(обратно)

Paul Bahn, Foreword in Jean Marie Chauvet et al., Daivn of Art: Chauvet Cave, Harry N. Abrams, New York, 1996, p. 9.

(обратно)

BahnJourney through the Ice Age, p. 60.

(обратно)

Смотри главу пятую. Смотри также: Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 258; Evan Hadingham, Secrets of the Ice Age, Walker, New York, 1979, p. 108: лишь в 19 пещерах Западной Европы имеются изображения северного оленя — основного продукта в меню наших предков. В качестве объекта изображения северный олень занимает седьмую или восьмую строчку в списке предпочтений доисторических художников, значительно уступая лошади или бизону.

(обратно)

Bahn,Journey through the Ice Age, p. 177.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 47.

(обратно)

Bahn, Journey through the Ice Age, p. 173. Подобных изображений много и в Коске — 28 фигур из 142.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 70.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 57.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Cited in ibid.

(обратно)

Cited in ibid.

(обратно)

White, Prehistoric Art, p. 56.

(обратно)

Bahn,Journey through the Ice Age, p. 190.

(обратно)

White, Prehistoric Art, p. 56.

(обратно)

Bahn,Journey through the Ice Age, p. 190; lewis-williams,The Mind in the Cave, p. 60–61.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 61.

(обратно)

Rosenfeld and Bahn (Eds.), Rock Art and Prehistory, p. v.

(обратно)

BahnJourney through the Ice Age, p. 190.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid., p. 191.

(обратно)

Bahn in Chauvet et al., Dawn of Art, p. 8.

(обратно)

Ibid., p. 10.

(обратно)

Robert G. Bednarik, "А Major Change in Archaeological Paradigm", Antbropos 98, 2003, p 514.

(обратно)

Bahn in Chauvet et al., Dawn of Art, p. 10.

(обратно)

Bahn Journey through the Ice Age, p. 197.

(обратно)

Jean Clottes, in Christopher Chippendale and Paul S. Tacon (Eds.), The Archaeology of Rock Art, Cambridge University Press, 1998, p. 122. See also Chauvet et al., Dawn of Art: Chauvet Cave, p. 127.

(обратно)

Jean Clottes, in Chippendale and Tacon, The Archaeology? of Rock Art, p. 121–122.

(обратно)

Ibid., p. 121.

(обратно)

Robert G. Bednarik, "А Major Change", p. 515.

(обратно)

Cited in David S. Whitley (Ed.), Handbook of Rock Art Research, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2001, p. 643.

(обратно)

David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power: Understanding Bushman Rock Art, Southern Book Publishers, Johannesburg, 1989, p. 7.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Lewis-Williams, Л Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2002, p. 166.

(обратно)

D. Bruce Dickson,The Dawn of Belief: Religion in the Upper Palaeolithic of Southwestern Europe, the university of arizona press, tucson, 1996, p. 152.

(обратно)

Cited in ibid., p. 152.

(обратно)

Conkey et al., Beyond Art, p. 1.

(обратно)

Bahn, "New Developments in Pleistocene Art", p. 213.

(обратно)

E. g. Robert Layton. See Bahn Journey) through the Ice Age, p. 211.

(обратно)

Garcia Guinea,Altamira and other Cantabrian Caves, p. 67.

(обратно)

The Times, London, 17 Feb. 2005: "Современный человек оказался старше — на тридцать пять тысяч лет". Эта статья, опирающаяся на научную публикацию в Nature, сообщает об обнаружении в Эфиопии скелетов анатомически современного человека, возраст которого составляет 196 000 лет.

(обратно)

Clive Gamble, The Palaeolithic Societies of Europe, Cambridge University Press, 1999, p. 273; H. Knecht, et al., Before Lascaux: The Complex Record of the Upper Palaeolithic, CRC Press, Ann Arbor, 1993, p. 48, 57, 59, 279; Ofer Bar-Yosef, "The Upper Palaeolithic Revolution", Annual Review of Anthropology 2002, 3, p. 373; Randall White, "Beyond Art: Toward an Understanding of the Origins of Material Representation in Europe", Annual Review of Anthropology1992, 21, p. 546.

(обратно)

Matthias Krings et al, "Neanderthal DNA Sequences and the origin of Modern Humans", Cell, Vol. 90, 11 July 1997, p. 19–30.

(обратно)

David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 71–85; на странице 83 приводится дата в 27 000 лет — как возможный рубеж пребывания в Испании неандертальцев.

(обратно)

Шательперронское археологическое собрание. Смотри: Frederick L. Coolidge and Thomas Wynn, "А Cognitive and Neuropsychological Perspective on the Chatelperonnian", Journal of Anthropological Research, Vol. 60, 2004, p. 55–73.

(обратно)

Смотри обсуждение этой темы в следующей работе: Lewis— Williams, The Mind in the Cave, p. 67–96. Смотри также: Robert H. Gargett, "Grave Shortcomings: The Evidence for Neanderthal Burial", Сwrent Anthropology, Vol. 30, No. 2, April 1989, p. 157–190; and Robert H. Gargett, "Middle Palaeolithic Burial is not a Dead Issue", Journal of Human Evolution (1999), 37, p. 27–90; Philip G. Chase and Harold L. Dibble, "Middle Palaeolithic Symbolism: A Review of Current Evidence and Interpretations", Journal of Anthropological Archaeology (1987), 6, p. 263–296. Хотя подавляющее большинство ученых склоняется к мысли, что "до перехода к эпохе среднего/верхнего палеолита не было отмечено никаких признаков символического мышления или поведения" (Чейз и Диббл), некоторые исследователи придерживаются противоположной точки зрения. Они утверждают, что неандертальцы также обладали несомненной способностью к символической деятельности. Наиболее решительно это мнение отстаивает Роберт Беднарик. Смотри, к примеру: Robert Bednarik, "Palaeoart and Archaeological Myths", Cambridge Archaeological Journal 2 (1), (1992), p. 27–57. Тем не менее большинство ученых полагает, что неандертальцы начали копировать узоры и инструменты анатомически современных людей, когда те прибыли в Европу, и что эта деятельность нашла отражение в так называемом "Шательперронском" археологическом собрании. Смотри: Coolidge and Wynn, "А Cognitive and Neuropsychological Perspective on the Chatelperonnian".

(обратно)

Randall White, Prehistoric Art: The Symbolic Journey of Mankind, Harry N. Abrams, New York, 2003, p. 132–133.

(обратно)

Robert G. Bednarik, "The Earliest Evidence of Palaeoart", Rock Art Research, 2003, Vol. 20, No. 2, p. 94.

(обратно)

J. D. Lewis-Williams and T. A. Dowson, "The Signs of All Times", Current Anthropology, Vol. 29, No. 2, p. 201–245.

(обратно)

Charles Tart (Ed.), Altered States of Consciousness, Harper, San Francisco, 1990; Raymond Price (Ed.), Trance and Possession States, JR. M. Bucke Memorial Society, 1968 — смотри прежде всего статью Арнольда М. Людвига (Arnold М. Ludwig, "Altered States of Consciousness"), который пишет следующее (с. 69–70): "Говоря об измененных состояниях сознания, я имею в виду те ментальные состояния, которые мы обретаем с помощью психологических или фармакологических средств и которые могут быть распознаны самим индивидуумом (или сторонним наблюдателем). Обычно такие состояния свидетельствуют о заметном отклонении от того субъективного опыта, который принято считать "нормальным" и который неразрывно связан с обычным функционированием человеческого сознания".

(обратно)

Michael Ripinsky-Naxon, "Shamanistic Knowledge and Cosmology", in Helmut Wautischer (Ed.), Tribal Epistemologies: Essays in the Philosophy of Anthropology, Ashgate Publishing, Aldershot, 1998. Вот продолжение этой цитаты: "Невозможно постичь безусловную значимость мировоззрения шамана для формирования космически-религиозных метафор и символического синтаксиса без учета той роли, которую играют в этом процессе галлюциногенные субстанции… Подобное восприятие чаще всего служит отражением тех образов, которые являются непосредственным результатом психотропных экспериментов шамана".

(обратно)

Смотри обсуждение этой темы в двадцать второй главе.

(обратно)

Более подробное обсуждение подобных религий, распространенных на территории Соединенных Штатов, смотри в следующих работах: Weston La Barre, The Peyote Cult, University of Oklahoma Press, 1989; Stacy B. Schaeffer and Peter T. Furst (Eds.), People of the Peyote, University of New Mexico Press, 1996; Barbara G. Meyerhoff, Peyote Hunt, Cornell University Press, 1974; Edward F. Anderson, Peyote: The Divine Cactus, University of Arizona Press, 1996.

(обратно)

Ludwig, "Altered States of Consciousness", p. 19–22.

(обратно)

Ibid., p. 22.

(обратно)

Joan Halifax, Shaman: The Wounded Healer, Thames and Hudson, London, 1982, p. 41.

(обратно)

Piers Vitebsky, The Shaman, Duncan Baird Publishers, London, 1995, p. 79.

(обратно)

Ibid, p. 70.

(обратно)

Ibid, p. 52.

(обратно)

Ibid, p. 79.

(обратно)

Смотри, к примеру: Louis Cholden MD (Ed.), Lysergic Acid Diethylamide and Mescaline in Experimental Psychiatry, Grune and Strat— ton, New York, 1956; Louis J. West, Hallucinations, Grune and Stratton, New York, 1962; R. K. Siegel and L. J. West, Hallucinations: Behaviour; Experience and Theory, John Wiley and Sons, New York, 1975.

(обратно)

David Lewis-Williams, Л Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2002, p. 20.

(обратно)

Ibid, p. 17–18.

(обратно)

Ibid, p. 20.

(обратно)

David Lewis-Williams (1972), cited in ibid, p. 27.

(обратно)

Ibid, p. 51.

(обратно)

Ibid, p. 28.

(обратно)

Ibid, p. 22.

(обратно)

Ibid, p. 49.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Ibid, p. 193: "Мы хотели бы предостеречь против того, что Ричард Брэдли называет микоберизмом в археологии (от Mr. Micawber): держись за это как можно дольше, и что-нибудь получится. Когда у нас накопится достаточно "фактов", их смысл прояснится сам по себе. Однако эмпиризм (философское наименование микоберизма) отнюдь не является безупречной программой действий… И для того, чтобы понять "смысл", необходимо следовать другим методологическим путем".

(обратно)

Ibid, р. 51.

(обратно)

Jean Clottes and David Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory: Trance and Magic in the Painted Caves, Harry N. Abrams, New York, 1998, p. 9.

(обратно)

Lewis-Williams, Л Cosmos in Stone, p. 169.

(обратно)

Ibid, p. 51.

(обратно)

Ibid; Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 137.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 137.

(обратно)

Lewis-Williams in Neil Price (Ed.), The Archaeology) of Shamanism, Routledge, London, 2001, p. 19.

(обратно)

Clottes and Lewis-Williams, The Shamans of Prehistory, p. 11–12.

(обратно)

David Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power: Undemanding Bushman Rock Art, Southern Book Publishers, Johannesburg, 1989, p. 28.

(обратно)

Cited in Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 138.

(обратно)

Ibid.

(обратно)

Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 169.

(обратно)

Michael Ripinsky-Naxon, The Nature of Shamanism: Substance and Function of a Religious Metaphor, State University of New York Press, 1993, p. 69.

(обратно)

Ibid., p. 74.

(обратно)

Weston La Barre, The Ghost Dance: The Origins of Religion, George Allen and Unwin, London, 1970, p. 178.

(обратно)

Смотри следующие работы: Marlene Dobkin de Rios, "Enigma of Drug-Induced Altered States of Consciousness among the! Kung Bushmen of the Kalahari Desert*> Journal of Ethnopharmacology, 15 (1986), p. 297–304; Michael Winkelman and Marlene Dobkin de Rios, "Psychoactive Properties of! Kung Bushmen Medicine Plants", Journal of Psychoactive Dmgs, Vol. 21 (1), Jan. — Mar. 1989, p. 51–59; P. A. G. M. De Smeet, "Some ethnopharmacological notes on African Hallucinogens", Journal of Ethnopharmacology, 50 (1996), p. 141–146.

(обратно)

Смотри, к примеру: Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 122. Бушмены сан рассказывали о "шаманах, которые превращаются в таких существ, как шакалы (Блик 1935, 15–17), птицы (1935, 18–19) и львы (Блик 1936, 131–133). Один из информантов поведал длинную историю о женщине-шамане, которая посетила его стоянку в образе львицы".

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 147, 168; Images of Mystery: Rock Art of the Drakensberg, Double Storey, Cape Town, 2003, p. 38, 40–41.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 141: "Превращение во льва или какое-либо иное животное является ключевой частью духовного опыта сан".

(обратно)

Ibid., р. 149, 160.

(обратно)

Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

(обратно)

Cited in Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 58.

(обратно)

Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 34–35.

(обратно)

Cited in ibid., p. 26.

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 147, 168; Images of Mystery, p. 38, 40–41.

(обратно)

Paul Bahn and Jean Vertut, Images of the Ice Age, Windward, 1988, p. 190.

(обратно)

Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

(обратно)

Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 62.

(обратно)

Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

(обратно)

Смотри, к примеру: Lewis-Williams and Thomas Dowson, Images of Power, p. 92–5; Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 72.

(обратно)

Lewis-Williams, Images ofMysteiy, p. 72.

(обратно)

Lewis-Williams, in Antiquity, 2003, Vol. 77, No. 295, p. 167.

(обратно)

Льюис-Вильямс приводит свое определение шаманизма в журнале Antiquity, 2003, Vol. 77, No. 295, p. 166: "Первобытный шаманизм опирается главным образом на целый ряд форм, характерных для измененного состояния сознания. Зрительные, слуховые и соматические ощущения, неразрывно связанные с состоянием транса, ведут к восприятию альтернативной реальности, которая нередко носит многоступенчатый характер (первобытные люди считают, что мир духов расположен выше и ниже обычной реальности). Люди, обладающие специальными навыками и способностями, то есть шаманы, полагают, будто им открыт путь в эти иные миры. Когда человек достигает определенного уровня транса, особенности его нервной системы нередко создают иллюзию отделения его от тела… Шаманы используют подобный опыт сразу для нескольких целей: они общаются с духами и сверхъестественными существами, исцеляют больных, контролируют передвижения животных и вносят изменения в погоду. Представители первобытного общества полагают, что в этой деятельности шаманов поддерживают сверхъестественные силы и существа, в число которых входят животные-помощники и прочие виды духов, прочно ассоциирующиеся с потусторонним могуществом".

(обратно)

Paul Bahn Journey through the Ice Age, Weidenfeld and Nicolson, London, 1997, p. 183.

(обратно)

Lewis-Williams, Л Cosmos in Stone, p. 122: "Путешествие вне тела настолько тесно ассоциируется со львами, что бушмены! Kung [Ju/hoansi] употребляют слово "когтистое существо" (jum) в значении "отправиться в путешествие вне тела".

(обратно)

Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 139.

(обратно)

Ibid., p. 140.

(обратно)


(обратно)

Смотри, к примеру, следующую работу: Richard Katz, "Education for Transcendance:! Kia-Healing with the Kalahari! Kung", in Richard B. Lee and Irven Devore (Eds) Kalahari Hunter-Gathe— rers: Studies of the IKung and their Neighbours, Harvard University Press, 1976, p. 284 ff.

(обратно)

Cited in Bradford Keeney, Ropes to God: Experiencing the Bushman Spiritual Universe, Rolling Rocks Press, 2003, p. 31.

(обратно)

E. g. see ibid.

(обратно)

Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 32–33.

(обратно)

Ibid., p. 33.

(обратно)

G. Reichel-Dolmatoff,The Shaman and the Jaguar: A Study of Narcotic Dmgs amongst the Tukano Indians of Colombia, temple university press, philadelphia, 1975.

(обратно)

Смотри главу третью.

(обратно)

Смотри: Benny Shanon, The Antipodes of the Mind: Charting the Phenomenology of the Ayahuasca Experience, Oxford University Press, 2002, p. 13; Jeremy Narby and Francis Huxley, Shamans through Time, Thames and Hudson, London, 2001, p. 196, 267.

(обратно)


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 13; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.258 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты