Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры




Читайте также:
  1. III. Смешанные типы ментальности и культуры
  2. IV.6.2. Метод 1 (IP PMM Часть XIV, раздел 2, Приложение C)
  3. XIX век – «золотой век» русской культуры.
  4. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  5. Анализ организационной культуры менеджера
  6. Аноним новой культуры
  7. Архитектор Алевиз Новый и его творчество в Крыму.
  8. Аспекты культуры речи
  9. Беларусь на международной торговой арене
  10. Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством вос­питания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходя­щие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.

Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возро­дить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.

Уточнение терминологических понятий самодеятельного творчества, определение его места в деятельности социально-культурных институтов, рассмотрение основных социально-педагогических проблем долгое время были предметом путани­цы и несогласованности. Изучение публикаций, посвященных самодеятельному художественному творчеству, показало, что нет точного и единого определения понятий и концепций этого сложного явления и взаимосвязанных с ним определений, таких, как «культура», «художественная культура», «народное художе­ственное творчество», «народное искусство» и др.

Между тем, вопросы терминологии имеют большое методо­логическое значение, так как терминологическая неупорядочность сказывается отрицательно на разработке научных проблем в ходе их исследований. Хотя в терминах и не раскрывается природа обозначенных ими явлений, но удачно найденные терминологиче­ские образования не просто обозначают те или иные понятия, а могут приобрести значение факторов, стимулирующих научную мысль, побуждающих глубже разрабатывать саму проблему.


Наиболее широким и емким является понятие «культура». Ни одно определение не имело столько толкований, сколько выпало на долю «культуры». Специальные исследования культуры появились в шестидесятые годы, а наиболее широкий размах наметился в се­мидесятые годы и вплоть до сегодняшних дней не иссякают попыт­ки разных авторов дать новое определение этому феномену.

Проблему культуры изучает множество наук, начиная от культурной антропологии и вплоть до кибернетики, но до сих пор нет такого универсального определения, которое удовлетво­ряло бы исследователей различных отраслей знаний.



В контексте нашей проблемы можно представить культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, кото­рые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и ми­ровоззрении.

Обобщая различные концепции в культуре, исследователи рассматривают четыре основных подхода: аксиологический, деятелъностный, функциональный и семиотический, при этом следует отметить, что все они связаны с философско-культуро-логическим анализом данного феномена.

ЛИ. Михайлова, рассматривая эти подходы применительно к народной художественной культуре, отмечает, что они «пред­ставляют собой исследование разных способов функционирова­ния культуры в обществе. Все они отражают последовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творче­скую переработку информации, ее накопление, воплощение но­вых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные формы, определение способов их трансляции субъектов и ее превращение им в личный опыт, интерпретацию в соответствии со своей системой ценностей» [1, с. 9].

Неоднозначно современной наукой определяется место ху­дожественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художествен­ной культуры в системе художественной культуры. Среди мно­жества концепций и теорий, выдвигаемых современными иссле­дователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия «на­родная художественная культура». Т.Н. Бакланова, В.Е. Гусев,




А.С. Каргин отмечают разнообразие подходов и методов в изу­чении народной художественной культуры с исторических, со­циально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религи­озных и других позиций.

Не удивительно, что народную художественную культуру отождествляют специалисты разных отраслей знаний с фолькло­ром, народным искусством, народным художественным творче­ством, самодеятельным искусством, художественной самодея­тельностью. Основополагающими принципами формирования понятия «народная художественная культура» Т.И. Бакланова считает принципы этничности, целостности, двуединства этно-художественного сознания и этнохудожественной деятельности, исторической и социокультурной динамики, художественно-эстетической самобытности и междисциплинарного подхода.

Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Народная художественная культура не огра­ничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канониче­ского искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе сво­его исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности» [2, с. 107]. К специфическим признакам народной художественной культуры он относит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственную связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм ма­териальной и духовной деятельности людей; г) единство массово­го и личного в коллективном творческом процессе; д) передаю­щуюся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства разви­тие новых форм народной художественной культуры [2, с. 8-14].




А.С. Каргин, базируясь на теоретических выводах BE. Гусе­ва, рассматривает народную художественную культуру «как са­мостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и так далее» [3, с. 13]. Основными структурными образованиями современной народной художественной культуры ученый счита­ет устно-поэтический и музыкачьно-драматический фольклор, ху­дожественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досу-говое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор [3, с. 17-18].

Эти структурные образования в основном совпадают с пред­ложенным ранее В.Е. Гусевым делением на взаимосвязанные уров­ни видов художественного творчества. Главным формообразую­щим видом художественной народной культуры он считает худо­жественную деятельность, которая связана с трудовой деятельно­стью, народной календарной обрядностью, общинно-семейными отношениями и обрядностью. Ддром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества. В художественную деятель­ность В.Е. Гусев включает четыре вида художественного творчест­ва: народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор (словесный, музы­кальный, песенный, хореографический, игровой, драматический и фольклорный театр), массовую художественную самодеятельность, а также индивидуальное художественное любительство [2, с. 38].

Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.Н. Баклановой, кото­рая считает, что исчерпывающей формулировки понятия «на­родная художественная культура» нет, и разработка этого тер­мина является перспективной научной задачей.

Отсутствие четкого понятийного определения «народная ху­дожественная культура», отождествление его с народным искусст­вом приводит к терминологической путанице не только в культуро­логических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справоч­ных изданиях термин «народное искусство» отождествлялся с


«народным художественным творчеством». Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических спра­вочниках, чтобы в этом убедиться. «Народное творчество (народ­ное искусство, фольклор) - художественная коллективная творче­ская деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воз­зрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни), музыка, театр (драмы, сатириче­ские пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство», - такое объяснение дает «Советский эн­циклопедический словарь» [4, с. 862]. Народное художественное творчество, народное искусство, художественная творческая дея­тельность, по мнению некоторых ученых, существуют также и в форме самодеятельного искусства, в частности создаваемые и бы­тующие в народных массах архитектура, изобразительное и декора­тивно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки и домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лу­бок и так далее. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и по­нятие «самодеятельное искусство», а объединяет эти понятия «трудовой народ» как творец народного искусства.

Генезис, историю и функции народного искусства или на­родного художественного творчества определяет трудовая дея­тельность человека. В большинстве произведений народного ис­кусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь это можно отметить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода, в произ­водстве и украшении средств передвижения (телеги, возки, сани, дуги, сбруя и так далее). Художественной деятельностью напол­нен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде.

Эстетические идеалы народного искусства определились менталитетом, психологией и нравственностью человека тру­да. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной худо-


жественной культуры. Натурфилософское мировоззрение рус­ского народа, основанное на доверии, в котором объединились язычество и христианство, создало мифологические образы, вы­ражающие нравственный, философский и эстетический взгляд человека на природу и самого себя. В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художест­венной культуры органически соединились утилитаризм, духов­ность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев.

Миф и религия древних славян - это не только форма воспри­ятия миросоздания, природы, которая была для человека и «жи­лищем», и «мастерской». Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христи­анских идей. Освященные многовековой традицией обряды, как условно-символическое действо, оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые эта­пы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они скла­дывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись со­ставной частью праздников, связанных с мифическими представ­лениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе и отношениях с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни. При всей напол­ненности сознания древнерусского человека мифологическими представлениями, первичными оставались практицизм мышления и практический опыт, ибо своей деятельностью человек стремился к гармонии с природой, частью которой он был. На протяжении длительного исторического периода славянская мифология влияла на ритуалы и обряды, на народное творчество. Мифологическое сознание - это исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении.

Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской ми­фологии, ее систематизация начались с трудов Н.М. Карамзина, АС. Кайсарова, ГА. Глинки, В.И. Даля, Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское


время предать мифологию и фольклор забвению, ибо они ото­ждествлялись с религией, Д.К. Зелениным, В.Н. Топоровым, В.Я. Проппом и Б.А. Рыбаковым, а также другими исследовате­лями были разработаны методы исследования мифологии, рас­крыта культурно-историческая основа мифологического мышле­ния и были изданы труды, обобщающие столь большой материал.

Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически свя­заны с архетипическими элементами других этносов, с которыми вступали в контакты на различных уровнях славяне. Ассимиля­ция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способствовала формированию националь­ной культуры каждого этноса.

В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народно­го сознания, в котором в мифологическом контексте соедини­лись религиозное и эстетическое освоение мира.

М.С. Каган утверждает, что «в доклассовом обществе художе­ственное творчество было единственной формой практически-духовной деятельности, в которой религиозное созидание могло воплощаться. А это значит, что не религия породила искусство, а напротив, религиозное сознание и религиозные обряды возникли на основе и в процессе художественно-образного освоения человеком мира» [5, с. 223].

Контрольные вопросы

1. Что такое народная художественная культура?

2. Какими признаками обладает народная художественная культура?

3. Назовите основные виды художественного творчества.

Список рекомендуемой литературы

1.Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности: Монография. М., 1999.

2. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.

3. Каргин А.С. Народная художественная культура. М, 1997.

4. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.

5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997


3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества

Истоки самодеятельного художественного творчества и ис­кусства лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В. Плеханов в «Письмах без адреса» писал о том, что «...мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проник­немся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отноше­нии к ним на эстетическую точку зрения» [1, с. 354]. Сознательная духовно-практическая деятельность по созданию орудий труда и предметов быта превращается в художественное творчество, свя­занное с практической деятельностью, продукты которой стано­вятся произведениями искусства, являющимися утилитарно-художественными продуктами. Произведения искусства выпол­няют различные функции и становятся средством познания дей­ствительности, средством передачи и выражения развивающихся у человека социальных чувств. Именно практическая деятель­ность людей формировала эстетические чувства и художествен­ную деятельность, в результате которой были созданы своеоб­разные произведения первобытного искусства. Среди них орна­ментальные украшения орудий труда и предметов быта, татуи­ровки, охотничьи и другие виды танцев, театрализованные пред­ставления, музыкальные ритмы и мелодии, статуэтки, рисунки и живописные изображения пиктографической письменности. Та­ким образом, полифункциональность первобытного художест­венного творчества держалась на внутреннем единстве и синкре­тизме практической и духовной деятельности.

Культурологический подход к изучению основных этапов развития народной художественной культуры (языческого, ар­хаического и урбанистического) и различных форм художест­венного творчества, наметившийся в 90-х годах XX века, свиде­тельствует об интегрированном подходе и системном анализе всех структурных элементов культуры.

В последнее время понятие «народное творчество» стало употребляться как равнозначное с понятием «художественная


самодеятельность», вытесняя его. а это не совсем верно. Наибо­лее полно сущность самодеятельного художественного творче­ства рассмотрена в работе Е.И. Смирновой [2], которая отмечает, что как социокультурное явление художественная самодея­тельность представляет исторически новую форму функ­ционирования культуры. Специфика ее функций, в частно­сти, связана с тем, что она выступает как средство преодо­ления отчуждения людей от своих универсальных способно­стей, обусловленного разделением труда. Это определяет со­циально-педагогическую природу художественной самодея­тельности как явления самореализации и саморазвития субъ­екта, посредством художественной деятельности, допол­няющей его деятельность как субъекта других, нехудожест­венных социальных ролей. При этом любым образом проте­кающая художественно-творческая деятельность развивает по­знавательные, коммуникативные, творческие и другие потенциа­лы как отдельно взятой личности, так и групп - участников ху­дожественной самодеятельности. Однако в зависимости от на­правленности личности, степени развития художественных и нехудожественных ролей субъекта социально-педагогический эффект художественной самодеятельности может быть различным.

Немаловажное значение для рассмотрения сущности само­деятельного творчества является исследование его функций.

Слово функция в переводе означает -роль, круг деятель­ности или основное назначение чего-либо. Существуют разные подходы к определению функций самодеятельного творчества. Л.Н. Столович выделяет ряд главных функций, имеющих важное значение для всех видов художественной деятельности, при этом главные функции объединяют значение нескольких аспектов ис­кусства. Так, например, познавательно-оценочная функция объе­диняет отражательный, оценочный и психологический аспекты; социально-воспитательная функция интегрирует социальный, воспитательный и отражательный аспекты; социально-комму­никативная функция соединила социальный, знаковый и творче­ский аспекты, а творческо-воспитательная функция определяет психологический, игровой и творческий аспекты.


У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто говорят о воспитательной, информационно-просветительской, творческой, коммуникативной, рекреацион­ной, компенсаторной функциях, но важно то, что в последнее время наряду с несистематизированными видами функций, по­добных приведенным, намечается стремление более четкого ме­тодологического подхода к определению функций того или ино­го социального явления (процесса, института).

Е.И. Смирнова говорит о трех больших группах функций, «...причем существующих не порознь, не расположено, а в виде определенного единства, спрессованности, эффекта «наложения» одних функций на другие, когда они выступают в их взаимной детерминированности» [3, с. 9]. Первую группу функций она ус­ловно называет «художественными», вторую «досуговыми», третью «социально-педагогическими». При этом отмечает, что ослабление социально-педагогических функций может «выбро­сить» явление в сферу не развивающего, а то и социально-нега­тивного досуга. При недооценке функций досуга явление «выно­сится» в сферу труда или приближается к ней, порождая проти­воречия: в одних случаях между профессиями, в других (когда деятельность утрачивает признаки отдыха) между системой со­ответствующих потребностей человека и невозможностью их удовлетворить в деятельности, обретающей черты «работы». А вот усиление художественных функций, например, художест­венно-продуктивной, за счет ослабления досуговых или соци­ально-педагогических, может «вынести» явление в сферу «на­стоящего искусства» или «профессионализма».

Несмотря на различные подходы к рассмотрению функций самодеятельного творчества, большинство авторов приходит к мнению, что нет коллективов, в которых бы существовал опре­деленный идеальный набор функций, так как разнообразные са­модеятельные объединения ставят перед собой различные задачи.

Поэтому мы можем свидетельствовать, что в настоящий мо­мент самодеятельное художественное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определен­ную природу, объективные закономерности и изменяющиеся функции (рис. 1).


Рис. 1. Функции самодеятельного творчества

Однако природа самодеятельного художественного творче­ства имеет двойственный характер и является подсистемой двух больших систем: художественной культуры и досуга. Определяя место самодеятельного художественного творчества в социальной структуре общества, Е.И. Смирнова предлагает следующую схему:

При этом самодеятельное художественное творчество в рав­ной степени взаимодействует и с фольклором, и с профессио­нальным искусством.


Таким образом, самодеятельное художественное творче­ство представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, кото­рый взаимосвязан с профессиональным и традиционным на­родным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

Однако самодеятельное творчество можно рассматри­вать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход, по мнению Н.Г. Михайловой, обусловлен его синкре-тичностью. т.е. единством непосредственного творчества с хра­нением созданных ценностей, их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколения в поколение ос­ваивается и как бы заново перерабатывается.

При этом следует отметить, что самодеятельное художест­венное творчество - сложное, многогранное и разноплановое про­явление досуговой деятельности человека, постоянно эволюцио-низирующее в зависимости от социально-исторических и совре­менных условий развития общества. В результате индивидуально­го развития человека средствами искусства происходит поворот к дальнейшему источнику исканий всех видов деятельности - на­родной художественной культуре, которая не только возбуждает желание смотреть, слушать, но и самим участвовать в процессе создания духовных ценностей. Анализируя существующие подхо­ды к изучению понятий и терминов, касающихся самодеятельного художественного творчества, можно сделать вывод, что в настоя­щее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления. В связи с этим мы отмечаем, что «Са­модеятельное художественное творчество необходимо пони­мать как социальное движение культуры, которое представ­ляет собой многоплановое явление, включающее ценностные


ориентации. Результатом этого движения является обогаще­ние и видоизменение в народной художественной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то но­вое, оригинальное, нестандартное»[5].

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте сущность самодеятельного творчества.

2. Дайте определение функциям самодеятельного творчества.

Список рекомендуемой литературы

1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5.

2. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф. ... докторапед. наук. Л., 1989.

3. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления // Педагогические условия ор­ганизации самодеятельного творчества. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982.

4. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современ­ных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М, 1990. С.6-12.

5. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как ос­нова возрождения национальных культурных традиций. Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с.


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 120; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.029 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты