КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая культура личности: понятие, критерии, структура. Особенности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.Понятие культуры как таковой - понятие многоаспектное: это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной, духовной жизни, а также уровень таких достижений в определенную эпоху; уровень и степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности; уровень просвещенности, образованности; совокупность условий жизни, соответствующих потребностей образованного, воспитанного человека. Право развивается вместе с развитием общей человеческой культуры, которая пронизывает все сферы социального бытия. Каждая эпоха имеет "свое особое право и каждое право соответствует особому культурному строю", вырастает "на почве культуры". Правовая культура - это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение. Правовая культура выступает в качестве важного критерия правового бытия человеческого общества, зрелости и ценностной значимости его государственных институтов, правовых нормативов. Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура отдельных социальных общностей и правовая культура общества в целом. Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, личное поведение его в соответствии с требованиями норм права (правомерное поведение). Правовая культура отдельных социальных общностей - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания того или иного класса, общественного слоя, особых социальных групп. Правовые параметры их общественной деятельности в соответствии с действующим законодательством. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества. Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность. Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма. Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение. Основная особенность правовой культуры сотрудника органа внутренних дел состоит в том, что он не является обыденным носителем культуры, так как обладает определенным объемом правовых знаний, его личное поведение должно неукоснительно соответствовать правовым нормам общества, так как он стоит на их защите. Определяющую роль в детерминации сущности и содержания правовой культуры личности играют экономические и социальные условия. "Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода". В современный период облик общественной среды определяется переходом к рыночным отношениям, приватизацией собственности. Иначе говоря - действием законов рыночной системы хозяйствования. Изменение отношений к собственности по сути своей направлено на то, чтобы превратить широкие массы трудящихся в действительных хозяев государственных средств и продуктов производства, что в конечном счете не может не внести изменений в деятельность органов внутренних дел в целом и соответствующих подразделений в частности. Говоря об объективных условиях, влияющих на формирование правовой культуры, необходимо, на наш взгляд, учитывать следующие особенности: во-первых, эти особенности связаны со вступлением страны в качественно новый этап своего развития, обновления общества; во-вторых, эти особенности определяются специфическими, нехарактерными для предыдущих этапов общественного развития, тенденциями, наметившимися в правовой жизни, в сфере социально-правовых отношений; в-третьих, эти особенности проистекают из реального, во многом очень сложного и противоречивого процесса изменений в сфере экономической, политической, социальной, правовой. Важнейшими из этих особенностей, задающими общую направленность развитию всей правовой жизни, формированию правовой культуры выступают процессы дальнейшего совершенствования правовой системы, правовых отношений. Из явлений, определяющих содержание правовой жизни общества, оказывающих определенное влияние на правовые ориентации и установки, можно выделить такие, как: - экономическая реформа, в центре которой - рыночные отношения, собственность; - пересмотр приоритетов в сфере социальной политики; - критическая переоценка исторического развития страны с 1917 г.; - проблемы межнациональных отношений, которые стали едва ли не основным дестабилизатором политической и правовой обстановки. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что среди инструментов решения указанной проблемы используются в первую очередь органы внутренних дел. Под объективными условиями формирования правовой культуры мы понимаем не зависящие от субъекта воспитания обстоятельства материального и духовного порядка, в которых живут и действуют люди, обстоятельства прежде всего социально-правовой среды их жизнедеятельности. В целом совокупность объективных условий - это и взаимодействие правовых, духовных явлений. Объективные условия - это конечно же среда жизнедеятельности социального субъекта, включающая соответствующие объективные отношения, выступающие результатом деятельности людей и институтов, но не сама их деятельность. Хорошо известно положение К. Маркса о том, что исходным пунктом характеристики человека является "определенный характер общества, в котором он живет...". Среди объективных условий, пожалуй, одним из самых важных, оказывающих воздействие на правовую культуру, является реформа правовой системы. Как известно, весну 1985 г. определяют началом перемен в жизни общества. Имея ряд конкретных направлений своей реализации, реформа выдвинула решающим направлением обеспечение полновластия местных органов власти как основу государственности и самоуправления. Данная реформа была призвана освободить от деформации и искажений политическую жизнь страны, способствовать развитию демократии, гласности, плюрализма, становлению гражданского общества, обеспечению подлинного народовластия. Но реализация политической и правовой реформы оказалась сопряжена с рядом негативных явлений и трудностей. Это усиление дезорганизации общественного производства и массовые беспорядки, конфликты на межнациональной почве и разрыв межрегиональных экономических связей. В ходе дальнейшего общественного развития появились и другие кризисные явления, охватившие не только сферу экономическую, но и другие (политическую, правовую, социальную): - в сфере политической наблюдается "потеря управляемости" на всех уровнях и во всех звеньях функционирования государства, острые политические конфликты, межнациональные, корпоративные и иные; - в сфере экономической - обесценивание доходов населения: огромный и быстрорастущий государственный долг, как внутренний, так и внешний; - в сфере социальной, где произошла стремительная дезинтеграция социальных групп, - утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами". Общество вследствие указанных причин представляет "огромный потенциал психологических напряжений, неудовлетворенности, агрессивного раздражения, образующих устойчивый негативный фон повседневного существования". Рассмотрев изменения в ходе первого этапа реализации политической, экономической, правовой реформы, считаем необходимым более подробно остановиться на проблемах дня сегодняшнего, ибо сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с последствиями тех кризисных явлений, которые вызваны этими реформами. Динамично изменяется среда функционирования органов внутренних дел. В общественной жизни набирает темп тенденция усиления и консолидации мощных коммерческих структур, которые все более осознают свои интересы. С учетом проникновения представителей преступного мира в коммерческие структуры это явление способно оказать дестабилизирующее воздействие на социальное настроение масс. Реальная власть в определенных сферах переходит к системе управления, формируемой на криминальной основе. Криминальные структуры России набирают силу, и тому есть реальные подтверждения. Достаточно резкий переход от состояния завышенных ожиданий в обществе к состоянию неопределенности и страха перед будущим, перспективы спада производства и массовой безработицы ведут к утрате реальных стимулов к труду, резко снижают законопослушность населения. Сложившаяся к настоящему времени обстановка объективно является питательной средой для преступности. Усиливается криминальная активность, характерными особенностями которой являются: консолидация, организация, вооружение, коммерционализация, политизация и интернационализация. Важнейшими факторами негативного влияния на сотрудников органов внутренних дел являются коммерческие структуры, система предпринимательства в целом. Необходимость сотрудничества с сотрудниками органов внутренних дел для них носит объективный характер, обусловленный повышенным риском предпринимательской деятельности в условиях нестабильности. Нередко коммерческие структуры служат надежным прикрытием преступных элементов. Преступники используют и коррумпированные связи в органах внутренних дел и управления. Налицо интенсивный процесс сращивания общеуголовной и экономической преступности, коррупции. Усиление момента организованности преступной среды сопровождается и резким ростом ее технической оснащенности, ростом объема материальных средств, находящихся в ее распоряжении. Одним из важнейших факторов, формирующих правовую культуру сотрудника органов внутренних дел, является его взаимосвязь со служебно-правовой деятельностью в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел. Ведущие юристы неоднократно уже высказывались о негативных факторах, влияющих на процессы формирования правового государства, на уровень политической и правовой культуры, мешающих прочному становлению и развитию социально-юридических гарантий осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов личности. Однако эта проблема, как показывает практика правовой реформы в нашем обществе, требует более последовательного и системного изучения, потому как ее решение не даст должного эффекта без выявления причин и условий, а не только следствий, детерминирующих противостоящие правовой культуре явления и тенденцию. Мы полагаем, что в связи с этим необходимо рассматривать эти явления и тенденции как антипод культуры, или антикультуру, тем более что в юридической литературе и периодической печати этот вопрос дискутируется уже на протяжении более чем двадцати лет. Однако отсутствие системного анализа и научно обоснованной концепции по изучению негативных процессов, разрозненность точек зрения на данную проблему пока еще не позволяют выработать целенаправленную программу практического решения задач в этой сфере, в том числе и стабилизации экономических процессов, решения межнациональных и социальных проблем, укрепления законности и социально-правовой защиты россиян. Несмотря на достаточно широкую пропаганду идей и принципов правового государства, в том числе и вполне четкого понимания необходимости развития демократии, расширения прав и свобод граждан, установления независимости судов и т.п., довольно часто сами же сторонники создания в обществе правового государства оказывают влияние или давление на суды при вынесении ими судебных решений. Рассматривая феномен антикультуры в правоприменительной деятельности, а также в сфере обеспечения законности и правопорядка, необходимо особо выделить социально-экономическую сущность тех причин, условий, источников, которые входят в структуру объективного и субъективного факторов общественного развития и непосредственно либо косвенно обусловливают возникновение явлений, противодействующих культуре общества в целом и его правовой культуре в частности. Необходимо подчеркнуть, что при этом часто элементы антикультуры (например, невежество, отсутствие должного воспитания, упорное нежелание воспринимать те или иные культурные ценности общества - исторические, нравственно-эстетические, художественные, литературные и др.) ни непосредственно, ни косвенно не нарушают требований действующего законодательства, но фактически такие явления реально подпитывают прежде всего противоправную типологию сознания и поведения лиц. В связи с этим определенный интерес представляет исследование, проведенное В.Т. Панивской, где достаточно системно рассматриваются вопросы зарождения антикультуры, ее последующего негативного воздействия на систему народного образования, на формирование социально-негативной личности и т.д., что во многом обусловило кризисную ситуацию в нашем обществе на этапе перехода его к новым моделям экономического и общественно-политического устройства. Противодействие ценностям правовой культуры в первую очередь глубоко отражается в реализации правового статуса, свободе выбора ею тех или иных вариантов поведения. В своей совокупности все эти причины и условия, источники формируют специфическую среду существования антикультуры, содержанием которой являются антиценности общества, а основной функцией становится разрушение истинных ценностей культуры и необходимых условий развития общества на пути научно-технического прогресса. Поэтому необходима не только глубокая озабоченность общественности феноменом антикультуры, но и необходимости государственной разработки комплекса решительных мер, которые следует безотлагательно принять для сохранения и защиты подлинной, а не мнимой культуры. В процессе разрушения существовавших ранее духовных ценностей и формирования нового общества антикультура глубоко проникла практически во все поры государственной и общественной жизни: управление, законотворчество, правоприменительную и правоохранительную деятельность. По нашему мнению, именно это обстоятельство побудило многих исследователей как в юридической литературе, так и в периодической печати и иных средствах массовой информации столь широко осветить явную недостаточность и дальнейшее неуклонное падение уровня политической и правовой культуры как в обществе в целом, так и среди должностных и первых лиц государства, избранников народа. Ярким примером этого чаще всего выступают: нигилистическое отношение к правовой базе государства - законам, нормам и принципам действующего права; возросшее проявление агрессивности и частые случаи применения насилия к человеческой личности, зачастую ведущие к причинению тяжкого вреда здоровью и лишению жизни; невосприятие новых демократических преобразований и противодействие им; нетерпимость к инакомыслию, неверие в политические преобразования общества, недоверие курсу проводимых реформ и нежелание создавать условия для подлинной социальной справедливости, свободы, равенства и прогресса. Основным источником антикультуры является отчуждение человека от собственности и результатов своего труда, а также невосприятие законодательной политики государства и исполнительной власти, отрицание исторических, нравственных, духовных и культурных достижений как народов России, так и народов мира. Наиболее острые вопросы рассматриваемой проблемы довольно часто дискутируются депутатами Государственной Думы при обсуждении законопроектов нормативных актов о собственности, об аренде, об общественных объединениях граждан, о налоговой системе, о печати и других средствах массовой информации и т.п. Но сколько-нибудь серьезных изменений к лучшему в практическом плане пока не наблюдается. Чаще всего преобладает критическая работа, изыскание и объяснение действительных или мнимых причин и условий, порождающих кризисное положение в культурном становлении общественной жизни. Это становится понятным, если учесть, что на протяжении многих десятилетий в общественном развитии в значительной степени доминировали многие элементы того, что период становления демократии вполне можно определить как антикультуру. Ведь именно антикультура, поддерживаемая всеми структурами административно-командной системы (т.к. на протяжении длительного времени все государственные органы, и органы внутренних дел в том числе, руководствовались не буквой закона, а определенными директивами Коммунистической партии - решениями очередных съездов, пленумов ЦК), толкала как отдельную личность, так и общество в целом к деградации, вела к потере ими своего исторического и духовного облика, к вырождению уникальных культурных направлений и традиций, к зарождению ложного представления о материальных и духовных ценностях человечества. В настоящее время в нашей стране лишь зарождается понимание того, что только культура, право, демократия и рынок - четыре колеса современной цивилизации, без которых не может обойтись ни одна страна, желающая своему народу свободы и благополучия. С этим нельзя не согласиться. Поэтому решение всех задач общественного развития непосредственно связано с устранением из жизни общества антикультуры, а в первоочередном плане - тех ее слагаемых, которые по своей социальной сущности противоречат началам права и законами государства и определяются как правонарушения. Однако следует подчеркнуть, что сегодня, в период совершенствования нашего общества, ключевым является созидание. Мы считаем, что одной лишь констатацией социально-экономических, политических и национальных причин преступности и иного противоправного поведения граждан в обществе недостаточно для их полного искоренения, без учета того, что сама преступность является структурной частью антикультуры, в состав которой, как мы уже отмечали выше, входят также обычаи, нравы, традиции, особая иерархическая система связей и отношений между людьми, организации их жизнедеятельности - быта, труда, отдыха и досуга. Именно с этой точки зрения проблема преступности в специальной литературе рассматривается довольно редко, хотя юристы, социологи и публицисты часто связывают причины преступности с бездуховностью личности, ее отчуждением от моральных и нравственных ценностей общества, со стремлением в короткое время и без особых усилий удовлетворить свои корыстные интересы и т.п.
67. Правовая культура общества: содержание, функции. Факторы, обуславливающие уровень развития правовой культуры.
Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства. Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала. Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. Правовая культура многоаспектно опосредует, определяет все сферы правового бытия, его качественные параметры. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами. Правовая культура гуманизирует личность, ее поведение, оптимизирует систему правовой охраны и защиты ее прав, упреждает недоверие или озлобленность между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов. Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков. Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений. Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти. Правильно поставленное юридическое образование, базирующееся на достижениях юридической науки, лишенной правовой демагогии, стимулирует правомерное поведение граждан, культивирует общественное мнение (Ж.-Ж. Руссо: "Общественное мнение есть своего рода закон...") по вопросам правового бытия, сводит до минимума различные виды отклоняющегося, неправомерного поведения, совершенствования правовых нормативов, их правильное применение в конкретных правовых отношениях. Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета. Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека. Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот. Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости - главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость - руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравственного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности.
68. Правовое воспитание: цели содержание и формы. Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей. Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов. Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу. Среди форм правового воспитания обычно выделяют: а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода "юридический всеобуч"); б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.); в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность); г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими). Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое. Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа XIX столетия Р. Иеринга из его работы "Борьба за право", выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической: "...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку. Сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо речь идет об идеальной цели - утверждении самой личности и ее правового чувства. ...В своем праве каждый управомоченный защищает этические условия своего существования. Мораль спокойствия и удобства никогда не принимал ни один народ, никакой индивидуум, обладающий здравым чувством права. Защита своего права составляет обязанность его носителя перед обществом. Не неправо должны мы винить, когда оно свергает право с его пьедестала, а право, которое это позволяет. В своем праве управомоченный защищает закон. На каждом лежит обязанность давить гидру произвола и беззакония, где бы только она ни показывалась; каждый наслаждающийся благодеяниями права и сам должен способствовать поддержанию авторитета закона. Короче - каждый из нас урожденный борец за право в интересах общества. ...В моем праве оскорбляется и отрицается право вообще, и оно же защищается и утверждается в моем праве. Покушение на право содержит в себе пренебрежение личностью". Далее Р. Иеринг приводит слова И. Канта о том, что "кто обращается в червя, тот не может потом жаловаться, если будет попран ногами. Бросание своего права под ноги другим есть нарушение обязанности человека к самому себе. Не допускайте, чтобы ваше право безнаказанно попиралось другими". В заключение своего исследования автор подчеркивает: "Борьба есть вечная работа права", подтверждая эту мысль известной христианской заповедью: "Только в борьбе обретешь ты право свое". Приведенные высказывания остаются в силе и в наши дни. Весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на достижение указанных целей, формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить добро от зла, право от неправа, справедливость от несправедливости.
|