КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями как должный порядок в общественной жизни.
Н.М.Коркунов
22.1. Понятие, структура, виды и функции правосознания
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание как одну из форм общественного сознания оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Формирование правосознания становится в XIX - XXI веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании - один из этапов этого развития. От мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание, имея длительную историю становления и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов. Принципы свободы, равенства, справедливости, гуманизма обретали все более многообразные и совершенные формы выражения в правосознании, праве разных народов и государств. Для буржуазного общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений и институтов. В развитых государствах реализуются принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение и закрепление в ряде актов международного сообщества и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития. Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов: - правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения; - правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения; - поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).
Функции правосознания:
1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний. 2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению. 3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Правосознание является элементом правовой культуры.
Основные черты правосознания:
- является одной из форм общественного сознания; - состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов; - носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права; - обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему; - в отдельные периоды развития общества является формой права; - ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей. Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п. Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п. Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира. Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Да и у взрослых представитель органа государственной власти - судья, прокурор или кто-то иной нередко ассоциируется с возможностью наказания. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского. В последние годы в России в различных регионах наблюдается процесс активизации деятельности молодежных объединений и движений экстремистской направленности (скинхеды, "Российское национальное единство", "Национально-большевистская партия", "Актив красной молодежи" и другие). Они имеют достаточно стройную организационную структуру, свою социальную базу. Их деятельность иногда финансируется отдельными финансовыми структурами и нередко используется в политических целях определенных политических сил. На примере этих организаций можно проследить замысел истинных руководителей этих структур далеко не юного возраста, направленный на умышленное упорядочение процесса деформации правосознания молодого поколения в нужном для определенных структур направлении. Для таких руководителей эта задача не представляется сложной. Не всегда взрослым, вполне сложившимся людям удается правильно определить побудительные мотивы своего поведения в революционный период. Значительно сложнее это сделать в юном возрасте. Новое поколение российских граждан, пополняющих ряды экстремистских организаций, сформировалось в условиях морального и политического хаоса середины 90-х годов XX столетия. Демократия этого, да и последующего времени в сознании большинства людей ассоциировалась со вседозволенностью, с дошедшей к нам из Средневековья пословицей-принципом: прав тот, у кого больше прав. Нередко оппозиционные политики, стремящиеся к официальному признанию, сознательно применяют методы, ведущие не к конструктивному диалогу, а к формированию у населения "правосознания толпы", готовой на незаконные, но "революционные действия". Например, такое поведение российских оппозиционных политических партий специалисты <1> объясняют следующими основными факторами: -------------------------------- <1> Ципко Александр. У нас в России все виды экстремизма опасны // Российская газета. 2006. 28 июня.
1. Утратив конструктивное влияние на население, свое будущее они связывают исключительно с проведением силовых политических акций, направленных на возможность силового воздействия на деятельность органов государственной власти. 2. У них, как и у победивших в 1917 году большевиков, отсутствует позитивный опыт созидательных действий. Именно они были инициаторами беловежских соглашений, "узаконивших" распад СССР, а также политико-вооруженного противостояния в Москве (1993 год).
Виды деформации правосознания
Правовой инфантилизм - бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. "Перерождение" правосознания - крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности. Правовой дилетантизм - вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права. Нигилизм вообще (от лат. "nihil" - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX века Козьма Прутков призывал всех "зрить в корень" и "подвергать все сомнению". Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов. Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об "отмирании" права. В 1962 году в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались "на поруки" преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему. Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести: юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры. Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма: 1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания. 2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания. 3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.
Формы выражения правового нигилизма:
- прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов; - массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; - издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга; - подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью; - несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях; - нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество; - подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности. Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства. Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.
Виды правосознания:
1. По субъектам: - общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества; - индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен; - групповое. Необходимо учитывать и такое понятие как "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, не совместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться. Таким образом, провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой. Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии. С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер, на центральном телевидении было организовано "интервью" в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого "интервью" сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям. Позже социологи стали различать такие понятия, как "толпа", "массы" и "народ". 2. По уровням правосознание делится на: обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.
22.2. Понятие правовой культуры
В юридической науке и в культурологи отсутствует единое понимание не только термина "культура", но и другого - "правовая культура". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии, профсоюзы, иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество. Это многоплановое понятие, и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска. Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе. Правовую культуру личности и общества исследователи вполне обоснованно часто рассматривают как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний, без которого невозможно представить современное правовое государство. Например, профессор А.Б. Венгеров считает, что правовая культура - "более высокая и емкая форма правосознания" <1>. -------------------------------- <1> Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 585.
Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. В правовой культуре зарубежных государств выделяются следующие ее типы: - англо-американская, которая базируется на традиционных англо-американских принципах легализма и пуританизма; - романно-германская - базируется на интерпретациях Папой Римским канонического права католической церкви; - скандинавская. Профессор Кристофер Осакве понятие правовой культуры формулирует следующим образом. "Под правовой культурой понимается совокупность институтов, приемов, процессов и поведенческих норм, направленных на обеспечение оптимального функционирования правового государства и внедрение всеобщего доверия граждан к праву" <1>. -------------------------------- <1> Кристофер Осакве. Американская правовая культура: родовая специфика и отраслевые разновидности // Право и управление. XX век. 2007. N 2. С. 75 - 85.
Он же перечисляет следующие 12 основополагающих принципов истинной западной правовой культуры, которые вполне созвучны общечеловеческим критериям: прозрачность (гласность) законодательного процесса; прозрачность (гласность) судебного процесса; оперативность опубликования всех принятых нормативных актов и поправок к ним; стабильность и правопреемство решений государственных органов и ведомств; непреложное исполнение контракта сторонами; полное доверие гражданина к правовым институтам и готовность обратиться к праву в личных и деловых отношениях; стабильность и предсказуемость законов; юридическая грамотность населения; свобода информации; законопослушность населения (т.е. правосознание); признание самостоятельности и независимости юридической профессии, а также роли юриста как гаранта прав и свобод граждан. В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно. Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры. Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.
22.3. Правовое воспитание
Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество, в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и гражданского общества. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин отметил, что "правовое воспитание, формирование современного массового правосознания является сейчас важнейшей задачей. Если Россия не справится с этой задачей, она не возьмет правовой барьер, а значит, и не станет правовым государством" <1>. -------------------------------- <1> Закатнова Анна. Правовой барьер // Российская газета. 2006. 15 марта.
Говоря о качестве законов и о состоянии законности в государстве, великий законодатель Древней Греции с философских позиций заметил: "Законы совершенны настолько, насколько наши граждане способны их соблюдать" <1>. Это высказывание не утратило и не утратит своей актуальности и в необозримом будущем. -------------------------------- <1> Цитируется по статье: Яковлева Елена. Право имею! // Российская газета. 2008. 10 декабря.
Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе. Одно из ведущих мест в правовом воспитании граждан принадлежит господствующей в государстве идеологии. Стабильно развивающееся государство, как правило, обладает (вырабатывает) идеалы, поддерживаемые населением и позволяющие сохранять в обществе высокий уровень социальной толерантности, сплоченности, уважения к праву и законопослушности. В странах с нестабильным государственным строем наблюдается противоположная картина. В СССР вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Можно много спорить о содержательной характеристике социалистической идеологии и методах ее осуществления, но нельзя отрицать и того факта, что основная масса населения абсолютно в нее верила. Это единение позволило государству успешно преодолеть ряд критических моментов в истории советского общества. Отсутствие диалектического подхода и идеологическая зашоренность социалистической идеологии в конечном счете предопределили ее дальнейшую историческую судьбу. Идеология, как и любое другое социальное явление, в обязательном порядке должна носить исторически востребованный, обоснованный и подвижный характер. К сожалению, в современной России государственная идеология пока в значительной степени характеризуется не постоянным, а циклическим характером и активно проводится только в период избирательных кампаний, проводимых на различных государственных уровнях в законодательные органы власти. Это можно объяснить недостаточной силой и авторитетом государства и пока еще не обретшей стабильность политической и партийной системы российского общества. Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых званий, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности. Элементами правовой культуры являются: квалифицированное правотворчество и правоприменение; правосознание народа, социальных групп и отдельных граждан. Свою регулирующую роль в обществе право выполняет в тесном взаимодействии с другими социальными нормами; политическими, нравственными, правилами общественных организаций, обычаями, традициями. Идейное целевое единство социальных норм не исключает различий между правовыми и другими социальными нормами. Эти различия проявляются: в содержании и характере регулирования ими общественных отношений; в способах их установления; в формах выражения; в способах охраны и степени определенности мер воздействия, применяемых к их нарушителям. Социальные нормы каждого вида имеют свои особенности, по-разному осуществляют регулирование различных сторон общественной жизни. Несмотря на официально провозглашенный светский характер российского государства, следует отметить единство целей у государства и религии в вопросах духовного и нравственного воспитания населения. По мнению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, "...самым верным путеводителем в этом духовном возрастании является совесть..." <1>. Если удастся согласовать мысли и поступки с голосом совести, тогда "богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся". -------------------------------- <1> Яковлева Елена. Душа как христианка (Патриарх Алексий II о свободном слове и покаянии героев "Острова") // Российская газета. 2007. 19 января.
Среди социальных норм программные документы политических партий (определение конечных целей и способов их достижений - как правило, это повышение уровня жизни населения, достигаемое на фоне внедрения в повсеместную практику демократических принципов справедливости, равенства, законности действий) по силе общего воздействия занимают одно из ведущих мест на процесс развития общества. В то же время уставные требования, предъявляемые вроде бы только к членам политических партий и носящие сугубо корпоративный характер (партийная дисциплина, права и обязанности), также могут оказывать определенное воздействие на привлечение под свои знамена определенной части граждан. Нравственность или мораль - это признаваемая абсолютным большинством населения совокупность правил поведения, выработанных в соответствии с определенными, в конечном счете экономическими условиями жизни, взглядами о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, похвальном и постыдном и т.д. Нормы общественных организаций - это установленные их учредительными или руководящими органами правила поведения, выраженные в уставах и решениях, направленные на выполнение задач данной общественной организации (профсоюзы). Обычаи и традиции порождаются образом жизни. Для их соблюдения нужна внутренняя убежденность человека. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки. Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни. Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система, в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.
Контрольные вопросы
1. Что такое правосознание? 2. Что включает в себя правовая культура? 3. Каким образом право оказывает влияние на правосознание? 4. Для чего необходимо правовое воспитание? 5. Уровни правосознания. 6. Виды правосознания. 7. Правосознание граждан Российской Федерации.
Рекомендуемая литература
а) основная
Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учебно-методическое пособие. М., 1993. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. Лившиц Р.З. Теория права. Учебник. М., 1994. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. Теория государства и права. Часть I. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 570 с. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. 382 с. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и сервис. 2004. Поляков В.А. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004. 864 с. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Издание 2-е, дополненное. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 768 с. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. 768 с. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009. 400 с. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2008. 528 с. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2008. Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М., 1969. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 570 с. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Русская православная церковь. Российский фонд культуры. 1999. 1371 с. Молчанов С. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991. N 1. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. Татаринцев Е.В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990. Козюбра А.Н. Перестройка и правовое воспитание советских граждан. Киев, 1989. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? М.: Просвещение, 1998.
б) дополнительная
Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Журнал российского права. 2003. N 2. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России // Журнал российского права. 2003. N 10. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. N 11. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. N 3. С. 42 - 49. Мартышкин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. N 10. С. 24 - 30. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина от 15 декабря 2004 года N 18-П. Что для гражданина право, то для чиновника долг (Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год) // Российская газета. 2005. 31 марта. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография / Институт государства и права РАН. М., 1993. 148 с. Путин В.В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России // Российская газета. 2007. 27 апреля. Путин В.В. Позицию России готов объяснить детально // Российская газета. 2007. 5 июня. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.). Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.). Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 15, 21 и 29 июня. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год (Закон сильнее власти) // Российская газета. 2008. 14 марта. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год "Закон сильнее власти" // Российская газета. 2009. 17 апреля. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. N 3. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. 264 с. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы Международной научно-практической конференции (4 апреля 2003 г., Москва). М.: Московский университет МВД России, 2003. 516 с. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. 272 с. Правовая реформа: проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции, 18 мая 2004 г. / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004. 511 с. Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Москва, 26 мая 2005 г. / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2005. 635 с. Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции. Москва, 19 мая 2006 года. // Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2006. 511 с. Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества: Сборник материалов 2-й Международной конференции. Москва, 19 мая 2006 года // Факультет права МФПА. Исаева Л.Н. Сознание и правопонимание // Государство и право. 2004. N 8. С. 106 - 109. Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. N 12. С. 65 - 69. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. N 3. Теория государства и права: Курс лекций // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 768 с. Примаков Е. 2003-й - итоги, 2004-й - начало // Российская газета. 2004. 15 января. Примаков Е. Россия в 2004 году: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января. Примаков Е.: Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января. Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции. Болевые точки для решения в наступившем году // Российская газета. 2007. 16 января. Примаков Е. 2007 год: прощание с псевдолибералами // Российская газета. 2008. 15 января. Путин В.В. Позицию России готов объяснить детально // Российская газета. 2007. 5 июня. Закатнова А. Правовой барьер в сознании каждого человека предлагает взять Валерий Зорькин // Российская газета. 2006. 15 марта. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. N 2. С. 102 - 104. Кроткова Н.В. Нравственные основы теории государства и права (Международная научная конференция) // Государство и право. 2005. N 8. С. 91 - 100. Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. 2005. N 4. С. 9 - 17. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. 2005. N 4. С. 28 - 36. Пересыпкин А.С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания // Государство и право. 2005. N 1. С. 92 - 96. Хайруллин В.И., Улла В. Бонденсон. Моральный климат Скандинавии // Государство и право. 2005. N 7. С. 119 - 121. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. N 4. С. 84 - 90. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. 2005. N 7. С. 69 - 74. Львов Дмитрий. Экономика и жизненный мир человека // Российская газета. 2006. 19 мая. Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосознание // Журнал российского права. 2006. N 2. Певцова Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. N 12. Гайдамакин А.А. Полемические заметки о логике права и правосознании // Государство и право. 2007. N 7. Толкачев К.Б. Правовая идеология в структуре профессионального сознания государственных служащих Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 11. Лафитский В.И. Принцип верховенства права в этико-правовом измерении // Журнал российского права. 2007. N 9. Бибик О.Н. Уголовная политика через призму культуры // Журнал российского права. 2007. N 10. Сабов Александр. Лучшее с Делано (Уроки Рузвельта: как бедных сделать богатыми) // Российская газета. 2007. 6 марта. Ямшанов Борис. Александр Бастрыкин: следствие по контракту // Российская газета. 2007. 29 августа. Правотворчество и правоприменительный процесс в современной России. Ученые записки Московской финансово-промышленной академии (юридический факультет) // Маркет ДС. 2007. N 1. Костин Ю.В. Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России: Вторая половина XIX - начало XX века: Монография // М.: Юрист, 2007. 274 с. Сафонов А.А. Свобода совести и модернизация вероисповедного законодательства Российской империи в начале XX века: Монография // Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007. 367 с. Костин Ю.В. Идеи соотношения государства, права и нравственности в истории политической и правовой мысли дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века: Автореф. дис. ... д.ю.н. М.: Академия управления МВД России, 2008. Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях конституционного развития Российской Федерации: Сборник научных статей / Отв. за выпуск О.Н. Громова и В.В. Бардин. М.: Академия управления МВД России, 2007. 207 с. Демократия и безопасность государства: правовые, исторические и социальные аспекты: Сборник научных трудов / Отв. ред. В.Н. Бутылин. М.: Академия управления МВД России, 2008. 248 с. Зорькин Валерий. Кризис доверия и государство (Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью) // Российская газета. 2009. 10 апреля.
|