КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЮНОШЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ 4 страницаКомплексы и зажимы.Основнойкомплексюношеской личности достаточно тяжелый, но неспецифический. Его можно назвать так: глубинная неудовлетворенность жизнью в целом. Но это не полная неудовлетворенность, когда человек ставит себе двойку, а скорее фоновая, когда человек ощущает себя на троечку. Однако и это может стать причиной вполне серьезных психологических и даже психических проблем. Истинная проблема человека заключается в том, что те ценности и программы, которые он ведет, он в глубине души не ощущает как свои. Они для него во многом случайны. Он, может быть, достаточно ответственно ими занимается, но у него нет ощущения, что его внутреннее "я" действительно их санкционировало, что оно действительно в них серьезно заинтересовано. У него скорее ощущение, что он находится на барщине или, в лучшем случае, на оброке у ведущих его эгрегоров. С другой стороны, у него есть чувство, что так надо, и что когда-нибудь это кончится. Это слабое утешение, но для него оно значимо. Многие более конкретные комплексы неполноценности и психологические зажимы юношеской личности обусловлены реакцией социума на ее подспудную асоциальность. Их возникновение обусловлено защитой социума от человека, и это – отдельная тема для рассмотрения. Я давно заметил, что если с закомплексованной личности просто так взять и снять ее комплексы, то получается чаще всего обычный хам. Этот человек не нашел в себе когда-то сил для должной социальной адаптации, адекватного для окружающих выражения той энергии, которая через него идет, не смог самостоятельно обезопасить себя от людей, получил в ответ от социума пару раз в лоб, подсознательно это запомнил и, как говорят, закомплексовался. Так вот, комплексование юношеской личности идет на очень глубоком уровне. Социум не заинтересован в том, чтобы кто-то над ним поднимался и им командовал, поэтому любому индивидуальному личностному проявлению эгрегоры противопоставляют очень жесткие барьеры. Эти барьеры уходят, когда человек учится с ними договариваться, так сказать, наводить дипломатию. А юношеская личность еще этого толком не умеет. Поэтому у нее возникает наведенный социальным эгрегором капитальный, глубинный комплекс неполноценности: "Я никто, я ни на что не способен." Однако, когда человек это говорит, то его слова звучат не очень искренне. Внимательный слушатель почувствует, что, вроде бы, человек говорит то, что думает, а, с другой стороны, он не уничтожает себя как личность. И он действительно себя до конца не уничтожает. Его разочарования, расстраиваемые планы и опровергаемые ценности не относятся прямо к его личности – как он ее понимает. Они относятся именно к его деятельности, то есть к поверхностным для него программам. Тут можно посмотреть на гороскоп. Если у человека сравнительно гармоничная карта, он будет жаловаться, что ему скучновато жить. Если карта пораженная – жизнь будет его трепать по всем статьям. Его будут бить ундецили – самые жесткие аспекты на карте третьего уровня. И странно будет только одно: что он до сих пор остался жив и не состоит в безнадежном состоянии где-нибудь в сумасшедшем доме. Однако глубинная сила его "я" дает ему необыкновенную живучесть, а порой и поразительную, почти неестественную трудоспособность (хотя последнее чаще свойственно зрелой личности). Временами этот человек входит в сильное экстатическое и энергетическое состояние, может не есть, не спать неделями. У русского человека это проявляется в виде способности к длительному запою. И при этом почему-то печень у него не "садится". Перед творческим запоем у него идет запой алкогольный, причем такой силы, что нормальный организм выдержать не может, а у него – выдерживает. Итак, если юношеская личность идет на поводу у своего внутреннего "я", да еще плохо его понимая, и при этом восстает против общесоциальных установок (хотя бы и на уровне внутреннего мировоззрения!), то социальный эгрегор борется с ним уже по большому счету, пытаясь уничтожить его именно как личность. И мало кто это выдерживает. И в качестве реакции у человека иногда возникает комплекс суперполноценности – если он пытается идти не поперек социальной воли, а вдоль нее. Тогда у него возникает иллюзия, что он встроен в социум слишком хорошо. Этот вариант характерен для людей с гармоничными в целом картами и с сильным гармоничным северным или южным узлом Луны. Если такой человек ведет социальные программы, ему кажется, что при этом происходит реализация его внутреннего "я". Людовик XIV говорил: "Государство – это я!" Но для юношеской личности это ложное ощущение, которое, в принципе, надо воспринимать как косвенное проявление (компенсацию) глубокого комплекса неполноценности. Вообще, по поводу комплексов надо помнить, что если сознание говорит "да", то подсознание в это же время говорит "нет". Если человек уверен в себе, ему нет необходимости демонстрировать это окружающим. Если он не уверен в себе, то, как правило, он будет демонстрировать суперсамоуверенность – в порядке психологической защиты. Удивительно, насколько мало это простое соображение учитывается многими людьми, даже имеющими большой практический психологический опыт. Однако основная проблема юношеской личности заключается в том, что у нее нет возможности реализовать свое внутреннее "я". Это даже не комплекс, а нечто более глубокое, это глубинная внутренняя неудовлетворенность, которую иначе как выходом на более высокий уровень личности не разрешить. Но я повторяю, что это проблема чисто духовная. Пока человек не вышел на свой путь, она не решается. Но когда это происходит, опыт жизни на юношеском уровне воспринимается человеком как один из этапов подготовки к истинной самореализации. Я уже говорил, что каждый уровень личности в какой-то степени отрицает предыдущий. Если на уровне подростковой личности происходит как бы ложная самореализация, то на уровне юношеской личности человек должен со всей глубиной прочувствовать ложность самореализации в ее "подростковом" понимании. Чем сильнее он тогда был уверен, что он – это его успехи, его творчество, хотя его истинная личность еще никак не была видна, тем сильнее его падение здесь, на юношеском уровне. Но все-таки этому человеку свойственно, я бы сказал, здоровое отношение к своим проблемам и неотождествление ограничений с сутью дела. Он понимает, что ограничивает его не его собственная личность, а какие-то поверхностные по отношению к ней обстоятельства. Его позиция приблизительно такая: "Мой Бог дал мне это для проработки. Как прорабатывать – не знаю. Когда проработаю – не знаю. Но знаю, что дал Он, и поэтому не ропщу." У него есть стремление все понять именно на духовном уровне, на уровне глубокого личностного восприятия. Его не устраивает общепринятый поверхностный подход. Например, приходит женщина к психотерапевту и говорит: "Вот, вы знаете, мой муж…" Терапевт ее перебивает и говорит: "Вы знаете, вообще, мужья…" Все. Он может не продолжать: контакт с клиенткой не состоялся. Ее не интересуют вообще мужья. Ее интересует ее собственный конкретный муж, который у нее совершенно необыкновенный, и она к нему необыкновенным образом относится. Именно эту ситуацию она пришла обсудить. А "вообще мужья" ее никак не интересуют. И если терапевт таких вещей не понимает, то он занимается не своим делом. Или другой пример: астролог на консультации говорит той же особе: "Вы относитесь к такому-то зодиакальному знаку, ваш муж относится к такому-то зодиакальному знаку и потому…" Все, опять-таки: взаимопонимание разрушено, и астролог может данную консультацию не продолжать: он ее безнадежно провалил. Клиентку не интересуют зодиакальные знаки. Ее интересует ее неповторимая личность и неповторимая личность ее мужа, и их уникальные отношения друг с другом. Что касается проблем, то юношеской личности свойственно нагромождение сложных сюжетов, часто длинных, но при этом не безысходность своих ситуаций. У нее есть некоторое возвышенное начало, которое, она знает, является платформой ее бытия, у нее есть точка опоры, и есть некоторый грандиозный великий сюжет, который ведет ее от начала жизни и до конца, и она чувствует его дыхание. И вопросы, которыми этот человек задается, другим людям часто непонятны. Например, великий пианист Г. Нейгауз ругал своих учеников за то, что те боялись выступать перед аудиторией. Казалось бы, за что тут ругать, вполне понятный и распространенный сценический страх. Но он говорил: "Вы боитесь, потому что вы не о том думаете. Вы должны думать о музыке, ей служить! А уж как там зал реагирует, это вообще не ваше дело!" И эта постановка вопроса совершенно понятна и естественна для юношеской личности. Этот человек видит источник своих проблем в первую очередь в себе самом. Или в своей судьбе, и не занимается проекциями, это для него не характерно. Он скажет: "Никто в этом не виноват. Это случилось потому, что у меня такая вот злая доля. Но она моя." А если с ним повнимательнее поговорить, то выяснится, что его доля не только злая, но и интересная, по крайней мере, ему лично, и он бы ею ни с кем не поменялся. То же относится и к его внутреннему миру. Он скажет, что ценности у него были не так расставлены, что его жизненные позиции были несколько не такими, какими они должны были бы быть – но он сам в конечном итоге в этом виноват. Он считает, что у него есть некая идеальная внутренняя этика, но просто он до нее еще не дорос, и от этого его проблемы. Саморазвитие. На третьем уровне развития личности у человека возникает идея пути к себе. Был у нас популярный в эзотерических кругах журнал "Путь к себе" – признак того, что юношеских личностей в нашей стране немало, поскольку для инфантильной и подростковой личностей "путь к себе" – бессмысленнное словосочетание. Инфантильной или подростковой личности лучше не говорить, что она себя не нашла, что надо искать себя. Для нее это прозвучит как насмешка, или как признак вашей психической неадекватности. А у юношеской личности идея пути к себе уже возникает, но она отделена от ее основных жизненных сюжетов: цель слишком далека. Такое отношение к самопознанию очень распространено во многих религиозных практиках, особенно в проповедующих аскетизм и отречение от мира. Вот типичный вариант этого отношения. Как-то по телевизору я видел такую сценку. Молоденькая барышня современного вида задала высокому церковному иерарху вопрос: "А как церковь относится к сексу?" В ответ иерарх не стал ее ни ругать, ни отчитывать, ни объяснять, что это грех, а совершенно спокойно заметил: "Церковь вопросами пола не занимается. Церковь занимается вопросами Бога." И этим для него ее вопрос был исчерпан. Бог в чистом виде, "я" в чистом виде – вот предметы, представляющие для юношеской личности максимальный интерес, но не их "загрязненные" жизнью проявления. Этот человек стремится к своему внутреннему "я", но его связи с внутренней и внешней реальностью человека последнему неясны. Он чувствует, что они есть, но каковы они – ему непонятно. Он очень радуется, когда его внутреннее "я" включено и каким-то образом освещает его внутренние сюжеты или внешние обстоятельства. Но как сделать, чтобы оно ощущалось им постоянно, как подсветить им все свои жизненные ценности, он не знает. Легкий отблеск внутреннего "я" на своих жизненных сюжетах и явлениях он, может быть, и иногда видит – но не более того. Однако ему очень этого хочется. И ради этого он готов многим пожертвовать – даже тем, чем не стоило бы жертвовать, как это дальше станет ясно. Однако в поисках проявлений своего "я" он будет истекать кровью, может быть, даже в буквальном смысле. В качестве примера могу привести Ван Гога, крупнейшего художника-экспрессиониста XIX века. Он был Овном по Солнцу, и сила энергетического потока, которая через него шла, превышала, видимо, возможности человеческого бытия. У него были религиозные прозрения, и картины, написанные им перед смертью, поражают воображение. Он писал энергию в чистом виде, очень ярко увиденную. И он в какой-то момент отрезал себе ухо. Можно сказать, что им владел определенный демон, которого он не смог окультурить. Это свойственно многим людям, занимающимся искусством, но не имеющим должного уровня развития личности. Однако я не хотел бы, чтобы мои слова прозвучали как осуждение. Просто так складывается. Вы слышали такое выражение: "майор на полковничьей должности"? Кто с армией был как-то связан, знает, что это такое. По своему чину полковник должен командовать крупным воинским подразделением. Но если гарнизон расположен где-то далеко, в непопулярном месте, и поблизости никаких полковников нет, то в случае необходимости берется местный майор, и ему вверяется это подразделение. И если он справляется с соответствующей нагрузкой, то вскорости, гораздо быстрее, чем в обычной ситуации, он получает и звание полковника. И в жизни людей тоже так бывает, что уровень личности человека не очень высок, а внешнюю и внутреннюю энергетическую нагрузку он получает такую, как если бы у него личность была существенно выше уровнем. Он нередко от этого страдает, и может даже дров наломать, но личностный рост, тем не менее, у него может пойти очень быстро. У юношеской личности "я" слишком далеко или слишком глубоко. И поэтому движение к нему идет скачкообразно. Иногда человек прыгает через неизвестно, что, словно с закрытыми глазами. Иногда он долго петляет, ходит в разные стороны, и совершенно непонятно, нужно ему это или не нужно, туда он идет или не туда. Но это неизбежно. Подготовка к реальной встрече со внутренним "я" нередко мучительна. Человек ходит по лабиринтам, стен которых не видит, но он знает, что он должен выйти. Обучение и преподавание. На уровне юношеской личности человек совершенно по-другому начинает относиться и к процессу обучения (когда учится он сам), и к преподаванию, когда он передает какие-то знания и умения ученикам. На первом уровне личности обучения никакого быть не может, потому что человек не способен сколько-нибудь систематически что-то делать, или, точнее, оно происходит у него спонтанно и чаще всего помимо его сознания. На втором уровне возможны уже более длительные программы, но, как правило, достаточно утилитарные. А на уровне юношеской личности во всяком обучении человек пытается прозревать свое "я". Когда он изучает что-то новое, он пытается, чтобы его глубинная личность этому научилась. Или чтобы она была причиной этого обучения. Или чтобы у него при этом развивался его индивидуально-личностный взгляд на мир. Здесь я должен заметить, что самовыражение идет не только в профессиональном творчестве. Самовыражение может идти где угодно. В частности, оно может идти в обучении. Так вот, юношескую личность может быть очень сложно учить. Если, не дай Бог, такой человек попадется вам в качестве ученика в традиционном обучении, он будет задавать совершенно неуместные вопросы. Он будет так поворачивать тему, что вам будет сложно ему что-то объяснить, сказать. И будут плохо понятны его мотивировки: зачем это надо знать? А у человека такой взгляд на мир, что он требует этого знания. Он пытается прозревать свое внутреннее "я" в любом предмете, который он изучает. И он учится для того, чтобы потом выражать свое внутреннее я". Может быть, оно будет когда-то найдено, может быть, вообще никогда. Но идея, что обучение идет для последующего личностного самовыражения, на этом уровне очень сильна – хотя ее реализация может быть отложена надолго. Или она может происходить совсем не так, как человек это первоначально имел в виду. Вообще, обучение это нередко тяжелый процесс. Многим людям оно дается тяжелее, чем работа. Но здесь внутреннее "я" помогает больше – а когда работа уже идет, человек может забывать про те идеи, которые были у него, когда он учился. Но они ценны. В преподавании юношеская личность будет искать искру Божью в своих учениках. Это может быть скромный учитель в средней школе, но он будет стараться вести преподавание так, чтобы каждый из его школьников обрел свое собственное уникальное лицо. Он будет искать нешаблонные ситуации, самобытные проявления своих учеников. И его внутреннее "я будет пытаться разыскать внутреннее "я" в его учениках. И это будет для него главным, а не сам по себе основной сюжет преподавания. Ресурсы. Каковы личностные ресурсы юношеской личности? Тут ситуация сложная. С одной стороны, человек чувствует, что они абсолютно неограничены. Потенциально у него есть прямой доступ к Мировому Разуму, ко всем источникам энергии. Но фактически до них надо еще добираться. По самой природе вещей он, как и Бог, является полновластным владыкой мира. Но это его интуитивное, глубинное ощущение, которое нормальная цензура в сознание не выпускает – или снабжает необходимыми оговорками. Но в принципе, его ощущение именно таково. Однако доступ к личностным ресурсам у него идет спонтанно, в неуправляемых ситуациях и в неожиданных направлениях. Иногда его харизма приходит и что-то делает, и тогда личностная энергия выплескивается наружу, но непонятно, где ее источник и как к нему добираться. Такие вещи, как спонтанное озарение или откровение, крупные или мелкие подарки судьбы – это то, что от случая к случаю бывает в жизни юношеской личности. И она воспринимает это по достоинству. Чем она выгодно отличается от подростковой личности? Тем, что получая атманический подарок, подростковая личность профанирует его до буддхиального, а то и до каузального уровня. А юношеская личность так не делает. Она может получить что-то маленькое, но если ее внутреннее "я" скажет ей, что это на самом деле для нее что-то очень значимое, то человек этому поверит, и так именно это и воспримет. В частности, он способен ценить своих друзей. На него можно положиться. У него есть очень узкий круг близких друзей, которых воспринимает его внутреннее "я", – может быть, это всего лишь один человек. Но этот его близкий друг может на него положиться. И сам этот человек знает, что такое настоящая, глубокая связь, когда межличностные отношения становятся самым дорогим, что вообще в жизни бывает, и более важным, чем любые социальные ценности. И этот человек верит в то, что нет тупиковых положений, что, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, в любой момент небо может расчиститься, появиться солнце, выплыть звезда, и жизнь сделается другой, кардинально повернув все основные свои сюжеты. Межличностные контакты. Юношеская личность способна на большую глубину общения, на большую глубину интимности. Она не привязывается ни к каким атрибутам – ни к физическому телу, ни к эмоциям, ни даже к ценностным акцентуациям. Она в принципе способна воспринять и принять другого человека. Не полностью, конечно. Никто не может полностью воспринять другого человека. Но восприятие юношеской личности настроено на самое глубокое, самое сущностное, что есть в партнере. В межличностном общении ей мало даже ценностного уровня согласования, то есть общности ценностей и жизненных позиций – того, чего с головой хватает человеку на подростковом или инфантильном уровне (в последнем случае никаких ценностей нет, там есть лишь каузальное согласование, общность времени и места: например, мы оказались вместе, и у нас сейчас произошло что-то хорошее). На подростковом уровне при общении обычно есть общие сюжеты, но они до глубины личности не доходят. А здесь доходят. Для юношеской личности характерны длительные отношения, но моменты интимного контакта двух душ могут быть редкими. Однако человек ценит их очень высоко. И если он знает, что с этим человеком у него была минута необыкновенной душевной близости, то этот человек в его жизни – Богом отмеченная личность, и он так к нему и относится. На уровне подростковой личности такого отношения не бывает в принципе, и не надо его ждать. Тут есть большая разница между интровертным и экстравертным типами. Интровертная юношеская личность в контактах может быть достаточно тяжела. Она стремится к сущностным, глубоким взаимодействиям, а они для нее мало с кем достижимы. А дальше – смотрите на гороскоп. Седьмой дом, одиннадцатый дом, пятый дом. Какие в них стоят планеты, каковы их аспекты. Если юношеская личность сделает себе удачную маску, то на поверхностном уровне отношения с ней вполне возможны. Но глубокие отношения для нее возможны только очень интимные и обычно длительные. А для экстравертной юношеской личности характерны глубокие, длительные, серьезные связи по ее основной деятельности. У нее есть свой внешний идеал и какая-то деятельность, которой этот человек стремится подчинить всю свою жизнь. Если вы вписываетесь в эту деятельность и с ним бок о бок в течение длительного времени работаете, и время от времени случаются моменты, когда вы спасаете друг друга от смертельной опасности, то однажды ему становится ясно, что вас свел Бог или судьба. И тогда он способен на длительные дружеские отношения, а ничто меньшее его не устроит. Он в этом смысле максималист. Социализация.Внутреннее "я" нередко держит юношескую личность в ее основном социальном сюжете, дает ей большую устойчивость и внутреннюю силу. А бывает, что ее социальные сюжеты хаотично перемежаются, но есть какой-то взгляд, что-то тонкое, что скрепляет их друг с другом вместе. И иногда на склоне лет она даже может выразить эту общность одним словом. И хотя это слово будет общезначимым, то есть много кто это слово к себе сможет приложить, – она приложит его к себе каким-то особенным образом – не так, как другие. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Это написал Пушкин. Я не знаю, в какой мере он идентифицировался с этими строчками, но каждому русскому человеку понятно, что Пушкин милость к падшим призывал не так, как мы это делаем. Не был он великим гуманистом в современном понимании этих слов. Но в каком-то своем смысле, он, конечно, им был. Именно в пушкинском. А возможна и другая социализация юношеской личности – это человек, который внешне неплохо социализирован интегрирован, но при этом является внутренним эмигрантом, как сейчас говорят. Социальным внутренним эмигрантом. Все, что он внешне делает, это как бы отступное для социального эгрегора. А главная его задача – слушание и постижение своего внутреннего "я". И это – его главная ценность. И если вы этого не поймете, то вы его этого человека не поймете совершенно.
А теперь чуть- чуть об астрологии. Вы уже можете составить себе карты первого, второго и третьего уровня и их попытаться проинтерпретировать. При этом я бы хотел подчеркнуть, что даже если вы дошли в своем развитии до юношеской, или зрелой, или даже до интегрированной личности, то когда на вас смотрит человек более низкого уровня развития, она видит вас через призму вашей карты соответствующего уровня. Поэтому для вас должны быть ценны карты всех ваших уровней.. Допустим, вы уже зрелая личность, ваши ценности подсвечены вашим внутренним "я", и ваши проблемы это не проблемы первых трех уровней. А к вам приходит подростковая личность. И когда вы начинаете с ней разговаривать, вам всегда надо иметь в виду, что она смотрит на вас через призму вашей карты второго уровня. Вы-то думаете, что вы все свои "подростковые" проблемы решили, а все равно они у вас на лбу каким-то образом пропечатаны – хотя бы какое-то воспоминание о соответствующих проблемах и сюжетах. И именно их, в первую очередь, увидит подростковая личность, которая придет к вам, предположим, на консультацию, или иным образом начнет с вами общаться. Поэтому каждому человеку надо тщательно изучить все свои карты, начиная с инфантильного уровня. Или представьте, что вы в какой-то момент отдыхаете. Что вы делаете? Вы опускаетесь на уровень инфантильной личности, скачете на четвереньках по лужайке и не думаете о том, что будет через 5 минут, – словом, расслабляетесь. И в это время вам на помощь идут аспекты вашей инфантильной карты – а там тринов много! Но и квадратов и оппозиций тоже хватает. И вы должны уметь их правильно проинтерпретировать. Однако об этом чуть позже.
Всем спасибо. До свидания.
Лекция 4 ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ
Здравствуйте, дамы и господа! Ну вот, дорогие друзья, юность у нас с вами кончилась, начинается зрелость. Мы обсуждаем с вами уже четвертый уровень развития личности, зрелую личность. Я надеюсь, что вы хорошо (или хотя бы как-нибудь) помните описания предыдущих уровней, поскольку буду я на них ссылаться. Основная модальность зрелой личности – глобально-буддхиальная. Что это означает, я надеюсь, по ходу лекции мне удастся вам объяснить. У зрелой личности "я" выступает как основной фокус жизни, как основной центр притяжения всех жизненных программ человека. Я вам уже говорил, что традиционный подход к любой классификации человеческих типов и характеров заключается в том, что сначала эта классификация вводится, а затем обесценивается. А именно, говорится, что разряды этой классификации – не что иное, как акцентуации, то есть каждому человеку свойственны качества всех разрядов без исключения, но некоторые в большей степени, а некоторые – в меньшей. Так вот, что касается уровней личности, то тут ничего такого нет. Не бывает так, чтобы утром вы просыпались подростковой личностью, днем деградировали до инфантильной, а к вечеру собирались и интегрировались. Уж где вы едете, там вы и едете. А переход с уровня на уровень – это очень сильное переживание, своего рода мистерия, после которой человек видит и себя, и мир совершенно по-другому. Он оказывается как бы в совершенно другом царстве, в качественно ином пространстве. Это не исключает того, что в какие-то моменты зрелая личность может на короткое время деградировать, опуститься на уровень, например, юношеской личности (или – что очень маловероятно – еще ниже). Но в каждый период времени человек довольно прочно идентифицирует себя с определенным уровнем, и к нему весьма и весьма тяготеет. И более того, он стихийно привязывает к этому уровню и других людей, если специально об этом не думает. Впрочем, зрелая личность уже понимает, что есть люди и более низкого уровня, и более высокого. Но все равно, это для него определенное усилие, которое психологом должно быть преодолено заранее. Психолог (в частности) тем и отличается, что помнит, что уровней личности несколько, и не ставит диагноза до того, как увидит пациента. Что же такое зрелая личность? Это человек, который вышел на путь. Об этом моменте говорят все религиозно-мистические учения. Человек ищет путь – это юношеская личность; человек вышел на путь – это зрелая личность. И разница тут качественная. Мироощущение. Если вы помните, мироощущение юношеской личности – это отдаленная светящаяся звезда, которая обозначает дальний ориентир, и темнота вокруг. Здесь ситуация совершенно иная. Внутреннее "я" зрелой личности подсвечивает все основные жизненные программы человека реальным светом. Он не просто занят какими-то внешними и внутренними программами: все они воспринимаются им как свои. Чем бы он ни занимался, у него есть ощущение, что он занимается своим делом, находится на своем месте, и оно у него есть. Основная метафора: Этот человек идет по дороге. Он знает, что это его дорога, и у него как бы санкционировано свыше основное направление его движения. Если он ведет несколько разных программ, то санкционирована каждая из этих программ. Он не знает, что конкретно будет за ближайшем поворотом на каузальном (событийном) уровне. Но он знает, что он находится там, где он должен быть. Он делает то, что он должен делать. И это его ощущение очень устойчиво. Что бы с ним ни происходило, какие бы у него ни были конкретные сомнения, это ощущение у него не уходит. Более того. Дорога, по которой идет, воспринимается им как движущаяся, и у него нет возможности остановиться. Она как бы дрожит и все время сообщает ему некоторую энергию движения. У него нет варианта ни выкатиться за обочину, ни остановиться. Если говорить на обычном языке, обстоятельства его внешней и внутренней жизни складываются так, как будто какая-то сила все время толкает его к реализации тех планов, которые он сам себе обозначает и которые воспринимает как свои. Он может в какой-то момент возроптать. Ценности, которым он фактически следует, могут войти в противоречие друг с другом – не в антагонистическое противоречие, а просто начать наезжать друг на друга углами. Так бывает, когда по дороге едет много машин, а дорога вдруг сужается, и автомобили начинают друг другу мешать, и образуется затор, который медленно рассасывается. Тогда у человека возникают неудобства. У него могут возникать сбои на уровне событийного потока. Но, тем не менее, его движение не останавливается. Зрелая личность внешне чем-то напоминает подростковую, у которой тоже есть относительно устойчивые ценности, определенные программы, которым человек следует, и которые для него значимы. Разница, и принципиальная, заключается в том, что у зрелой личности внутреннее "я" подсвечивает все ее ценности и жизненные программы. И то, что с этим человеком происходит, по большому счету, то есть на буддхиальном плане, никогда не случайно. Никакой сколько-нибудь значимый опыт (в том числе и отрицательный) не ощущается зрелой личностью как ложный или ненужный – ни в тот момент, когда он происходит, ни позднее. Может быть, потом у нее переменится взгляд на то, зачем это было нужно. Но само ощущение, что то, что с ней происходит, это ее жизнь, ее опыт, и он ей нужен, сохраняется у нее постоянно.
|