КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Размещение файлов ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Область данных диска, отведенную для хранения файлов, можно представить как линейную последовательность адресуемых блоков (секторов). Размещая файлы в этой области, ОС должна отвести для каждого файла необходимое количество блоков и сохранить информацию о том, в каких именно блоках размещен данный файл. Существуют два основных способа использования дискового пространства для размещения файлов. · Непрерывное размещение характеризуется тем, что каждый файл занимает непрерывную последовательность блоков. · Сегментированное размещение означает, что файлы могут размещаться «по кусочкам», т.е. один файл может занимать несколько несмежных сегментов разной длины. Оба способа размещения показаны на рис. 3‑1. Рис. 3‑1 Непрерывное размещение имеет два серьезных достоинства. · Информация о размещении файла очень проста и занимает мало места. Фактически достаточно хранить два числа: номер начального блока файла и число занимаемых блоков (или размер файла в байтах, по которому легко вычислить число блоков). · Доступ к любой позиции в файле выполняется быстро, поскольку, зная смещение от начала файла, легко можно вычислить номер требуемого блока и прочитать сразу этот блок, не читая предыдущие блоки. К сожалению, недостатки непрерывного распределения еще более весомы. · При создании файла требуется заранее знать его размер, чтобы найти и зарезервировать на диске область достаточной величины. Последующее возможное увеличение файла весьма затруднено, т.к. после конца файла может не оказаться достаточно свободного места. Фактически вместо увеличения файла обычно приходится заново создавать файл большего размера в другом месте, переписывать в него данные и удалять старый файл. Но такое решение требует много времени на чтение и запись данных и, кроме того, снижает надежность хранения данных, поскольку ошибка при чтении или записи гораздо более вероятна, чем порча данных, «спокойно лежащих» на диске. · В ходе обычной эксплуатации файловой системы, после многократного создания и удаления файлов разной длины, свободное пространство на диске оказывается разбитым на небольшие кусочки. Суммарный объем свободного места на диске может быть достаточно большим, но создать файл приличного размера не удается, для него нет непрерывной области нужной длины. Это явление носит название фрагментации диска. Для борьбы с ним приходится использовать специальную процедуру дефрагментации, которая перемещает все файлы, размещая их впритык друг к другу от начала области данных диска. Но такая процедура требует много времени, снижает, как сказано выше, надежность и усугубляет проблемы в случае, если позднее потребуется увеличить файл. Сегментированное размещение лишено первого из недостатков непрерывного: при создании файла ему обычно вообще не выделяют память, а потом, по мере возрастания размера файла, ему могут быть выделены любые свободные сегменты на диске, независимо от их длины. Не так просто с фрагментацией. Конечно, в отличие от непрерывного размещения, при сегментированном никакая фрагментация не помешает системе использовать все блоки, имеющиеся на диске. Однако последовательное чтение из сегментированного файла может выполняться существенно медленнее за счет необходимости переходить от сегмента к сегменту. Замедление особенно заметно, если файл оказался разбросан маленькими кусочками по нескольким цилиндрам диска. В результате, время от времени целесообразно выполнять дефрагментацию диска, чтобы повысить скорость доступа к данным. При сегментированном размещении дефрагментация означает не только объединение всех свободных участков диска, но и, главным образом, объединение сегментов каждого файла. Эта процедура выполняется значительно сложнее, чем дефрагментация при непрерывном размещении. Можете ли вы предложить хороший алгоритм дефрагментации? Учтите, что он должен эффективно работать, даже если на диске осталось всего несколько свободных блоков. Недостатком сегментированного размещения является то, что информация о размещении файла в этом случае намного сложнее, чем для непрерывного случая и, что наиболее неприятно, объем этой информации переменный: чем большее число сегментов занимает файл, тем больше нужно информации, ибо надо перечислить все сегменты. Имеется почти столько же способов решения этой проблемы, сколько вообще придумано разных файловых систем. Чтобы уменьшить влияние сегментации на скорость доступа к данным файла, в ОС, использующих сегментированное размещение, применяются различные алгоритмы выбора места для файла. Их целью является разместить файл по возможности в одном сегменте, и только в крайнем случае разбивать файл на несколько сегментов. В современных ОС для файловых систем на магнитных дисках практически всегда используют сегментированное размещение. Иное дело файловые системы на дисках, предназначенных только для чтения (например, CD ROM). Нетрудно понять, что в этом случае недостатки непрерывного размещения не имеют никакого значения, а его достоинства сохраняются. Еще одной важной характеристикой размещения файлов является степень его «дробности». До сих пор мы предполагали, что файл может занимать любое целое число блоков, а под блоком фактически понимали сектор диска. Проблема в том, что для дисков большого объема число блоков может быть слишком большим. Допустим, в некоторой файловой системе размер блока равен 512 байт, а для хранения номеров блоков файла используются 16-разрядные числа. В этом случае размер области данных диска не сможет превысить 512 * 216 = 32 Мб, что нынче смешно. Конечно, можно перейти к использованию 32-разрядных номеров блоков, но тогда суммарный размер информации о размещении всех файлов на диске становится чересчур большим. Обычный выход из этого затруднения заключается в том, что минимальной единицей размещения файлов считают кластер (называемый в некоторых системах блоком или логическим блоком), который принимается равным 2k секторов, т.е., например, 1, 2, 4, 8, 16, 32 сектора, редко больше. Каждому файлу отводится целое число кластеров, и в информации о размещении файла хранятся номера кластеров, а не секторов. Увеличение размера кластеров позволяет сократить количество данных о размещении файлов «и в длину и в ширину»: во-первых, для каждого файла нужно хранить информацию о меньшем числе кластеров, а во-вторых, уменьшается число двоичных разрядов, используемых для задания номера кластера (либо при той же разрядности можно использовать больший диск). Так, при кластере размером 32 сектора и 16-разрядных номерах можно адресовать до 1 Гб дисковой памяти. Использование больших кластеров имеет свою плохую сторону. Поскольку размер файла можно считать случайной величиной (по крайней мере, этот размер никак не связан с размером кластера), то можно приближенно считать, что в среднем половина последнего кластера каждого файла остается незанятой. Это явление иногда называют внутренней фрагментацией (в отличие от описанной выше фрагментации свободного пространства диска, которую называют также внешней фрагментацией). Кроме того, если хотя бы один из секторов, входящих в кластер, отмечен как дефектный, то и весь кластер считается дефектным, т.е. не может быть использован. Очевидно, что при увеличении размера кластера возрастает и число неиспользуемых секторов диска. Оптимальный размер кластера либо вычисляется автоматически при форматировании диска, либо задается вручную. Для нормальной работы файловой системы требуется, чтобы, кроме информации о размещении файлов, система хранила в удобном для использования виде информацию об имеющихся свободных кластерах диска. Эта информация необходима при создании новых или увеличении существующих файлов. Используются различные способы представления информации о свободном месте, некоторые из них перечислены ниже. · Можно хранить все свободные кластеры как связанный линейный список, т.е. в начале каждого свободного кластера хранить номер следующего по списку. Недостаток такого способа в том, что затрудняется поиск свободного непрерывного фрагмента нужного размера, поэтому сложнее оптимизировать размещение файлов. · Названный недостаток можно преодолеть, если хранить список не из отдельных кластеров, а из непрерывных свободных фрагментов диска. Правда, работать с таким списком несколько сложнее. · В системах с непрерывным размещением часто каждый непрерывный фрагмент диска описывают так же, как файл, но отмечают его флажком «свободен». · Удобный и простой способ заключается в использовании битовой карты (bitmap) свободных кластеров. Она представляет собой массив, содержащий по одному биту на каждый кластер, причем значение 1 означает «кластер занят», а 0 – «кластер свободен». Для поиска свободного непрерывного фрагмента нужного размера система должна будет просмотреть весь массив.
30. Права доступа к файлам.
Определить права доступа к файлу - значит определить для каждого пользователя набор операций, которые он может применить к данному файлу. В разных файловых системах может быть определен свой список дифференцируемых операций доступа. Этот список может включать следующие операции:
и другие операции с файлами и каталогами. В самом общем случае права доступа могут быть описаны матрицей прав доступа, в которой столбцы соответствуют всем файлам системы, строки - всем пользователям, а на пересечении строк и столбцов указываются разрешенные операции (рисунок 2.35). В некоторых системах пользователи могут быть разделены на отдельные категории. Для всех пользователей одной категории определяются единые права доступа. Например, в системе UNIX все пользователи подразделяются на три категории: владельца файла, членов его группы и всех остальных. Рис. 2.35. Матрица прав доступа Различают два основных подхода к определению прав доступа:
31. Общая модель файловой системы.
Функционирование любой файловой системы можно представить многоуровневой моделью (рисунок 2.36), в которой каждый уровень предоставляет некоторый интерфейс (набор функций) вышележащему уровню, а сам, в свою очередь, для выполнения своей работы использует интерфейс (обращается с набором запросов) нижележащего уровня. Рис. 2.36. Общая модель файловой системы Задачей символьного уровня является определение по символьному имени файла его уникального имени. В файловых системах, в которых каждый файл может иметь только одно символьное имя (например, MS-DOS), этот уровень отсутствует, так как символьное имя, присвоенное файлу пользователем, является одновременно уникальным и может быть использовано операционной системой. В других файловых системах, в которых один и тот же файл может иметь несколько символьных имен, на данном уровне просматривается цепочка каталогов для определения уникального имени файла. В файловой системе UNIX, например, уникальным именем является номер индексного дескриптора файла (i-node). На следующем, базовом уровне по уникальному имени файла определяются его характеристики: права доступа, адрес, размер и другие. Как уже было сказано, характеристики файла могут входить в состав каталога или храниться в отдельных таблицах. При открытии файла его характеристики перемещаются с диска в оперативную память, чтобы уменьшить среднее время доступа к файлу. В некоторых файловых системах (например, HPFS) при открытии файла вместе с его характеристиками в оперативную память перемещаются несколько первых блоков файла, содержащих данные. Следующим этапом реализации запроса к файлу является проверка прав доступа к нему. Для этого сравниваются полномочия пользователя или процесса, выдавших запрос, со списком разрешенных видов доступа к данному файлу. Если запрашиваемый вид доступа разрешен, то выполнение запроса продолжается, если нет, то выдается сообщение о нарушении прав доступа. На логическом уровне определяются координаты запрашиваемой логической записи в файле, то есть требуется определить, на каком расстоянии (в байтах) от начала файла находится требуемая логическая запись. При этом абстрагируются от физического расположения файла, он представляется в виде непрерывной последовательности байт. Алгоритм работы данного уровня зависит от логической организации файла. Например, если файл организован как последовательность логических записей фиксированной длины l, то n-ая логическая запись имеет смещение l((n-1) байт. Для определения координат логической записи в файле с индексно-последовательной организацией выполняется чтение таблицы индексов (ключей), в которой непосредственно указывается адрес логической записи. Рис. 2.37. Функции физического уровня файловой системы Исходные данные: Требуется определить на физическом уровне: n - номер блока, содержащего требуемую логическую запись s - смещение логической записи в пределах блока n = N + [S/V], где [S/V] - целая часть числа S/V На физическом уровне файловая система определяет номер физического блока, который содержит требуемую логическую запись, и смещение логической записи в физическом блоке. Для решения этой задачи используются результаты работы логического уровня - смещение логической записи в файле, адрес файла на внешнем устройстве, а также сведения о физической организации файла, включая размер блока. Рисунок 2.37 иллюстрирует работу физического уровня для простейшей физической организации файла в виде непрерывной последовательности блоков. Подчеркнем, что задача физического уровня решается независимо от того, как был логически организован файл. После определения номера физического блока, файловая система обращается к системе ввода-вывода для выполнения операции обмена с внешним устройством. В ответ на этот запрос в буфер файловой системы будет передан нужный блок, в котором на основании полученного при работе физического уровня смещения выбирается требуемая логическая запись. 32. Основные команды Windows 2000 .Ниже собраны основные команды прописываемые в командной строке Windows NT/2000/XP для выполнения определенной сетевой функции. Пример вида <имя> ,практически пишется как имя. Чтобы запустить командную строку необходимо нажать Пуск - Выполнить ввести "cmd" Enter или OK. net session /delete - закрывает все сетевые сессии net user <имя пользователя> /domain- выводит всю информацию о пользователе а домене netstat -a - получает список всех подключений к компьютеру net sessions - выводит список текущих пользователей, необходимо иметь права администратора net send <имя компьютера> "<сообщение>" - посылает сообщение пользователям удалённого компьютера shutdown \\<имя компьютера> /t:2 /y /c - удалённо выключает компьютер, требуется Resource Kit (Rk) shutdown \\ <имя компьютера> /r /y /c - удалённо перезагружает компьютер с Windows NT/2000 (Rk) nbtstat -a <имя компьютера> - удалённо получает имя пользователя работающего на компьютере nbtstat -A <IP address> - удалённо получает имя пользователя работающего на компьютере по IP- адресу ipconfig /all - выводит Ethernet адрес сетевой карты Windows 9x/Me Пуск - Выполнить winipcfg - выводит информацию о текущих сетевых настройках 33. Определение и общая структура операционной системы.
Под операционной системой обычно понимают комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который, с одной стороны, выступает как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем, а другое предназначение для более эффективного пользования ресурсов вычислительной системы и организации надёжных вычислений.
Согласно многолетней традиции, при рассмотрении основ функционирования ОС принято выделять четыре основных группы функций, выполняемых системой. · Управление устройствами. Имеются в виду все периферийные устройства, подключаемые к компьютеру, – клавиатура, монитор, принтеры, диски и т.п. · Управление данными. Под этим старинным термином сейчас понимается работа с файлами, хотя были времена, когда обращение к данным на магнитных носителях выполнялось путем указания адреса размещения данных на устройстве, а понятия файла не существовало. · Управление процессами. Эта сторона работы ОС связана с запуском и завершением работы программ, обработкой ошибок, обеспечением параллельной работы нескольких программ на одном компьютере. · Управление памятью. Оперативная память компьютера – это такой ресурс, которого всегда не хватает. В этих условиях разумное планирование использования памяти является важнейшим фактором эффективной работы. Имеется еще несколько важных обязанностей, ложащихся на ОС, которые трудно втиснуть в рамки традиционной классификации функций. К ним, прежде всего, относятся следующие. · Организация интерфейса с пользователем. Формы интерфейса могут быть разнообразными, в зависимости от типа и назначения ОС: язык управления пакетами заданий, набор диалоговых команд, средства графического интерфейса. · Защита данных. Как только система перестает быть достоянием одного изолированного от внешнего мира пользователя, вопросы защиты данных от несанкционированного доступа приобретают первостепенную важность. ОС, обеспечивающая работу в сети или в системе разделения времени, должна соответствовать имеющимся стандартам безопасности. · Ведение статистики. В ходе работы ОС должна собираться, храниться и анализироваться разнообразная информация: о количестве времени, затраченном различными программами и пользователями, об интенсивности использования ресурсов, о попытках некорректных действий пользователей, о сбоях оборудования и т.п. Собранная информация хранится в системных журналах и в учетных записях пользователей. Для понимания работы ОС необходимо уметь выделять основные части системы и их связи, т.е. описывать структуру системы. Для разных ОС их структурное деление может быть весьма различным. Наиболее общими видами структуризации можно считать два. С одной стороны, можно считать, что ОС разделена на подсистемы, соответствующие перечисленным выше группам функций. Такое деление достаточно обосновано, программные модули ОС действительно в основном можно отнести к одной из этих подсистем. Другое важное структурное деление связано с понятием ядра системы. Ядро, как можно понять из названия, это основная, «самая системная» часть операционной системы. Имеются разные определения ядра. Согласно одному из них, ядро – это резидентная часть системы, т.е. к ядру относится тот программный код, который постоянно находится в памяти в течение всей работы системы. Остальные модули ОС являются транзитными, т.е. подгружаются в память с диска по мере необходимости на время своей работы. К транзитным частям системы относятся: · утилиты (utilities) – отдельные системные программы, решающие частные задачи, такие как форматирование и проверку диска, поиск данных в файлах, мониторинг (отслеживание) работы системы и многое другое; · системные библиотеки подпрограмм, позволяющие прикладным программам использовать различные специальные возможности, поддерживаемые системой (например, библиотеки для графического вывода, для работы с мультимедиа и т.п.); · интерпретатор команд – программа, выполняющая ввод команд пользователя, их анализ и вызов других модулей для выполнения команд; · системный загрузчик – программа, которая при запуске ОС (например, при включении питания) обеспечивает загрузку системы с диска, ее инициализацию и старт; · другие виды программ, в зависимости от конкретной системы. Не менее важным является определение ядра, основанное на различении режимов работы компьютера. Все современные процессоры поддерживают, как минимум, два режима: привилегированный режим (он же режим ядра, kernel mode) и непривилегированный (режим задачи, режим пользователя, user mode). Программы, работающие в режиме ядра, имеют полный, неограниченный доступ ко всем ресурсам компьютера: его командам, адресам, портам ввода/вывода и т.п. В режиме задачи возможности программы ограничены, она, в частности, не может выполнить некоторые специальные команды. Аппаратное разграничение возможностей является абсолютно необходимым условием реализации надежной защиты данных в многопользовательской системе. Отсюда вытекает и определение ядра как части ОС, работающей в режиме ядра. Все остальные программы, как системные утилиты, так и программы пользователей, работают в режиме пользователя и должны обращаться к ядру для выполнения многих системных действий. Следует сказать, что переходы из режима пользователя в режим ядра и обратно – это действия, требующие определенного времени, и слишком частое их выполнение может привести к заметному снижению скорости работы программ. В связи с этим определение того, какие функции должны поддерживаться ядром, а какие лучше выполнять в режиме пользователя – это непростая и важная задача, которую должны решить разработчики ОС. Особую роль в структуре системы играют драйверы устройств. Эти программы, предназначенные для обслуживания конкретных периферийных устройств, несомненно, можно отнести к ядру системы: они почти всегда являются резидентными и работают в режиме ядра. Но в отличие от самого ядра, которое изменяется только при появлении новой версии ОС, набор используемых драйверов весьма мобилен и зависит от набора устройств, подключенных к данному компьютеру. В некоторых системах (например, в ранних версиях UNIX) для подключения нового драйвера требовалось перекомпилировать все ядро. В большинстве современных ОС драйверы подключаются к ядру в процессе загрузки системы, а иногда разрешается даже загрузка и выгрузка драйверов в ходе работы системы. В качестве программного интерфейса системы, т.е. средств для обращения прикладных программ к услугам ОС, используется документированный набор системных вызовов или функций API (Applied Programming Interface). Между этими двумя терминами есть некоторая разница. Под системными вызовами понимаются функции, реализуемые непосредственно программами ядра системы. При их выполнении происходит переход из режима пользователя в режим ядра, а затем обратно. В отличие от этого, API-функции определяются как функции, описанные в документации ОС, независимо от того, выполняются ли они ядром или же системными библиотеками, работающими в режиме пользователя. В Windows часто несколько разных API-функций обращаются к одному и тому же недокументированному системному вызову, но имеют различные обрамляющие части, работающие в режиме пользователя. Там, где различие между двумя этими понятиями несущественно, можно использовать нейтральный термин «системные функции».
34. Классификация ОС
Существуют различные виды классификации ОС по тем или иным признакам, отражающие разные существенные характеристики систем. · По назначению. · Системы общего назначения. Это достаточно расплывчатое название подразумевает ОС, предназначенные для решения широкого круга задач, включая запуск различных приложений, разработку и отладку программ, работу с сетью и с мультимедиа. · Системы реального времени. Этот важный класс систем предназначен для работы в контуре управления объектами (такими, как летательные аппараты, технологические установки, автомобили, сложная бытовая техника и т.п.). Из подобного назначения вытекают жесткие требования к надежности и эффективности системы. Должно быть обеспечено точное планирование действий системы во времени (управляющие сигналы должны выдаваться в заданные моменты времени, а не просто «по возможности быстро»). Особый подкласс составляют системы, встроенные в оборудование. Такие системы годами могут выполнять фиксированный набор программ, не требуя вмешательства человека-оператора на более глубоком уровне, чем нажатие кнопки «Вкл.». Иногда выделяют также такой класс ОС, как системы с «нежестким» реальным временем. Это такие системы, которые не могут гарантировать точное соблюдение временных соотношений, но «очень стараются», т.е. содержат средства для приоритетного выполнения заданий, критичных по времени. Такой системе нельзя доверить управление ракетой, но она вполне справится с демонстрацией видеофильма. Выделение подобных систем в отдельный класс имеет скорее рекламное значение, позволяя таким системам, как Windows NT и некоторые версии UNIX, тоже называть себя «системами реального времени». · Прочие специализированные системы. Это различные ОС, ориентированные прежде всего на эффективное решение задач определенного класса, с большим или меньшим ущербом для прочих задач. Можно выделить, например, сетевые системы (такие, как Novell Netware), обеспечивающие надежное и высокоэффективное функционирование локальных сетей. · По характеру взаимодействия с пользователем. · Пакетные ОС, обрабатывающие заранее подготовленные задания. · Диалоговые ОС, выполняющие команды пользователя в интерактивном режиме. Красивое слово «интерактивный» означает постоянное взаимодействие системы с пользователем. · ОС с графическим интерфейсом. В принципе, их также можно отнести к диалоговым системам, однако использование мыши и всего, что с ней связано (меню, кнопки и т.п.) вносит свою специфику. · Встроенные ОС, не взаимодействующие с пользователем. · По числу одновременно выполняемых задач. · Однозадачные ОС. В таких системах в каждый момент времени может существовать не более чем один активный пользовательский процесс. Следует заметить, что одновременно с ним могут работать системные процессы (например, выполняющие запросы на ввод/вывод). · Многозадачные ОС. Они обеспечивают параллельное выполнение нескольких пользовательских процессов. Реализация многозадачности требует значительного усложнения алгоритмов и структур данных, используемых в системе. · По числу пользователей. · Однопользовательские ОС. Для них характерен полный доступ пользователя к ресурсам системы. Подобные системы приемлемы в основном для изолированных компьютеров, не допускающих доступа к ресурсам данного компьютера по сети или с удаленных терминалов. · Многопользовательские ОС. Их важной компонентой являются средства защиты данных и процессов каждого пользователя, основанные на понятии владельца ресурса и на точном указании прав доступа, предоставленных каждому пользователю системы. · По аппаратурной основе. · Однопроцессорные ОС. В данном курсе будут рассматриваться только они. · Многопроцессорные ОС. В задачи такой системы входит, помимо прочего, эффективное распределение выполняемых заданий по процессорам и организация согласованной работы всех процессоров. · Сетевые ОС. Они включают возможность доступа к другим компьютерам локальной сети, работы с файловыми и другими серверами. · Распределенные ОС. Их отличие от сетевых заключается в том, что распределенная система, используя ресурсы локальной сети, представляет их пользователю как единую систему, не разделенную на отдельные машины.
35. Свойства Active Directory
36. Сетевые Операционные сисетмы.
Сетевая операционная система составляет основу любой вычислительной сети. Каждый компьютер в сети в значительной степени автономен, поэтому под сетевой операционной системой в широком смысле понимается совокупность операционных систем отдельных компьютеров, взаимодействующих с целью обмена сообщениями и разделения ресурсов по единым правилам - протоколам. В узком смысле сетевая ОС - это операционная система отдельного компьютера, обеспечивающая ему возможность работать в сети. Рис. 1.1. Структура сетевой ОС В сетевой операционной системе отдельной машины можно выделить несколько частей (рисунок 1.1):
В зависимости от функций, возлагаемых на конкретный компьютер, в его операционной системе может отсутствовать либо клиентская, либо серверная части. На рисунке 1.2 показано взаимодействие сетевых компонентов. Здесь компьютер 1 выполняет роль "чистого" клиента, а компьютер 2 - роль "чистого" сервера, соответственно на первой машине отсутствует серверная часть, а на второй - клиентская. На рисунке отдельно показан компонент клиентской части - редиректор. Именно редиректор перехватывает все запросы, поступающие от приложений, и анализирует их. Если выдан запрос к ресурсу данного компьютера, то он переадресовывается соответствующей подсистеме локальной ОС, если же это запрос к удаленному ресурсу, то он переправляется в сеть. При этом клиентская часть преобразует запрос из локальной формы в сетевой формат и передает его транспортной подсистеме, которая отвечает за доставку сообщений указанному серверу. Серверная часть операционной системы компьютера 2 принимает запрос, преобразует его и передает для выполнения своей локальной ОС. После того, как результат получен, сервер обращается к транспортной подсистеме и направляет ответ клиенту, выдавшему запрос. Клиентская часть преобразует результат в соответствующий формат и адресует его тому приложению, которое выдало запрос. Рис. 1.2. взаимодействие компонентов операционной системы при взаимодействии компьютеров На практике сложилось несколько подходов к построению сетевых операционных систем (рисунок 1.3). Рис. 1.3. Варианты построения сетевых ОС Первые сетевые ОС представляли собой совокупность существующей локальной ОС и надстроенной над ней сетевой оболочки. При этом в локальную ОС встраивался минимум сетевых функций, необходимых для работы сетевой оболочки, которая выполняла основные сетевые функции. Примером такого подхода является использование на каждой машине сети операционной системы MS DOS (у которой начиная с ее третьей версии появились такие встроенные функции, как блокировка файлов и записей, необходимые для совместного доступа к файлам). Принцип построения сетевых ОС в виде сетевой оболочки над локальной ОС используется и в современных ОС, таких, например, как LANtastic или Personal Ware. Однако более эффективным представляется путь разработки операционных систем, изначально предназначенных для работы в сети. Сетевые функции у ОС такого типа глубоко встроены в основные модули системы, что обеспечивает их логическую стройность, простоту эксплуатации и модификации, а также высокую производительность. Примером такой ОС является система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенности сетевых средств обеспечивает более высокие показатели производительности и защищенности информации по сравнению с сетевой ОС LAN Manager той же фирмы (совместная разработка с IBM), являющейся надстройкой над локальной операционной системой OS/2.
38 Организация работы вычислительной сети на основе Windows 2000 Server.
|