Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРОИСХОЖДЕНИЕ




Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров.
Широколицесть и долихокрания - сочетание признаков, весьма характерное для населения культуры боевых топоров и для погребений в каменных курганах с ящиками на территории Прибалтики, а также для населения ладожского неолита и фатьяновской культуры, которое, по-видимому, генетически увязывается с Прибалтикой.
Сравнительный анализ краниологического материала показывает, что резко долихокранные (длинноголовость, долихокефалия) племена культуры боевых топоров и шнуровой керамики Восточной, Юго-Восточной Прибалтики и фатьяновцев Волго-Окского междуречья, появившихся на этих территориях в начале II тыс. до н.э., можно рассматривать как протобалтские, связанные общностью происхождения. Антропологический тип протобалтских племен обнаруживает большое сходство с резко долихокранными и относительно широколицыми европеоидными племенами мезолита и раннего неолита (VIII - VI тыс. до н.э.) северных областей Средней и прилегающих районов Восточной Европы (Звейниеки, Васильевка 1, Васильевка П, Гросс-Тинц, Боттендорф, культура воронковидных кубков Польши, среднестоговская культура Украины).

Фатьяновцы c запада вторгаются на Русскую равнину в 1800 г. до н. э. с территории Висло-Рейнского междуречья и Литвы. К этому времени здесь жили поздненеолитические племена белевской и волосовской культур. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами). В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы.

Распространилась из региона рек Висла и Рейн. Продвигаясь из верховьев Вислы, Рейна и Днепра на восток, эти племена распространились на огромной территории.

Памятники эпохи бронзы, охватывающей в Волго-Окском междуречье время от рубежа 3-2-го до самого нач. 1-го тыс. до н.э. и совпадающей в основном с суббореальным климатическим периодом, более теплым и сухим, чем современный, представлены на территории Владимирской обл. поселениями и могильниками (грунтовыми и курганными) нескольких археологических к-р: фатьяновской, поздняковской, абашевской и ранней сетчатой керамики. Эти памятники располагаются либо в тех же топографических условиях, что и неолитические, либо на более высоких террасах, а иногда – и на коренных берегах рек.
Фатьяновская к-ра занимала преимущественно западные районы Волго-Окского междуречья и Ярославско-Костромское Поволжье. Известны как грунтовые могильники этой к-ры, так и (реже) места поселений.
Фатьяновские могильники, как правило, невелики по количеству погребений, содержат остатки трупоположений в скорченном положении, на левом или на правом боку, с различной ориентировкой. Глубина могильных ям достигает 1.5-2.0 м. Погребения сопровождаются сосудами, боевыми и рабочими топорами, ножами, другими предметами из камня, рога, кости, иногда – металла.
Отсутствие фатьяновских поселений - одна из загадок археологии. Находки на ряде стоянок волосовской культуры фрагментов керамики и вещей фатьяновцев позволили исследователям предположить, что пришлые скотоводы могли занять покинутые местным населением поселки. Однако таких поселений, по сравнению с более чем 200 известных могильников фатьяновской культуры, очень немного.
Именно благодаря раскопкам найденных при случайных обстоятельствах могильников мы можем судить о хозяйстве, социальном устройстве и духовном мире первых скотоводческих племен Владимирской земли.
Фатьяновские могильники обычно невелики по количеству погребений (около 25). Практически все погребенные лежали в скорченном положении, причем умерших мужчин размещали в могилах, в основном, на правом боку и головой - в западном направлении, тогда как женщин - головой на восток и на левом боку. По антропологинеским данным, фатьяновцы являлись северными европеоидами, по-видимому протобалтами (т.е. были очень далекими предками совремнных литовцев и латышей).
Основные находки в погребениях - кремневые ножи и глиняные шаровидные сосуды. Вместе с мужчинами почти в каждой могильной яме находился каменный боевой топор. Медные топоры находят лишь в так называемых «захоронениях вождей», погребениях мужчин 60-70 лет, с большим количеством вещей. Для женских захоронений характерны медные браслеты, перстни, привески из зубов и костей животных, бусы из речных раковин и иногда даже из янтаря. Судя по находкам костей животных, фатьяновцы разводили свиней и овец (кости крупного рогатого скота среди находок отсутствуют). Среди погребений человека обнаружены редкие ритуальные захоронения животных: медведей, собак.

Фатьяновские боевые топоры. Владимирская область

Фатьяновские каменные топоры

Среди находок фатьяновской культуры преобладают каменные сверленые топоры, отличающиеся многообразием форм. Сверленые булавы встречаются редко. По мнению археологов, каменные булавы служили не только боевым оружием, но и символом власти, и, вероятно, появились у фатьяновских племен под влиянием соседних культур Юга.

Фатьяновские могильники, как правило, представляют собой родовые кладбища с различным количеством погребений (от 1 до 125). Все они бескурганны, поэтому обнаружить их очень трудно. Открывают их почти исключительно случайно при земляных работах, рытье колодцев, канав и т.д.

В июне 1938 г. при разработках гравия близ д. Шашово (близ г. Ковров) был обнаружен могильник, оставленный племенами фатьяновской культуры и датированный началом второй четверти II тыс. до н.э.
В юго-восточной части гравийного карьера в четырех разрушенных погребениях с сохранившимися костями человека были найдены 3 сверленых топора, 2 кремневых и 2 костяных орудия, а также остатки горшка и точильный камень.

Шлифовальная плита и камень

Еще в ряде мест во время земляных работ были обнаружены отдельные фатьяновские вещи, главным образом боевые каменные топоры. По-видимому, они относятся к разрушенным погребениям, но, к сожалению, археологам не удалось найти других следов этих могильников.

- Федотово (Ковровский район). Местонахождение. У западной окраины деревни, ок. 9 км. к югу от г. Ковров, пологое всхолмление правого берега р. Нерехта, ок. 1 км. от русла. При разработке карьера на глубине 4 м. найдены диоритовый проушной топор с округлым, нависающим с тыльной стороны обушком и каменная грушевидная булава. Вероятно, эти предметы происходят из нарушенной могилы грунтового могильника Фатьяновской культуры.
- Муратово (Меленковский р-н). поселение, эпоха бронзы. 0.4 км. к югу юго-востоку от восточной окраины деревни, узкий мыс левого коренного берега р. Ока между двумя оврагами, территория городища Б. городок. При шурфовке культурного слоя городища найдены обломки лепных сосудов эпохи бронзы, в т.ч. фатьяновской к-ры и к-ры ранней сетчатой керамики, кремневые орудия и отщепы. Возможно к этому поселению относятся также находки неопределенных медных предметов и медные шлаки. Культурный слой поселения переработан в р.ж.в. и раннем средневековье, в период существования городища. А.Е. Леонтьевым высказано предположение, что поселение могло быть укрепленным еще в эпоху бронзы.

В Волго-Окском междуречье фатьяновцы столкнулись с местным волосовским населением, и, возможно, с сохранившимися еще группами потомков племен с ямочно-гребенчатой керамикой. Взаимоотношения их были, вероятно, далеко не мирными, о чем свидетельствует и археологический материал с территории сопределельной Московской обл. (Раушенбах В.М. 1960). Археологически документированы и определены контакты фатьяновцев с носителями волосовской к-ры (Гурина Н.Н. 1961; Третьяков П.Н. 1966. С. 88). О таких контактах свидетельствуют и материалы с территории Владимирской обл.: на Панфиловской стоянке волосовской к-ры найдены медные предметы, сделанные из фатьяновского металла (Черных Е.Н. 1966).

Фатьяновцы заняли территорию, включавшую современные Ивановскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Нижегородскую, Владимирскую, Рязанскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую, Смоленскую, Московскую и, позднее, Новгородскую области.
В фатьяновской культуре выделяют локальные варианты: московско-клязминский, верхневолжский и средневолжский, или балановский, который выделяется в самостоятельную балановскую культуру.

В племенах фатьяновской культуры господствовал патриархально-родовой общественный строй.
Фатьяновцы исповедовали культ предков, медвежий и солярный культы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты