КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительная характеристика основных теорий происхождения государства
Радионов А.Н. 14 гр
Теория происхождения государства и права
| Представители
| Содержание
| Оценка
| Ассоциатив ный образ
| Договорная
| Г. Гроцкий, Г. Гоббс, Д. Лонк, Б. Спиноза, Ж-Ж Руссо, А.Н. Радищев и др.
| Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
| Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Так же эта теория игнорирует необходимость экономических предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.
|
| Естественно-правовая
| Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей.
| Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.
| В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.
|
попугаям
| Насилия
| К.Каутский, Е.Дюринг, А. Гумппович
| Возникновение государства рассматривается, как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого. (раннегерманские или венгерские государства)
| Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если уровень не достигнут, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства. Должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерских государств.
|
| Нормативизм
| К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии, Р.Штаммлер
| С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.
| Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства в права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.
|
| Патриархальная
| Основатель – Аристотель(III век до н.э.), Фильмер, Михайловский и др.
| Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства- монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно возникает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
| Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.
|
| Психологическая
| Г.Гард, Л.И. Петражицкий
| Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.
| Влияние человеческой психики не является решающим, а сама психика формируется под влиянием соответствующих экономически, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
|
| Теория инцеста
| Клод Леви-Стросс.
| разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.
| Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.
|
| Теологическая
| Многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский ХIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотимисты, Жак Маритен)
| Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. Подданные не только не должны исполнять приказания правителя, противоречащие божественным законам, но и вообще не обязаны повиноваться узурпаторам и тиранам.
| Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, т.е. это в конечном счете вопросы веры.
|
| Расовая
| Ж. Гобино, Ф. Ницше
| Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
| Оправдывает и как бы поясняет рабовладение и его основу — деление населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Безапелляционно обосновывает расизм и войну, культивируя тем самым социально опасные идеи, которые, тем не менее, часто реализовались в истории, так как затрагивают врождённое человеческое желание превосходства. Однако, созданное по такому пути государство наверняка не будет фактически обладать всеми существенными признаками такового, будет нестабильным, трудно управляемым и со временем падёт (империи Римская, А. Македонского, Монгольская).
|
| Патримониальная
| фр. учёный Галлер (соч. «Реставрация политической науки»).
| Представители этой теории считают, что государство произошло из поземельной собственности (патримониум). Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им тоже обладает, но только ещё в большей мере и более обострённо. Издавна между общинами, племенами, происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешёл к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался привязан к ней накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни. В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответственно распоряжение ими землёй) и постепенно переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь. Таким образом, государственная власть идёт не от народа и не от кого–либо. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей. Право собственности на землю является первоосновою господства над территорией. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России. Государь, в свою очередь, передаёт, дарует, жалует землю своим подвластным. Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
| Взгляды сторонников патримониальной теории, по словам современных ученых, являются вполне логичными и во многом исторически обоснованными. Однако, несмотря на то, что территориальный фактор и играл немаловажную роль в процессе образования государства, но, во-первых, она была далеко не единственной, а во-вторых, даже не главной. Кроме того, следует в качестве негативной черты отметить и излишнюю идеологическую направленность теории – оправдание монархической власти и феодального строя в целом, а также возможности монарха издавать «собственное право». Галлер проигнорировал многочисленные исторические факты приобретения земель путём военного завоевания, а также иного насильственного их захвата, упустил и ещё один момент: посягательство на территорию. Всё это особо остро ставит вопрос о защите территории. Но если нет государства, то её некому охранять. Догосударственное общество организованно по принципу кровнородственной связи. Понятие «свой» или «чужой» определялись именно этим, а не проживанием на определённой территории.
|
|
|