Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Реза Остади 1369 Г.С.Х./1980 год





 

 

УРОК ПЕРВЫЙ

Подражание в вопросе основных принципов религии - недопустимо

Основы религии - это ряд убеждений (монотеизм. справедливость, пророчество, имамат и загробная жизнь), которые составляют основу религии ислам. Ввиду того, что во все времена существовали и существуют религиозные убеждения, иными словами, каждая группа людей призывает к ряду особых убеждений, и поэтому всем весьма обязательно в точности и аргументировано нужно познать основы своих убеждений с тем, чтобы защищать свои идеи перед лицом натиска зловещей пропаганды и не попадать в заблуждения. Когда говорится, что всякий должен познать основы и принципы своей религии на основе аргументов и доказательств, это не значит, что он должен долгие годы изучать религиозные и философские книги, вполне достаточно, чтобы он познал основы своих убеждении самыми простыми и в то же время неотвратимыми аргументами.

Говорят, что у старой женщины, прявшей нить, спросили:

-Чем ты можешь доказать существование Аллаха? Старуха сразу прекратила пряжу, и как только остановилось прядильное колесо, сказала:

-Подобно тому как это прядильное колесо не может вращаться само по себе, как же можно утверждать, что этот огромный мир, эта огромная вселенная вращается без своего вращателя и само по себе может продолжать свое вращение!

Подражание во второстепенных вопросах религии

Когда человек аргументировано осознал основные принципы своей религии, во второстепенных вопросах религии, в таких как молитва, пост, хадж (паломничество -пер.), сделка и других вопросах может подражать отвечающему всем требованиям муджтахиду (шиит-законовед, достигший высшей степени в толковании религиозных законов -пер.), специализирующемуся в области фикха (исламское законоведение - пер.) и аргументации [вынесение божественных указов из соответствующих аргументов].

Подражание означает обращение за советом к специалисту. Это значит, что если человек в любом из жизненных вопросов не будет иметь информированности, то может с интересующим его вопросом обратиться к специалисту. Например, если человек болен, то он должен обратиться к врачу, если он хочет построить дом, то должен обратиться к архитектору или опытному каменщику. То же самое происходит в вопросах, связанных со второстепенными вопросами религии и божественными указами. В подобных случаях человек должен обратиться к специалисту этого дела - отвечающему всем требованиям муджтахиду и установить его мнение в основу своей практической деятельности.

 

УРОК ВТОРОЙ

Вера в существование Бога заложена в сути человеческой

С того самого времени как кончается период детства человека и он достигает предела распознания хорошего от плохого, если он обратиться к своей совести, то может заметить, что. несомненно, ему по душе правдивость, справедливость, любовь к ближнему, услужение людям и другие добрые качества. Это значит, что он осознает положительные стороны таких качеств и учиться этим качествам ему ни к чему. Если его спросят:

-Как и по каким доводам ты понял, что правдивость это хорошее дело?

Он в ответ скажет:

-Этого я понял не по доказательствам и аргументам, я это почувствовал своей душой и своей сутью!

Вера в существование Бога (Творца мира и всех существ) равнозначно душевному осознанию Его человеком. Для осознания этого человеку нет необходимости учиться и читать книги, ибо он может осознать это, обратившись к своей совести, понять, что этот мир бытия имеет своего мудрого и всемогущего Творца.

Поэтому, обратившись к истории человечества, можно отчетливо заметить, что вера в Бога в человеке существовала во все периоды истории человечества, даже в период его полудикого существования. Конечно, иногда в распознании Бога человек сталкивался с ошибками. К примеру, солнце, звезды и многих животных человек считал своими богами, тем не менее, в нем существовал, жил сам принцип веры в Бога.

Теперь, когда прояснилось понятие веры в Бога, следует отметить некоторые важные моменты.

Некоторые душевные факторы иногда в результате особых условий и причин оказываются преданными забвению. Например, если на лампу набросить плотную материю, то оно будет препятствовать просачиванию света. То же самое происходит с богом данной сутью человека, то есть в результате погрязания в чувственных вожделениях и страстях божественная суть человека остается прикрытой и недоступной и в такой степени отдаляет человека от Аллаха, что ему представляется, что подобная богом данная суть вовсе и не существует.

Если эта пелена отойдет, то человек очень скоро и сам по себе осознает в себе свою божественную суть.

Люди, отдалившиеся от своей божественной сути, в результате погрязания в грехах и чувственных вожделениях, в момент возникновения опасности, например, в момент опасности в самолете или в автомобиле, увидев, что им никак не удастся спастись, прибегают к прошению милости и помощи господней, то есть в этот момент в них в самой верной форме пробуждается чувство познания и преклонения перед Господом

Шестой непорочный имам шиитов его светлость имам Садик (да будет мир с ним - впредь в форме ДБМ - пер.) в весьма лаконичной форме касается этого вопроса. Некто попросил его светлость сориентировать его к Богу и Творцу миров (то есть, высказать ему довод к существованию Бога). Его светлость сказал:

-Плыл ли ты на корабле?

-Да.

-Случилось ли с тобой такое событие, чтобы твой корабль потерпел крушение и нс было бы рядом другого корабля, чтобы снасти тебя, и ты бы не умел плавать, чтобы спасти свою жизнь (то есть, так, чтобы ты со всех сторон был бы лишен возможности получить помощь?)

-Да.

-В тот момент, когда ты лишился последней надежды на получение помощи и спасение, не зародилось ли в глубине твоей души сознание о том, что кто может снасти тебя?

-Почему же, в своей душе я чувствовал, что есть сила, способная спасти меня от неминуемой гибели! Его светлость имам Садик (ДБМ) сказал:

-Та сила, которую ты осознал в тот момент, есть тот самый Бог.[1]

То есть, тот самый, кого в момент страха и беспомощности может волей-неволей заметить человек, та самая сила, которая движет человека в Его сторону, когда отходит в сторону пелена самовозвеличивания, эгоизма, упование на людей и мирскую жизнь - есть Бог, Творец миров, Устранитель всех потребностей и Спаситель всех попавших в бедствие.

 

УРОК ТРЕТИЙ

Упорядоченность мира - наилучшее свидетельство к существованию Бога

Если возьмем к примеру часы, швейную машину, холодильник, двигатель автомобиля или самолета или же ракеты, то заметим в каждом из них имеется особый устрой и упорядоченность. Можете ли вы представить себе, что все эти точные устройства созданы сами по себе и без вмешательства ученых и конструкторов?

Если вы сочтете неразумным предположение о том, что мотор самолета с его удивительным порядком создан сам по себе, то откуда появился этот весьма строго упорядоченный строй и порядок, господствующий над всем миром бытия, каждый уголок которого действует в тысячу раз упорядоченнее, чем мотор автомобиля или самолета?

Откуда появился этот удивительный и таинственный строй и порядок, заложенный во всех существах этого мира и не представляется ли он столь таинственным, что удивительным образом привлек к себе внимание всех мыслителей.

Не столь длительное размышление подводит человеческое сознание к мысли о том, что этот весьма строго упорядоченный строй мира, все самые различные существа в мире имеют своего Творца мудрого и всесильного.

Для того, чтобы осознать существующую в мире бытия строгую упорядоченность, достаточно взять к примеру хотя бы один из членов человеческого организма, например, глаза.

Это маленькое устройство "глаза" настолько точно и таинственно, что врачи-офтольмологи, затратив века на изучение и познание его тайн, все же не смогли распознать все скрытые в нем тайны. При всем этом, может ли какой-либо считающий разумным себя человек утверждать, что устройство глаз с его удивительным строением и весьма точным порядком может быть создано само по себе.

Разве устройство дыхательного аппарата или системы кровообращения и другие части человеческого организма, созданные на основе особых законов и принципов, не являют собою свидетельство к тому, что они имеют своего мудрого и могущественного Созидателя и все они созданы с особым и весьма точным расчетом.

Если оставим в сторону вопрос о человеке и представим себе зернышко пшеницы или миндалевую косточку, которые произрастают из-под земли и через некоторое время дают росток или фруктовое дерево, то можем заметить, что с того самого времени как пшеничное зернышко попадает в землю, дает зеленый росток и превращается в полное пшеничных колосьев растение, какие только точные и сложные процессы не происходят в связи с этим зернышком пока это зернышко пшеницы или косточка миндаля полностью не совершит весь цикл развития. Какие только сложные процессы не причастны к этому делу. И, фактически, солнце, воздух и вода, периоды года, дни и ночи, все эти удивительные и обширные процессы подобно сестрам милосердия передают из руки в руки это зернышко или косточку, пока превратится в стебель пшеничный или миндалевое дерево.

Разве этого пшеничного стебля или миндалевой косточки недостаточно, что осознать существование мудрого и всесильного Бога и его волю?

Можно ли сказать, что вся эта система была создана сама по себе?

Может ли человеческий разум позволить себе такое, чтобы солнце, луна, звезды, периоды года, смена дня и ночи, все и вся не имели своего Творца и были созданы сами по себе? Муфаззил один из учеников шестого имама его светлости Садика (ДБМ) как-то сказал его светлости:

-Когда мы даем пояснения по поводу порядка и строя в мире Творения, материалисты, сомневающиеся в существовании Бога или отрицающие Его существование, говорят, что все это создано природой!

Его светлость имам Садик (ДБМ) в ответ сказал:

-Если они под природой подразумевают то, что имеют ум, силу и волю, то это Бог и они ошибаются в его названии. Если же они под понятием природы подразумевают то, что не имеет мудрости, могущества и воли, то это невозможно, ибо ничего не смыслящая природа не может создать такую удивительно точную и упорядоченную мировую систему.[2]

Короче говоря, разум требует, чтобы мир бытия имел бы своего Творца, всезнающего и всесильного, то есть Бога, и совершенно невозможно, чтобы неразумная природа могла бы создать такую четко действующую систему.

 

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ

Упорядоченность в системе мышления

Вновь вернемся к рассмотрению вопроса сотворения человека и как говорится: "В любом случае, речь ближнего приятнее!".

Человек - это огромный мир, каждый член и орган которого являет собою свидетельство о бесконечном могуществе и мудрости своего Творца, и чем больше будут развиваться знания человека и все больше будет сниматься пелена таинственности с Его Творения, тем больше будут проясняться существо мудрейшего и могущественнейшего Творца.

Мы можем заметить, что в сути каждого человека светит светоч потустороннего мира, движущего его в сторону добра и доброго деяния. Этот зажженный светоч - мысль человеческая.

Все сделанные в этом мире открытия и изобретения являются плодом этой мысли. Все книги и переполненные ими библиотеки во всех научных отраслях созданы именно под сенью этой силы мышления. В то же время именно эта сила мышления направляет человека, находящегося на перепутье, к счастью. Какая же сила могла предоставить человеку эту удивительную и очень полезную силу?

Можно ли представить себе, что кто-либо другой, кроме Господа премудрого даровал человеку этот огромный капитал, это огромное богатство?

В теле человеческом заложено весьма маленькое устройство, чувствительное и в то же время крайне точно действующее, которое очень нежное и имеет очень малый вес.

Это устройство именуется мозгом или же центральной нервной системой, удивительным свойством которого является его полное автоматическое действие.

Построенные человеком счетно-вычислительные машины действуют согласно распоряжениям человека и исполняют его волю. Но эта автоматически действующая машина (мозг) действует совершенно иначе и не только не нуждается в подаче ему распоряжения, но и дает указания всем органам тела и ориентирует его деятельность.

Тело человеческое - машина превращения материи в энергию, которая резко отличается от машин преобразования материи в энергию, построенных человеком и питающихся особым видом энергии.

Человеческое тело потребляет многие виды естественных сырьевых материалов и самыми различными методами превращает их в энергию.

В человеческом теле в виде "желез" действуют хорошо оснащенные автоматические химические лаборатории и фармацевтические заводы, ответственные за производство определенного продукта, которые в различной жизненно важной деятельности человека исполняют особые функции.

Разве эти действующие весьма четко устройства не являются свидетельством к тому, что человек имеет всезнающего, мудрого и всесильного Творца?!

Жизнь муравья.

Временно оставим в сторону тематику о человеке и обратим свои взоры к муравью, этому таинственному насекомому, вся жизнь которого может быть для нас отличным уроком в вопросе теологии.

Это маленькое существо основало свою жизнь на основе тесного сотрудничества и согласования действий с себе подобными и выполняет свои дела при взаимопонимании и помощи других муравьев. Это тесное сотрудничество мы можем заметить в момент постройки муравьиных нор или накапливания продуктов питания.

Это насекомое, не посещая университетов и не обучаясь сельскохозяйственным наукам, своим богом данным сознанием и инстинктивным аргументированием хорошо знает, что для того, чтобы зернышко в его норке не испортилось, его следует разделить на две части, что оно делает. Если он почувствует, что зернышко набралось влаги, то незамедлительно вынесет его из норы и поставит сушиться под солнцем. И вообще, муравей строит свое жилище на высоком месте, чтобы вода не проникла во внутрь.

Можно ли с учетом вышесказанного судить, что все эти удивительные действия осуществляются без руководства сверху?

Кто учитель и кормчий этого маленького существа? Откуда оно вобрало в себя такие знания, которые не может постичь человек, не имеющий образования и не постигший этого путем опытным.[3]

Небольшом рассказ из жизни имама Садика (ДБМ)

Один из материалистов по имени Абу Шакир Дийзани пришел как-то к имаму Садику и сказал:

-Докажи мне существование Аллаха.

В это время недалеко маленький мальчик игрался с куриным яйцом. Имам взял из его рук яйцо и, обернувшись к Абу Шакиру, сказал: [Видишь ли это яйцо?] Имеет крепость, прочное и неприступное, с закрытыми дверями. Внутри крепости, под ее стенами находится весьма тонкая пленка. Внутри пленки находится немного расплавленного золота и серебра (желток и белок яйца), но оба они не сливаются друг с другом [Можно ли сказать, что обе эти части - белок и желток - появились сами по себе?].

О Абу Шакир! Никто не знает о происходящем в этой яйце, никто не знает, что из него родится - петух или курица. Когда из яйца на свет появляется цыпленок, то он окрашен в удивительные и разнообразные цвета (Представьте себе в какие цвета окрашены перья павлина!) (Какая сила окрашивает этого цыпленка в эти цвета? Разве окраска цыпленка или павлина меньше достойно внимания, чем картина живописи? Можно ли сказать, что картина имеет своего художника, а эта естественная окраска цыпленка или павлина произошла сама по себе?!)

Затем имам Абу Шакиру сказал:

-Учитывая все это, не признаешь ли ты, что это куриное яйцо и рождающийся из него цыпленок со всеми этими особенностями должен иметь, своего мудрого, всезнающего Творца?

Абу Шакир подумал немного и затем подобно пробудившемуся от долгой спячки человеку ответил:

-Да, свидетельствую, что этот мир имеет Творца, именуемого Аллахом, воплотивший в себе все качества совершенства. Свидетельствую, что Мухаммад, да благословит Аллах его и род его (впредь в форме ДБАР - пер), раб божий и посланник господний и ты преемник пророка и наместник Бога на земле и следование твоему пути - важнейшая необходимость.[4]

Да, каждое существо из существ значит каждый атом из его атомов воистину наилучшее свидетельство для творца создающего и созидательного.

 

УРОК ПЯТЫЙ

Признаки Бога

Все признаки и качества, придающие личности величие и могущество и устраняющие с него все потребности и недостатки, именуются признаками совершенства. Например, такие качества как знания и мудрость отдаляют невежество от владельца знаний и мудрости и устраняют недостаток (т. е. невежество). Также наделен недостатком тот, кто слаб и немощен и признаки силы и могущества устраняют его недостаток, и Господь, Творец миров владеет всеми этими качествами совершенства и лишен всяких недостатков, чист и безупречен. Тот, кто устраняет все потребности мира бытия и дарует все блага и совершенства мира, а именно Господь Бог, сам должен владеть всеми качествами совершенства. Ибо, совершенно немыслимо, чтобы кто-то мог одаривать других качествами совершенства и сам бы не владел ими. Это подобно тому, неграмотный мог обучить грамоте неграмотных.

А теперь несколько обширнее рассмотрим этот вопрос.

Господь мудрый, всемогущий и живой

Качества и признаки Господа можно познать путем наблюдений над существами, которые Он создал. Ибо, огромный мир бытия, в котором все совершенно четко расставлено по своим местам и все существа сотворены со всеми специфическими для них особенностями и критериями, является самым большим доказательством к тому, что его Творец и Созидатель обладает знаниями, мудростью и могуществом. Этот удивительный строй и порядок, господствующий над миром бытия, является свидетельством тому, что его Творец осведомлен в тайнах и сокровенностях всех существ, в факторах их существования и смерти, условиях жизни и гибели и создает каждое творение своей всесторонней и совершенной мудростью.

Если мы задумаемся над качествами мудрости и силы Творца миров, то можем осознать и другие его качества, а именно то, что он живой. Ибо, необходимым качеством знаний и силы является жизнь. Всякий, наделенный мудростью и могуществом, обязательно должен быть живым.

Господь всевышний в своем слоге (Коране) представляет себя наделенным всеми качествами совершенства, а именно, что он мудр, всесилен и живой и лишен всяких недостатков, потребностей, чист и безупречен:

"Воистину, что Аллах осведомлен о каждой вещи знающ!"[5]

"Воистину, Аллах всесилен над каждой вещью мощен!"[6]

"Он вечно живой и нет кроме Него Аллаха"[7]

Как было сказано выше, мир Творения со всеми его тайнами и сокровенностями совершенно отчетливо доказывает мудрость и могущество Творца миров, но нам не ясны степень мудрости и могущества и других Его качеств, ибо уровень нашего мышления ограничен и мы не способны познать суть истины или качества Господа всевышнего, неограниченных в любом смысле. Да, мысль любого человека, насколько бы она высоко не взлетала, не способна подняться выше этой бесконечно высокой и неприступной крепости. Мы не способны и даже не имеем задачи постичь суть истины и качества Господа всевышнего. Естественно, что мы можем и что от нас требуется - путем скрупулезных изучений в мире Творения и свидетельствах божественного величия постичь существование Аллаха и его качества Что же касается сути истины и качеств Аллаха, то они для нас никогда не будут раскрытыми и не следует даже уповать на это, ибо как говорили наши религиозные вожди: "Все, что мы можем представить себе в нашем сознании, это не Бог, это всего лишь плод нашего воображения и возвращается к нам самим".

Бог - слышащий и видящий

Слышащий и видящий - это в том смысле, что он слышит и видит. Под этим понятием подразумевается, что Господь всевышний все видит и все слышит, видит всех и слышит всех существ.

Средством для того, чтобы видеть и слышать у людей и животных служат глаза и уши, но когда мы говорим, что Господь видящий и слышащий, это не значит, что он имеет глаза и уши. Это значит, что Господь всевышний осведомлен обо всем видимом и слышимом, и совершенно ясно, что его знания и мудрость для того, чтобы видеть и слышать не имеют потребности в глазах и ушах.

Имам Садик (ДБМ) по этому поводу говорит:

-Если мы говорим, что Бог видящий и слышащий, это не значит, что Он видит и слышит подобно нам глазами и ушами, он видит без глаз и слышит без ушей.[8]

Сейчас вы можете задать вопросом: "Каким доказательством Бог видит и слышит?" Ответ на этот вопрос весьма прост, ибо мы постигли, что Господь располагает бесконечными знаниями и осведомлен обо всем, а необходимым средством к знаниям является необходимость все видеть и все слышать.

Поэтому, для того, чтобы доказать эти два качества (видеть и слышать) нет необходимости в отдельных доказательствах. Кроме того, как мы отметили выше, Господь миров должен располагать всеми качествами совершенства и быть лишен всяких недостатков, и видеть и слышать в названном понятии означает наличие своего рода совершенства и отсутствие недостатков.

 

УРОК ШЕСТОЙ

Бог - единственный и не имеет себе равных

Единственность Бога мы можем доказать самыми различными путями. Но на этом уроке мы ограничимся всего лишь двумя доводами.

Довод первый

Единство и неразделимость мира бытия являет собою ясное свидетельство единственности Творца миров.

Предположим, что перед вами книга в 500 страниц и вы ее пока не прочитали.

В данный момент вы не знаете, что является ли вся эта книга продуктом мысли одного автора или же каждую главу написали различные писатели. Для того, чтобы понять это вы должны прочесть всю книгу. Если вы заметите, что стиль, метод изложения и аргументации неизменны, то не станете сомневаться в том, что все это произведение принадлежит перу одного автора. Ибо, если бы эта книга была произведением двух или большего числа авторов, то так или иначе в книге проявилось отсутствие координации.

Это различие и дискоординированность, как бы ни была мала, незначительная и незаметная для обычных читателей, весьма четко проявляется для специалистов» которые могут определить, что эта книга написана не одним писателем. С этим предисловием приступаем к изучению мира Творения, который по мнению ученых являет собою "книгу Господа миров" и обратимся ко мнению специалистов во всех сферах наук, связанных с миром Творения, чтобы убедиться в том, что все ли страницы этой великой книги скоординированы и составляют гармонию. Если здесь будет проявлена гармония и координация, то это будет самым убедительным доводом к единственности его Творца. Когда мы обращаемся с этим вопросом к специалистам в этих областях, которые подвергают изучениям все аспекты и стороны этого мира, все они единодушно твердят о едином строе и порядке, господствующем во всем мире Творения. Они утверждают, что этот мир основан по единой схеме и его законы в той степени всеобщи и гармоничны, что при проведении испытании в отношении к малейшему существу можно познать великие законы, распространяющиеся на весь мир.

Эту гармоничность подтверждают все ученые в области биологии, физики, атомной физики и астрономии.

Какая гармоничность может быть больше того, что солнечная система и другие планетные системы подчиняются тем же законам, что и мельчайший атом. В частности мы знаем, что планеты в своих орбитах движутся под воздействием силы притяжения и центробежной силы.

Атом, сотни миллионов которых вмещаются в пространстве меньше одного миллиметра, также подчиняется этим двум противоположным законам (силе притяжения и центробежной силе) и в соответствии с этим электроны в орбите притяжения движутся вокруг протонов.

Если мы перенесем свой взгляд на мир флоры и фауны, на мир людей и животных, то и здесь мы столкнемся с этой гармонией: всеобщий закон рождаемости, распространенный среди растений и животных имеет схожесть, что подвела некоторых ученых к такому мнению, что "все виды, фактически, берут свое начало из одного вида".

Разве вы при изучении различных речей, перенесенных на бумагу с магнитофонной пленки, не можете уловить то, что эти речи представляют собою силу воздействия речи одного оратора? Несомненно, из схожести стиля, построения предложений, используемых фраз, а также гармоничности мотивировок можно познать истину.

Мир Творения также похож на книгу, имеющую бесчисленное множество не пронумерованных страниц и каждую страницу и даже каждую строку изучали и изучают тысячи ученых. Все они такого мнения, что вся эта книга подчиняется всеобщему и единому закону. Например, везде господствует закон причинности. Во всем мире материи господствует закон притяжения. Все атомы имеют центральное ядро. Везде равносильно распространен закон света. Разве эта единость и гармония в книге Творения не является свидетельством к тому, что единым и единственным является его Создатель?

Если бы мир имел двух творцов, то разве не различались бы методы их управления и не предпринимались различные меры?

Один из видных и молодых учеников имама Садика (ДБМ) Хишам как-то спросил его светлость

-Что служит доводом к единственности Бога? Его светлость в ответ привел вышеуказанный довод и в краткой форме сказал:

-Взаимосвязанность и гармония мира Творения, совершенство всех существ являет собою свидетельство к единственности его Творца.[9]

Второй довод к единственности Бога

Вторым доводом к единственности Бога является то, что все пророки, посланные Господом для наставления и ориентации людей и сотворением чудес и различными аргументами доказавшие свою пророческую миссию, все они призывали людей единобожию и поклонению Господа единственного. Ясно, что если бы Бог был не один, то каждый пророк призывал людей к своему богу, направившего его к людям. Если мы предположим, что были боги, которые не посылали пророков для наставления людей. то это будет бессмыслицей, ибо совершенно невозможно, чтобы бог был в такой степени безразличен к самому из достойнейших существ (т. е. человеку) и не послал им предводителя, который стремился бы направить их к счастью. Эмир правоверных (ДБМ) в предложении, обращенном к имаму Хусейну (ДБМ), указывает на эту истину:

-О сын мой! Знай, что если кроме Господа Бога единственного был бы другой бог, то, несомненно, были бы и пророки. Если ты видишь, что все наши пророки призывают к единому Богу, само по себе является самым лучшим свидетельством к тому, что нет божества кроме Аллаха, и если бы существовал другой бог, то, несомненно, проявились бы результаты власти и могущества, и ввиду того, что мы не можем заметить никаких других результатов, то будь уверен, что Бог не имеет себе равного.[10]

 

УРОК СЕДЬМОЙ

Бог - единственный и не имеет себе равных

Отрицательными качествами называются качества, наличие которых в человеке свидетельствует о его недостатках и потребностях, тогда как Господь всевышний лишен всех признаков, свидетельствующих о недостатках и потребностях. С целью пояснений рассмотрим некоторые из этих качеств.

1. Бог - не материален

Ясно, что всякая материя, всякое тело нуждается в пространстве и если Бог будет материальным, то есть будет состоять из вещества, то будет нуждаться в пространстве, которое он будет занимать, и как мы сказали в предыдущих уроках, Господь ни в чем не нуждается, ибо нуждающийся не может быть Творцом и устранителем потребностей других.

Так, значит, Господь Бог - это не материя, ибо материя нуждается в занимаемой ею пространстве.

2. Бог - не сложно составное существо

Бог - не сложно составное существо, ибо любое сложно составное нуждается в своих составных частях. Например, лекарство или же легированная сталь, состоящая из особых частей, если какая-либо часть будет отсутствовать, то это лекарство или железо будут уже не теми, какими должны быть. Также, если суть божественная будет состоять из ряда составных частей, то она будет нуждаться в своих частях, тогда как мы знаем, что понятие Бога и потребности не совместимы.

3. Бог - незрим

Способность видеть для каждого существа зависит от ряда особых условий, одним из которых является материальность существа и занимаемое им пространство. В противном случае, его нельзя будет увидеть даже вооруженным глазом. Когда мы доказали, что Бог не материален и не занимает пространства, то значит он не может быть видимым. Нельзя сказать, что то, что незримо - не существует, ибо имеются такие вещи, которые нельзя увидеть, но они существуют (например, электромагнитные волны) и мы можем осознать их по воздействиям.

Поэтому, нет необходимости, чтобы любое существо поддавалось зрению и нельзя сказать, что то, что не видимо - не существует.

4. Бог ни в чем не нуждается

Если суть господняя будет нуждаться в чем-либо, то между ним и другими существами не будет разницы. Это значит, что другие существа для удовлетворения своих потребностей помимо себя нуждаются в других существах, и если Бог будет таковым, то и с ним произойдет точно такое, то есть будет нуждаться в другом боге, чтобы устранить его потребности. Учитывая это, следует сказать, что потребность не согласуется с понятием Бога, ибо Бог тот, кто сможет устранить все потребности, а как может устранять потребности других тот, кто сам имеет потребности в других.

Священный Коран в этой связи повелевает: "О люди, вы все нуждаетесь в Аллахе, только он ни в чем не нуждается, он богат по своей сути."[11]

 

УРОК ВОСЬМОЙ

Бог - справедлив

Как сказали мы выше, Творец миров должен обладать всеми качествами совершенства и быть лишенным всяких недостатков и пороков.

Одним из качеств совершенства Бога является справедливость, ибо зло и насилие совершает тот, кто или не осведомлен в низости этого дела или же сам нуждается и для устранения своих потребностей совершает злодеяния.

Например, тот, кто насильно отбирает народное имущество или не осведомлен в низости этого дела и этим путем желает устранить свои потребности или же недостаток в богатстве считает недостатком и этим путем устраняет его.

Но для Господа Бога, абсолютно ни в чем не нуждающегося и являющегося источником всех совершенств и своими бесконечными знаниями превосходно отличающим хорошее от плохого, не имеет никакого смысла совершать зло и насилие.

В некоторых молитвах мы читаем:

"О Господи! Тот нуждается в злодеянии, кто слаб и немощен и хочет посредством злодеяния возместить свою слабость, но твой священный престол лишен таких недостатков!"[12]

Напоминание:

Шииты считают справедливость своим вторым принципом религии ввиду того, что группа суннитов не считает справедливость необходимым качеством для Бога. То есть, они утверждают, что если Господь Бог направит своего покорного слугу в адский огонь, то это не будет несправедливостью.

Также высказаны мнения по вопросу "воли и рока". необходимой потребностью чего является считать Господа Бога злодеем. Именно поэтому шииты и некоторые сунниты неопровержимыми доводами доказывают для Бога качество справедливости и заявляют, что нет сомнения в том, что зло и насилие весьма низкие и презренные качества и, если они будут исходить даже от Бога, тем не менее будут считаться презренными, тогда как мы знаем, что Бог никогда не может совершить ничего презренного.

Поэтому, справедливость считается вторым принципом в религии шиитов, чтобы таким образом выделить их от названной группы суннитов. Имам Садик (ДБМ) по этому поводу говорил:

- Господь всевышний не наказывает невинного за грехи виновного и не того, чтобы сделать кому-либо наказывает детей за грехи и пороки отцов. Господь всевышний может простить грехи и он превыше зло.[13]

 

УРОК ДЕВЯТЫЙ

Пророчество

Третьим принципом религии[14] является вера в пророчество и пророческую миссию пророков, направленных Господом для наставления и ориентации людей и число пророков, согласно некоторым преданиям, насчитывает 124 тысячи.

Последним из них, после которого не было и не будет больше пророков, был его светлость Мухаммад бин Абдулла, да благословит Аллах его и род его (впредь в форме ДБАР - пер.), великий и высокочтимый пророк ислама.

Необходимость пророческой миссии пророков

Совершенно ясно, что премудрый Творец мира создал этот обширный мир небесцельно. Также ясно, что целью от пророчества для Господа всевышнего не является извлечение выгоды для Него самого, ибо как сказали мы на предыдущих занятиях, Господь всевышний не имеет недостатков и ни в чем не нуждается, чтобы сотворением мира удовлетворить свои потребности и совершенствовать себя.

Поэтому, цель от Творения должна быть обращена к самим сотворенным и единственной целью, которую можно представить себе от сотворения мира, это совершенствование существ и, в частности, человека.

Отсюда возникает вопрос: как и какими путями происходит всестороннее совершенствование человека?

Естественно, что развитие и совершенствование человека без определенной программы и божественного воспитателя невозможно Ибо, небожественные вожди и предводители в результате имеющихся у них ограничений в смысле знаний и осознания действительности не способны должным образом руководить человеком. Они также ввиду своей незащищенности от совершения ошибок не имеют должной компетентности руководить людьми (за исключением того, конечно, кто будет следовать за божественными предводителями).

В то же время божественный вождь и предводитель ввиду связи с божественным миром и защищенности от всяких ошибок и прегрешений может направить людей к истинному счастью, не допуская в своем руководстве никаких ошибок.

В соответствии со сказанным выше приходим к заключению, что программа воспитания человека составляется Господом Богом, знающего о всех человеческих потребностях, осведомленного в пользе и во вреде для рода человеческого. Эта программа представляется людям со стороны людей, достойных звания пророка и связанных с миром божественным.

Человек - существо общественное

Все подтверждают мысль о том, что человек-существо общественное, то есть он не может в одиночестве вести свою жизнь и вынужден жить вместе с другими людьми. Эта общность жизни создает общество. Несомненно, подобный образ жизни в результате взаимоотношений людей приводит к разногласиям и конфликтам. Если же не будет правильного и справедливого закона для управления человеческим обществом, то общество никогда не сможет достичь счастья и совершенства.

В связи с этим весьма отчетливо проявляет себя необходимость в правильном, устойчивом и справедливом законе, который сможет защитить права личности и общества. Здесь следует обратить внимание что какой закон следует учредить? Кто лучший учредитель законов и каковы его условия?

Первичным условием законодателя является осведомленность в душевных, физических, чувственных и инстинктивных особенностях тех, для кого составляется этот закон и подобная всесторонняя осведомленность не приемлема ни для кого, кроме Аллаха. Ибо, Он - Творец и лишь Он способен знать о том, что происходит во внешнем и внутреннем мире человека, осведомлен о душевных, физических и других его особенностях. Поэтому, именно он может составить законы для человека с тем, которые в течении всей его жизни были для него полезны и избавили его от уничтожения. Господь всевышний представил эти законы людям посредством избранных видных и неопороченных грехами людей с тем, чтобы человечество благодаря этим законам смогло достичь своего всестороннего совершенства.

Иной ролью пророков в руководстве людьми является то, что они представляют собой первых исполнителей божественных указов. Это значит, что они помимо того, что принесли людям закон божий, являются учителями и воспитателями, которые обучили людей исполнению этих законов и сами являют собою практический образец этого закона с тем, чтобы другие, следуя их пути, установили закон божий во главе программы своих практических действий.

Учитывая это, общество верующих в Аллаха людей того мнения, что Господь во все времена посылал пророка или пророков для того, чтобы, обучая людей божественным законам, ориентировать их к счастью и совершенству.

Некто спросил его светлость имама Садика (ДБМ):

-В чем причина необходимости пророческой миссии пророков?

Его светлость в ответ сказал:

-Когда неопровержимыми доводами будет доказано, что мы имеем мудрого Творца и Созидателя, создавшего нас из ничего, и будет доказано, что Бог не имеет материального существования и стоит выше всех своих творений и никакое сотворенное существо не может его увидеть, чтобы поговорить с Ним о верности или порочности своих действий и задать ему вопросы, тогда появится необходимость в наличии посланников господних, чтобы направить людей в сторону добра и счастья, высказать им что во вред, а что им на пользу и во все времена эти путеводители должны быть среди людей, чтобы земля не оставалась без наместников господних.[15]

 

УРОК ДЕСЯТЫЙ

Пророки должны быть непорочными

Мы сказали, что целью от пришествия пророков было руководство и наставление людей на путь истинный и, естественно, если сам вождь и предводитель будет порочен и совершать недостойные дела, то не сможет ориентировать людей к чистоте и праведности.

Поэтому весьма необходимо, чтобы пророки божественные были защищены от всяких грехов и пороков, чтобы люди пошли с ними по пути к счастью.

Иными словами, если некто будет призывать людей к правдивости и добросовестности, а сам будет лгуном или же иногда будет лгать или совершит предательство, то никогда его слова не будут иметь для людей должного воздействия. Также, если пророки господние не будут обережены от ошибок и проступков и люди будут думать, что их высказываниями (выражение божественных указов) они обрекут себя на ошибки, то не будут с уверенность воспринимать их утверждения и, в результате, следование их пути не может быть воспринято верно и реализация их цели не может быть осуществлена. Да, Господь всевышний не избирает на пророчество и пророческую миссию тех, кто не защищен от неверия в Бога и грехов, он избирает на это великое дело тех, кто очищен от всяких пороков и в будущем полностью будут защищены от всех ошибок и погрешностей.[16]

Пророки должны совершать чудо

Тот, кто имеет чистую душу, не станет беспричинно воспринимать никакие утверждения, а если кто-то беспричинно, то есть без должных аргументов примет какие-то утверждения, это значит, что он утверждает свой умственный недостаток. Поэтому необходимо, чтобы все божественные пророки для утверждения своего пророчества имели веские доводы и доказательства, чтобы доказать людям свою пророческую миссию и то, что они направлены Господом всевышним.

Одним из доводов, доказывающих связь пророков с божественным миром, является совершение чуда с их стороны. Чудо означает дело, которое в период жизни пророков не способны совершить другие, подобно оживлению мертвого, излечению неизлечимых заболеваний.

Имам Садик (ДБМ) по этому поводу говорил:

-Каждый пророк должен иметь свидетельство, которое будет подтверждением правоты его утверждений с тем, чтобы люди поверили в него.

 

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ

Последний из пророков

Мы выше сказали, что последним из пророков был его светлость Мухаммад бин Абдулла (ДБАР). В сорокалетнем возрасте он был избран Господом для осуществления пророческой миссии. Он, по свидетельству истории, за всю свою жизнь никогда не преклонялся перед идолами и ни на мгновение не отказывался от Бога.

До выхода с пророческой миссией он постоянно в определенные периоды года в пещере Хара предавался преклонению и восхвалению Аллаха.

Миссию господние и законы божественные он получил от Господа в то время, когда человечество было охвачено анархией, кровопролитными братоубийственными войнами и над сознанием людей господствовали фанатизм и измышленные легенды.

Его светлость объявил народу о своей пророческой миссии и для доказательства своего пророчества привел много чудес и свидетельств.

Среди его чудес одно чудо было весьма животворным и достойным внимания, которое в смысле доказательства его пророческой миссии и по сей день остается в силе.

Этим вечно живым чудом является всемилостивый Коран, который и по настоящее время подобно яркому солнцу светит на небосводе человечества и освещает своими лучами сердца людей.

Коран и по сей день во весь голос заявляет:

-Меня принес к вам не простой человек и я не плод человеческого разума и принес меня человек выдающийся, имеющий связь с божественным миром и Творцом этого мира и Аллах послал его к вам, чтобы наставить вас на путь истины.

Пророк ислама говорил:

-О люди! Я избран Господом Богом на пророчество и этот Коран является живым свидетельством моей пророческой миссии. Если вы сомневаетесь в этих словах, то все вместе постарайтесь создать по крайней мере одну суру, похожую на суры в Коране. Если вам удастся это, то вы можете равняться мне и не принимать мое пророчество. Если же вам этого не удастся сделать, что, конечно, не исполнимо, так знайте, что я посредник между Аллахом и Его творениями, пророк и посланник господний и послан с тем. чтобы направить вас к добрым деяниям и совершенству.

В те времена все ораторы, писатели и поэты, все мастера красноречия как только не старались не смогли создать хотя бы один стих подобный кораническому, но и признались в своей беспомощности и неспособности. С того самого времени и по сей день враги ислама хотя и пользовались против ислама всевозможными средствами, тем не менее не смогли противоборствовать небесной Книге мусульман.

Коран - вечно живое чудо

Коран являет собою чудо не только в смысле красноречия, прелести изложения, красоты словосочетаний и духовной притягательности, но и во многих других аспектах доказывает свое чудесное действие. Итог к вышесказанному можно подвести следующим образом:

1- Все историки единодушны в том, что пророк ислама (ДБАР) был человек, не получившим образование и до сорокалетнего возраста, когда был избран Господом на пророчество, не учился ни у кого грамоте. Вместе с тем, в Коране великий пророк высказал историю многих пророков. Конечно, выражение истории предшественников само по себе не может считаться чудом, но ввиду того. что история предшественников была описана в книгах иудеев и христиан (в старых и новых версиях) (возможно, имеется ввиду Старый и Новый Заветы - пер.), мы можем этот раздел Корана (то есть историю пророков) сравнить с письменными памятниками прошлых и новых веков и убедиться в небесном источнике книги "Коран". Ибо, когда мы обращаемся к старым и новым версиям христианского и иудейского происхождения,[17] то можем заметить, что их авторы ввиду своего невежества отобразили историю пророков господних. которые были величайшими учителями и чистейшими людьми за всю историю человечества, в фанатических и измышленных формах и в той форме извратили действительность, что в этих книгах пророки господние представляются даже ниже обычных людей. Но когда мы обращаемся ко всемилостивому Корану, то можем заметить, что история этих пророков выражена так, что может для всех быть весьма полезным и созидательным уроком. Именно поэтому никто не может утверждать, что пророк ислама взял тематику Корана из небесных Книг иудеев и христиан и в виде Корана представил его людям.

Когда Коран излагает историю пророков, он указывает на ряд истин и нравственных историй и историю их излагает без всякой фанатичности и с сохранением истины. Если бы источники пророка ислама в изложении Корана опирались бы не на божественное откровение, он он бы в своем изложении оказался охваченным тем же фанатизмом, что и писатели Торы и Евангелия и другие арабские писатели и история пророков была бы переполнена лжи и фанатизма.

Вы можете сравнить историю Адама и Евы, Авраама, Якова и Иисуса, описанные в Торе, Евангелии, а также в Коране, и убедиться в правдивости этого утверждения. Это сравнение доказывает, что пророк ислама постиг эти истины благодаря божественному откровению. Указанные истории в книгах эпохи античности и новой эры описаны столь отвратительно, что перо стыдится относить их к божественным воспитателям. В то же время эта тематика в Коране изложена наилучшим образом, включая научно-нравственные истины. 2- Другими путями для доказательства чудотворного воздействия Корана являются законы, приведенные в Коране. Эти законы настолько прочны, устойчивы и точно рассчитаны, что истечение времени и смена различных общественных формаций не смогли нанести им урон. Коран предложил человечеству особый экономический строй, который может во все времена отвечать требованиям людей. Если по крайней мере придерживаться одного исламского экономического принципа запрещения процентов, то будут устранены многие классовые противоречия.

Неграмотный человек никогда не может принести народу даже на половину правильно основанную экономическую систему, не говоря о том, чтобы принести систему совершенно верную, которая в результате возникновения других систем не только не претерпела бы никакого ущерба, но и принцип этой системы был утвержден учеными того времени и даже придал своим последователям (в случае следования им) значимость и величие.

Коран в той степени справедливо распределяет богатство в обществе, что если следовать его указам и предписаниям, то голод и нищета навсегда будут искоренены из общества.

Коран для установления спокойствия в обществе принес такие твердые уголовные законы, которые могут гарантировать спокойствие и благополучие членов общества.

Военный закон и принцип устройства армии, исламские военные программы настолько прогрессивны, что даже учитывают и принимают во внимание права и честь врага.

И, наконец, исламское правоведение настолько обширно, что учитывает все стороны жизни человека со дня рождения и до смерти и для всего, сколь незначительного и небольшого, предусматривает определенные законы.

Мог ли какой-либо неграмотный человек в такой обстановке, полной невежества и дикости, без божественной помощи и связи с Господом миров представить человечеству такие программы и такие разумные законы?

Превосходство ислама и чудодейственность Корана не заканчивается вышеуказанными вопросами, ибо имеются много других свидетельств, которые дают понять, что "носитель Корана - вождь и божественный учитель, а его программы - небесные, божественные.

Имам Рида (ДБМ) сказал:

-У моего предка имама Садика спросили: "Почему, чем шире распространяется Коран, тем более знакомым он представляется и по мере того как его читают и преподают в школах, он не только не стареет, но и напротив, день ото дня становится все более цветущим и более новым?" Имам Садик в ответ сказал:

"Это потому, что Коран был ниспослан не для определенного времени и не для определенного народа и потому во все времена остается новым и цветущим."[18]

Да, если мы установим Коран в качестве программы своего жизненного пути, то, несомненно, наше счастье и совершенство будут гарантированы и подобно тому как в начальные периоды ислама мусульмане под сенью Корана в короткий срок достигли величия, мы также можем обрести утерянное величие, но, к сожалению мусульмане забыли Коран и в результате мир мусульман таков, каким вы его наблюдаете.

 

УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ

Имамат

Четвертый принцип религии - имамат. Имамат означает руководство религиозными и мирскими делами народа в качестве преемника великого пророка ислама его светлости Мухаммада бин Абдулла (ДБАР).

Наличие имама после пророка необходимо с двух точек зрения:

1- Невозможна жизнь общества без вождя, речи и указы которого должны быть проникновенными. До тех пор пока великий пророк (ДБАР) был жив, руководство и власть мусульманами находилась в его руках. Следует заметить, что пророк, хотя и является избранником и посланником господним, тем не менее представляет собою также и повелителя мусульман.

Именно поэтому, для того, чтобы после смерти пророка дело руководства и управления мусульманами не прекратилось или же временно не прекратило свою деятельность, было необходимо, чтобы преемник пророка как можно скорее приступил к делам и продолжил начатое пророком дело, включавшее расширение сферы монотеизма во всем мире, и направил людей в сторону желанного совершенства. В противном случае все труды пророка (ДБАР) пропали бы даром и мусульмане не смогли бы достичь счастья.

2- Великий пророк ислама (ДБАР) помимо того, что был повелителем и властителем мусульман, был также и воспитателем господним и посланником небесным, высказывавшим людям истину.

Если не будет человека для обучения истин и религиозных понятий и выражения тех законов, которые в период жизни не успел пояснить пророк, то есть, если не будет имама или духовного предводителя, то его отсутствие в народной среде нанесет урон исламу. Поэтому представляется весьма важным, чтобы имам, преемник пророка постоянно возглавлял делами народа с тем, чтобы устранить все его потребности как в вопросах религиозных, так и идейных. Также, когда говорится, что пророк в полной форме выразил все законы ислама, это означает, что он довел до народа общие положения ислама, а пояснения этих общих положений и устранение возникающих в этой связи вопросов и обучение людей высшим принципам Корана требует имама или же иными словами великого учителя, уровень эрудиции которого был бы подобен великому пророку.

А теперь мы хотим предложить вашему вниманию диспут между одним из учеников имама Садика и одним из ученых суннитского религиозного толка по поводу необходимости имама и духовного вождя после. пророка.

Один из молодых и видных ученых и учеников имама Садика - Хишам рассказывает: "Однажды в воскресный день я пришел в Басру и пошел в мечеть. Амру бин Убайд Мутазили находился там и вокруг него сидела большая толпа людей, задававших ему вопросы. Я также сел среди спрашивающих. Каждый задавал свой вопрос и получал ответ. Я обратился к Амру и сказал: "О ученый муж! Я не житель этого города и пришел издалека. Вы позволите мне задать вам вопрос? Амру сказал:

-Задавай любой вопрос. Я сказал:

-Имеете ли вы глаза? Он сказал:

-Разве ты не видишь, что имею, почему спрашиваешь об этом? Я сказал:

-Все мои вопросы такого рода.

-Спрашивай, хотя твои вопросы и бессмысленны.

-Имеете ли вы глаза?

-Да.

-Что вы делаете глазами?

-Вижу видимое, различаю цвет и вид видимого.

-Имеете ли вы язык?

-Да.

-Что вы им делаете?

-Им я отличаю вкус обеда.

-Имеете ли вы чувство обаяния?

-Да.

-Что вы им делаете?

-Чувствую запахи, отличаю хороший запах от дурного.

-Имеете ли вы уши?

-Да.

-Что вы им делаете?

-Слышу звуки и отличаю их друг от друга.

-Имеете ли вы помимо всего этого сердце (ум)?

-Да.

-Что вы им делаете?

-Если другие органы чувств будут сомневаться, то благодаря ему я устраню это сомнение. Ибо, всем совершенно ясно, что иногда пять органов чувств человека совершают ошибки, поэтому я для устранения их ошибок обращаюсь к уму.

Хишам сказал:

-Как только Амру бин Убайд сказал это, я утвердил верность его слов и сказал: "Да, Господь всевышний для управления органами чувств и устранения их ошибок создал ум. О ученый муж! Будет ли верно, если мы скажем, что Господь, не оставивший глаза и уши и другие органы человека без путеводителя , мог ли оставить мусульман после пророка без направителя и вождя, чтобы в результате этого люди находились бы в сомнении и конфликтах, впадали в заблуждения? Может ли согласится с этим здравый смысл?"

Хишам сказал:

-Когда из тех простых вопросов я пришел к такому заключению, Амру бин Убайд понял, что я шиит и ученик имама Садика, поэтому он успокоился и не смог ответить на мой вопрос и лишь обменом любезностей смог завершить этот диспут.[19]

Хишам этим диспутом приходит к такому выводу, что Господь всевышний после пророка обязательно назначил ему преемников, которые один за другим будут имамами и духовными предводителями мусульман.

Да, как говорит великий мусульманский философ Абу Али ибн Сина (Авиценна - пер.):

"Разве уму постижимо, чтобы мудрый Аллах, создавший для человека ресницы и брови и в такой степени устранивший его потребности, разве возможно, чтобы такой добрый Аллах мог бы забыть о такой крупнейшей потребности людей (назначить путеводителя), оставить людей без путеводителя, вождя и воспитателя и предоставить их самих себе?"

 

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

Качества имама

Имам и духовный предводитель мусульман, который в качестве преемника пророка господнего (ДБАР) должен возглавить религиозные и мирские дела народа, должен обладать следующими отличительными качествами:

1- Должен быть защищен от всяких грехов и ошибок с тем, чтобы суметь направить общество к счастью, ибо, погрязший в грехах и ошибках ни в коем случае не сможет очистить людей от грехов и ошибок.

2- Имам должен иметь связь с божественным миром, владеть бескрайними божественными знаниями с тем, чтобы довести до людей как есть исламскую истину и просвещение. Ибо. если он как и другие будет говорить с чувством сомнительности или же пользоваться обычными мирскими знаниями, то его высказывания не будут убедительными и люди не смогут постичь истин исламского просвещения.

3- Имам должен быть назначен Аллахом посредством, великого пророка (ДБАР) или же посредством предшествовавшего ему имама. Ибо, кроме Аллаха и его посланника никто не сможет определить чистоту и непорочность личности и люди не смогут быть уверенными в своем будущем.

Поэтому, совершенно неверно, чтобы избрание имама было возложено на народ, ибо, возможно, что люди будут считать какого-то человека чистым и непорочным, тогда как на самом деле он может быть человеком, погрязшим в грехах и пороках, или же люди смогут увидеть настоящее состояние или чистоту какой-то личности, а в будущем он может стать на путь прочностей.

Только лишь Господь Бог, знающий настоящее и будущее, внешний и внутренний мир людей, может знать, что какой человек достоин быть вождем и руководителем общины после великого пророка (ДБАР).

Всемилостивый Коран повелевает: "Аллах лучше знает на кого возложить миссию и руководство мирскими и духовными вопросами людей".[20]

Кто должен быть определен качестве преемника пророка?

Пророк ислама (ДБАР) по распоряжению господнему представил народу всех своих преемников и поименно назвал их и определил их в качестве имамов. В частности, он неоднократно напоминал народу вопрос о приемничестве эмира правоверных Али (ДБМ). Из исторических книг и преданий видно, что в течение 23 лет своей пророческой миссии его светлость при любом удобном случае напоминал вопрос о пророческом приемничестве Али (ДБМ). Здесь мы укажем всего лишь на два ниженазванных случая, из которых один относится ко времени начала пророческой миссии великого пророка, а другой - к последнему году жизни его светлости.

Пророчество и имамат взаимосвязаны

Почти через три года после начала пророческой миссии великого пророка (ДБАР) до его светлости снизошла нижеследующая сура: "И увещай твою ближайшую родню".[21]

Комментаторы Корана в своих комментариях эту суру поясняют следующим образом:

"Однажды Господь всевышний велел великому посланнику господнему (ДБАР) призвать к Али, которому было не больше пятнадцати лет, всех своих близких родственников. Пророк распорядился, чтобы приготовили обед и пригласил детей Абдуль-муталлиба, которых было сорок человек, чтобы после обеда объявить им о своей пророческой миссии. В тот день после обеда дядя пророка Абу Лахаб своими бессмысленными словами сорвал все собрание.

Великий пророк во второй раз созвал пиршество и после обеда объявил о своей миссии и сказал:

-Я избран Богом на пророчество и принес с собой добро этого мира и потустороннего света и имею поручение призвать вас к Нему. Кто из вас готов поддержать меня, чтобы быть братом, помощником и преемником моим?

Али (ДБМ) встал со своего места и объявил о своей готовности. Пророк (ДБАР) велел ему сесть и три раза подряд повторил свой призыв, но никто кроме Али не ответил на его призыв. В это время его светлость, обратившись к присутствующим, сказал:

-Этот молодой человек (Али) - мой брат и преемник среди вас. Следуйте его пути и прислушивайтесь к его словам.

Это событие, не вызывающее никаких сомнений с точки зрения истории и преданий шиитского и суннитского происхождения, с отчетливостью свидетельствует о том, что вопрос пророчества и имамата неразделимы и в тот день, когда народу представляется пророк господний, должен быть представлен и его преемник, имам и духовный предводитель народа, который приступит к деятельности после смерти пророка. В принципе следует знать, что пророчество и имамат имеют под собой единый фундамент и оба представляют собой звенья одной цепи и имамат являет собою продолжение программы деятельности пророчества и преемник пророка осуществляет ту же программу, что и пророк. Самое важное это то, что пророк является основоположником религии, а имам - его выразителем.[22]

Предание "Гадир"

Великий пророк ислама в последний год своей жизни по возвращении из паломничества в Мекку сделал остановку в местечке под названием Гадир, где расходились пути паломников, прибывших в Мекку из различных мест. Он встал на возвышенном месте, где все хорошо могли видеть его, и объявил почти стотысячной массе паломников указ господний о назначении Али (ДБМ) его преемником. Он высоко поднял руку Али, да так, что все могли его увидеть, и сказал: "О мусульмане! Подобно тому как я ваш повелитель и могу распоряжаться вами, Али - также ваш повелитель и может распоряжаться вами.

"Кому повелитель я, тому и Али повелитель".

Таким образом, всем стало ясно, что Али (ДБМ) является неизменным преемником великого пророка (ДБАР), и в тот день все присутствовавшие там поздравили Али (ДБМ) с этим назначением и даже Омар в тот день сказал Али: "О мой повелитель, ты стал повелителем всех мусульман".[23]

Да, великий пророк ислама несколько раз и за два с половиной месяца до смерти объявил о приемничестве эмира правоверных с тем, чтобы люди знали, что кто должен быть повелителем мусульман после его смерти.

Предание "Сакалейн"

Помимо этого, великий пророк в последние дни своей жизни вновь заявил людям: "О люди! Я покидаю вас и оставляю среди вас две ценные вещи, а именно Коран и мой род. Если будете придерживаться их и не оставите это мое наследие, то никогда не впадете в заблуждения".[24]

Предание "Джабир"

Джабир бин Абдулла Ансари сказал:

-Как только снизошел стих "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям повеления среди вас" (сура Неса, стих 59 - пер.), я сказал посланнику господнему (ДБАР): "О посланник божий! Мы познали Бога и Его посланника и нам необходимо познать обладателей власти (то есть имамов - пер.), повиновение которым, согласно стиху, для нас считается обязательным. Поясните нам, что имеется ввиду под понятием "обладатель повелении".

Посланник божий сказал: "О Джабир, это мои преемники и имамы после меня и первым среди них является Али бин Аби Талиб и далее Хасан бин Али, Хусейн бин Али, Али бин аль-Хасан, Мухаммад бин Али [в Торе он известен как "Бакир" и ты узнаешь его уже в старости и когда увидешь, передай от меня ему привет], после Мухаммада бин Али следуют Джафар бин Мухаммад, Муса бин Джафар, Али бин Муса, Мухаммад бин Али, Али бин Мухаммад, Хасан бин Мухаммад и после него следует его сын, тот, чье имя и конья (то есть приставка к арабским именам, указывающая на то, что чей он сын или кто его отец -пер.) совпадает с моим именем и моей коньей и это тот, кого Господь Бог сделал всесильным над всем миром. Это тот, кто скроется с глаз людских и его отсутствие будет длиться долго, до тех пор пока имеются люди с твердой верой верящие в его имамат".[25]

Конечно, имеется много преданий, в которых приводятся имена преемников пророка господнего и мы привели это предание лишь в качестве примера.

Таким образом, совершенно ясно, что двенадцать имамов шиитов были определены Господом Богом и через посредство великого пророка (ДБАР) и кроме того, каждый имам указывал на имамат последующего после него имама, чтобы люди ни в коем случае не заблуждались.

Помимо всего вышесказанного, как было сказано прежде, имам должен быть непорочным и иметь связь с божественным миром и после великого пророка (ДБАР) никто за исключением этих двенадцати имамов не претендовал на имамат и никто не мог подобно этим двенадцати имамам выразить научные познания.

Для доказательства этого достаточно обратиться к книге Али (ДБМ) "Нахджуль балага" или же к высказываниям других имамов (ДБМ).[26]

 

УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Загробный мир

Пятым принципом религии является загробный мир (маад - пер.). (Монотеизм - справедливость -пророчество - имамат - загробная жизнь).

Маад или же загробная жизнь означает возобновление жизни для получения вознаграждения или возмездия за содеянное в мирской жизни. Этот принцип, то есть вера в день Возмездия является поверием рода человеческого. Последствия веры в него совершенно отчетливо можно видеть среди народов, имеющих многотысячелетнюю историю.

Среди известных мировых религий вопрос о вечной жизни считается одним из самых основополагающих принципов и никакая божественная религия не может существовать как таковая, если во главе ее принципов не будет заложена вера в день Воскресения.

История существования этого поверия среди народов мира может быть свидетельством его божественного источника. Ибо, весьма сомнительно, чтобы подобная вера с таким давним и длительным историческим прошлым и такой обширной сферой охвата могла зародиться без опоры на душевный взор человека. Возможно, что всякий человек в особые моменты может почувствовать, что со смертью его жизнь не прекращается и смерть не являет собою последнее звено в процессе его совершенствования и он сотворен не для краткосрочной мирской жизни и перенесения огромных тягот и несчастий. Напротив, эта темная ночь предвещает ясное утро и смерть являет собою окно в его вечную жизнь. Таким образом, следует заявить, что вера в загробную жизнь является вопросом душевной веры и совершенно не требует аргументировок. В то же время, для того, чтобы дать больше пояснений по этому поводу, приведем два аргумента для доказательства принципа загробной жизни и неизбежности дня Воскресения.

Связь справедливости и божественной мудрости с загробным миром

Мир, в котором мы с вами живем, своими основами опирается на справедливость и правосудие и создатель этого мира справедливый судья, который повелевает рабам своим жить на этом свете по справедливости и избегать гнета и насилия. Поэтому, для направления и ориентации людей, для того, чтобы показать людям добро и зло, Господь послал непорочных пророков.

По отношению к божественным законам и вопросу пророческой ориентации людей можно разделить на две группы:

1- Группа лиц, беспрекословно покорные и не сворачивающие с прямого религиозного пути и в полном смысле слова очищенные от всяких грехов и недостойных действий или же по крайней мере желающие очистить себя от грехов и пороков.

2- Группа лиц, полностью погрязших в пороках, злодеяниях и преступлениях, действия которых таковы, что, представляется, что со стороны Господа и Его посланника для них не предусмотрено никакой программы и им не указан прямой божественный путь. Они в жизни не имеют иной цели, кроме наживы, удовлетворения своих животных п


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты