Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Правовые презумпция и аксиома.




Правовые презумпции и аксиомы – не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции – повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторится и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

51. Правосознание: понятие, структура, виды.

В современных теориях права нет единого понимания сущности права, что определяется такими факторами, как: 1) влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 2) сложность права, многообразие его проявлений в обществе; 3) наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми являются трактовки права, которые были даны представителями психологической, естественной, исторической, социологической, позитивистской теориями права, философией права и марксизмом.

Согласно теории естественного права в обществе есть два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право дано человеку от рождения и включает в себя право на личную свободу, жизнь, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права учреждаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. Это право основывается на естественных правах человека.

Представители психологической теории признают также два вида права, утверждая, что право представляет собой психическую деятельность человека, его чувства, правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, оценки, переживания. Человек ощущает свою волю связанной притязаниями других лиц, ждущих от него исполнения определенной обязанности. Также в обществе есть и официальное право, принятое государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов.

Согласно позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, которые устанавливаются законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами.

Историческая же школа утверждала, что право есть продукт народного духа, сознания народа, живущего и проявляющегося во взаимоотношениях его представителей. Право является неотъемлемым компонентом народа или нации.

Некоторые авторы утверждают, что в обществе есть много правовых систем, так как государство не может предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей может иметь и имеет свое право. Таким образом, нация, народ создают свои обычаи и традиции, профсоюзы – профсоюзное право. При этом негосударственные правовые системы могут формировать сильную конкуренцию праву, установленному государством.

Основоположники марксизма рассматривали общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам. Весьма четко и последовательно различали право и закон К. Маркс и Ф. Энгельс. Под правом они понимали меру свободы членов общества. Каждый класс в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право, но не всякий класс может показать свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такую способность имел только класс, который экономически и политически господствовал в обществе. Этот класс с помощью закона фиксировал собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.

Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: феодалов, рабовладельцев, помещиков и буржуазии. Крестьяне и рабы по объективным и субъективным причинам не могли взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. И лишь пролетариат может осознать свои классовые интересы и взять государственную власть в свои руки. Только при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов.

52. Правовое воспитание: необходимость, формы и методы.

 

Правовое воспитаниеэто целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм,

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание – сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

53. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

54. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения.(в ьеьради)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты