КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Новое время в культурной эволюции России.XVIII век - качественно новый этап отечественной культуры - разложение феодальной социокультурной системы и зарождение новых жизненных ценностей. Характеристики культуры Нового времени: динамизм, светскость, открытость миру, рационализм, буржуазное сознание. Объективная обусловленность преобразований Петра I в социокультурной сфере. Их цели: преодоление «ветхозаветности», модернизация жизненного уклада, сближение с европейской практикой, утверждение государственного управления культурой. Специфика российского перехода в культуру Нового времени: стремительность, прагматические подходы, «революция сверху», регламентация, диктаторские методы и демократические последствия. Социокультурные аспекты и последствия государственных, социальных, военных реформ. Секуляризация культуры. Формирование новой концепции личности. Приоритетный характер образования, школьного дела, распространения знаний. Создание светской школы. Зарождение профессионального обучения. Образование дворянства. Возникновение механизма распространения знаний: выпуск учебно-просветительской литературы, газета, гражданская печать, практика пенсионерства. Развитие исследовательской деятельности, экспедиции, организация лабораторий. Учреждение Академии наук. «Обмирщение» общественной мысли. Деятельность «Ученой дружины» - обоснование абсолютизма, просветительские тенденции. Ф. Прокопович - писатель, идеолог секуляризации, теоретик раннего классицизма. Зарождение экономической теории, В. Татищев, И. Посошков. Организация специализированных социокультурных учреждений - музей, открытый театр, публичная библиотека, книжные лавки, типографии. Интенсивная дифференциация художественной культуры, формирование самостоятельных видов творческой деятельности - светская живопись, скульптура, графика, танцевальная и духовная музыка, садово-парковая культура, жилые интерьеры. Новации в градостроительной практике. Возведение Петербурга, ансамблевая застройка. Петергоф, работы Леблона, Трезини. Новая столица - материализованный облик Нового времени. Начало Петербургского периода в истории русской культуры. Новые веяния в культуре быта, общения, жизненном укладе. Распространение европейских представлений, нравов. Ассамблея - новое в досуге, его содержании. Массовые праздники, культ земных радостей. Домашнее музицирование. Потребность в этико-прикладных работах, «Юности честное зерцало». Последствия петровских реформ в культуре. Создание предпосылок для формирования крупных областей социокультурной деятельности - научные исследования, журналистика, профессиональное образование, декоративно-прикладное искусство, организация досуга, музейное дело, архивное дело. Элитарный характер новшеств, возникновение двух уровней культуры - для «верхов» и «низов». Выравнивание общеевропейского культурно-исторического процесса.
|