КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 1. Культурология как наука.Стр 1 из 111Следующая ⇒ -----------T------------------------------------ ¦Допустимая¦ Расстояние до конца блок-участка, м¦ ¦ Скорость,+------------------T-----------------+ ¦ км/час ¦ грузовой ¦ пассажирский ¦ +----------+------------------+-----------------+ ¦ 20 ¦ менее 219 ¦ менее 117 ¦ ¦ 25 ¦ 298 - 283 ¦ 164 - 149 ¦ ¦ 31 ¦ 394 - 379 ¦ 212 - 197 ¦ ¦ 35 ¦ 490 - 459 ¦ 244 - 229 ¦ ¦ 40 ¦ 602 - 571 ¦ 292 - 277 ¦ ¦ 45 ¦ 730 - 699 ¦ 356 - 341 ¦ ¦ 50 ¦ 858 - 843 ¦ 404 - 389 ¦ ¦ 55 ¦ 1018 - 987 ¦ 468 - 453 ¦ ¦ 60 ¦ 1194 - 1163 ¦ 548 - 533 ¦ ¦ 65 ¦ 1386 - 1353 ¦ 612 - 597 ¦ ¦ 70 ¦ 1610 - 1563 ¦ 708 - 693 ¦ ¦ 75 ¦ 1834 - 1787 ¦ 788 - 773 ¦ ¦ 80 ¦ - ¦ 884 - 869 ¦ ¦ 85 ¦ ¦ не менее 965 ¦ ¦ 90 ¦ ¦ не менее 1061 ¦ ¦ 95 ¦ ¦ не менее 1173 ¦ ¦ 100 ¦ ¦ не менее 1301 ¦ L----------+------------------+------------------
Включение аппаратуры КЛУБ контролируется следующими устройствами и способами: - специальными блокировочными устройствами, автоматически исключающими возможность отправления и следования локомотива с выключенной аппаратурой КЛУБ; - записью включенного положения КЛУБ на ленте механического скоростемера 3СЛ2М (срабатывание электромагнита ЭЭ) или комплекса КПД. Блокировочные устройства, автоматически исключающие возможность отправления и следования, должны быть обязательно включены на всех моторвагонных поездах и локомотивах.
Учебно-методическое пособие По культурологии для студентов-бакалавров аграрных вузов
Орёл 2011
Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО ОрёлГАУ Н.В. Бурко кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» Е.А. Кузьмин
Учебно-методическое пособие по культурологии для студентов-бакалавров аграрных вузов
Авторы: Е.Н. Булгакова, Л.М. Кокина, Н.В. Рожкова.
Учебно-методическое пособие разработано группой преподавателей культурологии с учётом требований ФГОС и модульной системы обучения. Пособие содержит основные элементы методического обеспечения преподавания культурологии в аграрном вузе: курс лекций, систему контрольных заданий разных типов ко всем по всем темам и разделам курса, планы семинарских занятий, структурно-логические схемы, словарь культурологических терминов и т.д. Данное учебно-методическое пособие позволяет полноценно организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов при изучении культурологии.
Содержание.
Предисловие. Курс лекций. Лекция 1. Культурология как наука Лекция 2. Морфология культуры. Лекция 3. Динамика культуры. Лекция 4. Культура как социальное явление. Лекция 5. Культура и личность. Лекция 6. Язык культуры. Лекция 7. Ценности и нормы в культуре. Лекция 8. Культура и природа. Лекция 9. Культура и глобальные проблемы современности. Лекция 10. Типология культур. Лекция 11. Культурогенез. Лекция 12. Западноевропейская культура. Лекция 13. Отечественная культура. Лекция 14. Культурное наследие Орловского края. Планы семинарских занятий. Словарь терминов. Персоналии. Приложения. Литература.
Предисловие. Появление культурологии в вузовских курсах по разным специальностям вполне закономерно: интегративный характер этой учебной дисциплины позволяет решать широкий спектр мировоззренческих, образовательных, методических и социальных задач. Востребованность гуманитарных дисциплин обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе. Преподавание культурологии должно быть личностно и профессионально ориентировано, что усложняет задачу преподавателя на этапе отбора учебного материала. Данное учебно-методическое пособие выстроено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по культурологии и направлено на реализацию компетентностного подхода в обучении. Оно предназначено для студентов различных негуманитарных специальностей. Тексты лекций созданы с учётом содержания новых учебников и учебных пособий по культурологии. Планы семинарских занятий направлены на развитие креативных качеств личности студента, развитие логического мышления и повышение общего уровня культуры обучаемых. Разделы «Литература», «Приложения» и «Персоналии» предоставляют краткую справочную информацию для студентов и преподавателей. Учебно-методическое пособие содержит контрольно-измерительные материалы, позволяющие проводить систематическую проверку знаний студентов на разных этапах обучения. Лекция 1. Культурология как наука. План: 1. Возникновение и становление культурологии как науки. 2. Предмет, методы, задачи культурологии. 3. Структура культурологического знания. 4. Основные понятия культурологии.
1. Культурология прочно вошла в состав гуманитарного знания. Она необходимый элемент всякого серьезного образования, и, прежде всего, университетского. Культурология - это комплексная наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Культурологическое знание носит интеграционный характер. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и лингвистика. Фундаментальность культурологии выражается в синтезе гуманитарного знания. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно (конец XIX-начало XX века). Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Эдуард Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура» (1871) назвал одну из глав «Наука о культуре», дает определение культуры. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В.Оствальд (1853-1932) в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). В 1939 году в статье «Проблемы терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Особая способность человека - символизация - позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых культурологией. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949). «Объяснение культуры может быть только культурологическим», - утверждал он. Разработка ее отдельных аспектов относится к более раннему периоду. Уже в античности можно обнаружить постановку ряда вопросов. Определяя роль культуры в обществе античные философы стремились ответить на вопросы как соотносится в человеке «природа» и «культура», благо или зло для человечества несет это социальное явление. В качестве самостоятельного явления культуру начинают пристально изучать лишь в ХУ111-Х1Х в.в. Первоначально это осуществлялось в рамках философии, истории, этики и было связано с философскими концепциями Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганна Гердера (1744-1803), Иммануила Канта (1724-1804). Уделяя должное внимание вопросам культуры, эти мыслители еще не делали ее непосредственно объектом исследования. Она выступала лишь сопутствующим звеном в осмыслении существования истории и нравственности. Становление культурологии как собственно научной дисциплины начинается со второй половины XIX века и процесс ее развития был преимущественно связан с возникновением этнографии (наука, изучающая особенности быта, культуры, обычаев и нравов народов мира). Определенный вклад в развитие культурологии как науки внесли исследования этнографической школы эволюционистов (Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917, Льюис Морган (1818-1881) и др.). Они считали, что принцип эволюционизма в общественных науках выражается в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Таким образом, общество с его социальными и культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм. В этнографических исследованиях эволюционная теория утвердила мысль о единстве человеческого рода и его культуры. История культуры школой эволюционистов стала пониматься как единый процесс поступательного совершенствования. Однако в своей основе это была «линейная» теория социокультурной эволюции, где развитие общества и культуры рассматривались как процесс, развертывающийся лишь по восходящей линии. Этнография возникла и успешно развивалась в ряде стран - во Франции, Германии, США. Наиболее влиятельными были английская и американская школа. Т.к. изучение культуры народов относилось к сфере знаний о человеке, эта наука здесь именовалась «антропологией», а сложившиеся школы получили соответственно названия «культурная антропология» (США), «социальная антропология» (Англия). Культурная антропология (Ф.Боас (1858-1942) - американский этнограф, антрополог; Л.Уайт (1900 -1975) - американский теоретик культуры, антропологи др.) изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии - принципы сотворения человеком культуры как «второй природы», как «мира человека». Здесь доминировали эмпирические исследования, а в культуре изучаемого народа интерес представляли и его психологические особенности, его история, постижение его духовного мира. Социально-антропологическая школа (Б.Малиновский (1884-1942) – английский социолог, этнограф; Радклифф-Браун (1881-1955) - английский этнограф и социолог) - проявлялась тенденция построения этнографии по типу естественных наук. Психология и история народа не вызывала у них интереса. В понимании человека отправной точкой социальной антропологии являлось изучение созданного им предметного мира. В отечественной науке процесс становления общей теории культуры начинается во второй половине XIX века. Наиболее активно она стала развиваться с 60-х годов XX века в сфере философского знания. Из известных отечественных философов-культурологов можно назвать С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, А.Я.Гуревича, П.С.Гуревича, В.В.Ионова, Л.Е.Кертмана, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева и др. Связь культурологии с другими науками носит двойственный характер: 1) культурология входит в состав любой науки, ведь каждая из них содержит три уровня изучения своего предмета исследования и обобщения полученных знаний: - высшим уровнем считают философиюданной области познания или сферы деятельности – философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека. - низший уровень (первый) познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией. - теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. Здесь можно выделить три уровня обобщений: философский, предметный, социокультурный (данные исследования и обобщения лишь опосредованно связаны с предметом самой деятельности, акцентируют внимание на ее исполнителе, мотивах и организации его участия в процессе). Таким образом, в любой области социального и гуманитарного познания может иметь место культурологический подход («культурология экономики», «культурология политики», «культурология искусства» и т.д. 2) культурология как самостоятельная наука. 2. Предмет изучения культурологии - культура как целостная система. Культура как система имеет структуру, общие закономерности функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурологические процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека - материальной (культура труда и материального производства) и духовной (важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность людей). Основными задачами культурологии являются: наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; исследование развития отдельных культур; разработка теоретической модели культуры исследование общих тенденций единого культурного процесса человечества. исследование качественной специфики локальных и региональных культур, их Цельюкультурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, в совокупности составляющие систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними. Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI в. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей. В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на два вида: - фундаментальные(призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов); - прикладные(разработать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики). В состав культурологии (структура) входят разделы: 1) философия культуры; 2) история культуры; 3) культурная антропология; 4) социология культуры; 5) прикладная культурология; 6) история культурологических учений. В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) с общей физикой. 3. Культура – чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как к общей теории культуры. Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась» от философии так же, как это произошло с другими науками - физикой, химией, биологией, социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры – сфера философских проблем культурологии. К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках. История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки. Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории. В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы, связанные с анализом взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом. Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредоточиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе. Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ. История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории. В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками. Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры. Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других. Собственно культурологические методы: генетический – исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени; компаративный – требуетпроводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур. системный –рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества; структурно-функциональныйметод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. аксиологический или ценностный– это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации) семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем; социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того , как оно выражает ее интересы; деятельностный –понимает культуру как творческую человеческую деятельность; герменевтический –характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов; биосферный– характеризуется глобальным пониманием проблем культуры; просветительский –исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества. субстанциональный- цель раскрыть сущность культуры. диалогический - любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже; психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры; метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты; Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира.
|