КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Возникновение древневосточной философииВы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры. Восток всегда привлекал людей своей таинственностью, неизвестными обрядами и традициями. Индийская и китайская философия одарила человечество богатством идей, религиозно-духовных и социальных дисциплин. В восточной философии существует три главных традиции, одна родом из Китая, другая из Индии, а третья – с ближнего Востока. Восточная философия заложила основы развития самых значимых религиозных направлений. Сейчас наиболее важно изучение культуры и традиций Востока, так как основным направлением развития международной политики становиться отношение между западом и востоком. И чтобы объективно оценивать те или иные события, происходящие в мире, мы должны разбираться в культурных особенностях развития восточного региона.
Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей и различий.
Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. Индийскую философию можно разделить на 5 значительных периодов в соответствии с различными источниками философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху. I. Ведический период (XV – VI вв. до н.э.) Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед – Упанишады (дословно с санскрита – «сидение у ног учителя»), в которых даётся философская трактовка содержания вед. В веды, как правило, включались следующие составные части: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), написанное брахманами (жрецами) и используемое ими при проведении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к ведам («упанишады») Упанишады содержат идеи, во многом определившие всё последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и её перерождении (сансара) согласно закону воздаяния (карма). Ведическая религия политеистична: её пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале I тысячелетия возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестаёт устраивать жителей бурно растущих городов. Изменились состав и характер богов, хотя чёткой иерархии ещё не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остаётся существование мирового духа. II. Эпический этап (VI – II вв. до н.э.)
Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Также в эту эпоху возникают философские школы как развивающие ведическое учение, так и оппозиционные ведам. Философские школы, продолжавшие традиции «Вед»:
Учения, оппозиционные «Ведам»: Джайнизм, религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). По преданию он в 30 лет ушел из дома, вступил на путь аскезы, и в течение 12 лет вел жизнь, полную лишений. Принято считать, что в возрасте 42 лет Махавира достиг просветления, с тех пор он стал известен как Джина (победитель), а его последователи стали называться джинами или джайнами – соратниками победы. После 30 лет подвижничества Махавира ушел из жизни, прибегнув к добровольной и бессрочной голодовке. Это случилось в местечки Пава, которое стало местом джайнского паломничества. К моменту его смерти джайнская община была весьма многочисленная, причем преобладали женщины – монахини. В соответствии с традициями монахов поддерживали спонсоры. Как и буддизм, джайнизм явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы.АХИМСА (санскр. – «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью.Учение об ахимсе является в известном смысле и критерием философской истины: любая философская система, допускающая под любым предлогом нарушение этого первопринципа, есть «учение недостойных». Практические последствия подлинного культа ахимсы в джайнизме выражаются в строжайшем вегетарианстве, которое в идеале предполагает невреждение не только животным, но и растениям, и питание лишь теми плодами, которые сами падают с деревьев. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых). § Буддизм. Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама.
|