КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Упражнения и задачи1. Заповеди «не лги», «не укради» рассмотрите с точки зрения кантовского категорического императива. Какие ещё примеры подобного рода вы можете привести? 2. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». 3. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых - результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает по-вашему мнению, природу человека? III. Тестовый контроль знаний Вариант I 1. В каком из вариантов указаны имена только представителей немецкой классической философии? а) Кант, Фихте, Гегель, Фейербах; б) Бэкон, Декарт, Кант, Маркс; в) Энгельс, Шеллинг, Гольбах, Ницше; г) Спиноза, Фихте, Лейбниц, Гегель 2. Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания: а) априори; б) антиномии; в) категории; г) императивы 3. Постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства: а) интуиция; б) агностицизм; в) трансценденция; г) априори 4. Выберите то, что не относится к априорным формам по И. Канту: а) идеи; б) космос, природа, человек; в) понятия и категории; г) пространство и время 5. «Вещь в себе» у Канта означает: а) закрытую для других личность; б) скрытый смысл вещи; в) закон; г) сущность 6. Выделите понятия, которые относятся к философии И. Канта: а) субстанция и модусы; б) «вещь в себе»; в) интеллектуальная интуиция; г) априорные суждения 7. Среди перечисленных укажите произведение И. Фихте: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 8. Выберите стадию развития идеи, которая не относится к тем стадиям, которые выделил Г. Гегель: а) тезис; б) суждение; в) антитезис; г) синтез 9.Среди перечисленных укажите основное произведение Г. Гегеля: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 10. Соотнесите философа и направление философии, к которому он принадлежит: 1) И. Кант; а) антропологический материализм; 2) Г. Гегель; б) объективный идеализм; 3) Л. Фейербах; в) субъективный идеализм; 4) И. Фихте; г) агностицизм 5) И. Шеллинг Вариант II 1. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины: а) скептицизм; б) агностицизм; в) интуитивизм; г) сенсуализм 2. Взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания: а) агностицизм; б) солипсизм; в) скептицизм; г) гностицизм 3. Философская концепция, усматривающая в понятии человек основную категорию и исходящая из неё в объяснении природы, общества, мышления: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 4. Укажите, какой вопрос И. Кант раскрывает в книге «Критика чистого разума»: а) На что я могу надеяться?; б) Что я могу знать?; в) Что я должен делать?; г) Что такое человек? 5. Среди данных ниже выражений укажите этические принципы философии И. Канта: а) поступай так, как считаешь нужным; б) основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели; в) каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия; г) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом 6. Укажите главные произведения И. Канта: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 7. Соотнесите составляющие части концепции И. Фихте: 1) «Я»; а) субъективный дух человека; 2) «не-я»; б) сознание человеческой личности; 3) «Абсолютное Я» в) окружающая действительность 8. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии: а) Л. Фейербах; б) Г. Гегель; в) И. Кант; г) И. Ньютон 9. Направление, к которому можно отнести философию И. Шеллинга: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 10. Направление, к которому принадлежит философия Л. Фейербаха: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм Вариант III 1. Противоречие двух равносильных суждений или умозаключений: а) антиномия; б) парадокс; в) софизм; г) агностицизм 2. Всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа, истории: а) идеализм; б) диалектика; в) метафизика; г) материализм 3. Соотнесите термины и их значение: 1) агностицизм; а) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; 2) антропологический материализм; б) взгляд, согласно которому ничего нет, вне моего сознания; 3) солипсизм; в) всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа, истории; 4) диалектика г) концепция, усматривающая в понятии человек основную категорию и исходящая из неё в объяснениях природы, общества, мышления 4. Укажите, кто ввёл понятие «категорический императив»: а) Г. Гегель; б) Ф. Шеллинг; в) И. Кант; г) И. Фихте 5. Какое из утверждений принадлежит И. Канту: а) человек может познать лишь «вещи в себе», а «явления» недоступны познанию; б) «вещи в себе» недоступны познанию, а «явления» познаваемы; в) человеческому познанию недоступны ни «явления», ни «вещи в себе»; г) нет границ человеческому познанию 6. Соотнесите кантовские категории: 1) категории количества; а) единство; 2) категории качества; б) реальность; 3) категории модальности; в) причина и следствие; 4) категории отношения г) возможность и невозможность; д) необходимость и случайность; е) множество; ж) отрицание 7. Направление, к которому можно отнести философию И. Фихте: а) объективный идеализм; б) антропологический материализм; в) субъективный идеализм; г) агностицизм 8. Исходный пункт философии Г. Гегеля: а) Абсолютная идея; б) материя; в) «вещь в себе»; г) сознание субъекта 9. Укажите основное произведение И. Шеллинга: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» 10. Укажите основное произведение Л. Фейербаха: а) «Критика чистого разума; б) «Наукоучение»; в) «Феноменология духа»; г) «Критика практического разума»; д) «Наука логики»; е) «Система трансцендентального идеализма»; ж) «Сущность христианства» Вариант IV 1. Знание, предшествующее опыту и независимое от него: а) апостериори; б) антиномия; в) индукция; г) априори 2. То, что находится за границами познания и сознания: а) априори; б) трансцендентное; в) интуиция; г) апостериори 3. Соотнесите термины и их определения: 1) антиномия; а) наиболее общие и фундаментальные понятии, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания; 2) априори; б) знание, предшествующее опыту и независимое от него; 3) категория; в) противоречие двух равносильных суждений или умозаключений; 4) трансцендентность г) постижение истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства; 5) интуиция; д) то, что находится за границами познания и сознания; 4. Родоначальник немецкой классической философии: а) И. Кант; б) Ф. Шеллинг; в) Л. Фейербах; г) К. Маркс
|