Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема 19. Глобальные проблемы современности




 
 


Вы будете изучать:

  • исторически изменяющиеся отношения общества и природы;
  • глобальные проблемы современности;
  • философские концепции современного общества и его будущего

Цели темы:

  • познакомить с философскими представлениями о взаимоотношении общества и природы;
  • представить смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов;
  • проследить постоянное изменение взглядов философов на будущее развитие общества;
  • научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития;
  • развить способность самостоятельного анализа современных социальных проблем

После изучения темы вы сможете:

§ понимать, какие философские системы стоят за разнообразными сценариями будущего развития человечества;

§ разбираться во взаимосвязи философии и глобалистики и футурологии;

§ знать факты и понимать причины глобальных проблем;

§ ориентироваться во множестве современных сценариев будущего

 

В философском плане природа прежде всего соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество же предстаёт как обособившаяся часть природы, являющаяся условием и продуктом человеческой деятельности. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она выступала в качестве естественной основы его существования и развития. Человек природен в силу биологической основы своего существования, в то же время он надприроден, так как вырабатывает сложные формы социальной жизни. Между человеком и природой происходит своеобразный «обмен веществ», который является необходимым условием существования человека и общества, поэтому природные факторы в развитии общества необходимо обязательно принимать во внимание. Природа всегда была объектом внимания философов и предметом философского осмысления. Такие вечные философские, как взаимодействие природных и духовных начал в развитии человека и общества, отношения природы и культуры, волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Характер взаимодействия общества и природы меняется на разных этапах исторического развития.

Итак, природа – совокупность естественных условий существования человека и общества.

Формы отношения человека к природе были разнообразны. В античной философии космос понимался как неразделённость природы и человека, а сама философия была космоцентричной. Средневековая христианская философия понимала природу как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. В Новое время природа впервые предстала в качестве объекта научного анализа. Природа стала приниматься как объект приложения практических усилий человека на основе законов, которые открывают естественные науки.

В 1868 г. французский учёный Э. Реклю ввёл понятие «биосфера» для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и растений. В XX в., когда деятельность человека приобрела небывалый ранее размах, была создана концепция «ноосферы», сферы разума, преобразующей планету. Русский учёный В. И. Вернадский и французский философ Т. де Шарден пришли к выводу о том, что взаимодействие человека и природы достигло нового качественного уровня. В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней занятой живым веществом оболочки планеты – биосферы в новое геологическое состояние – ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям.

Итак, ноосфера (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Коэволюция – совместное взаимосогласованное развитие человека и природы

Первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации появились уже в конце XIX в. А в XX веке человечеству пришлось отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития производства. Было осознано, что планета и её живая оболочка – это единая система.

В современную эпоху взаимодействие общества и природы приобретает принципиально новый характер. Природа всё больше включается в деятельность человека и в то же время требует защиты от некомпетентного вмешательства в её процессы. Главная цель концепции ноосферы - определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между природой и обществом.

Часть природы, включённая в непосредственную деятельность человека, называется природной или естественной средой. К естественной среде относятся: земной ландшафт, океаны и моря, горы и равнины, поля и леса, реки и озёра. Всё это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Естественная среда кроме географической среды включает все прирдные условия жизни людей и развития общества (космос, атмосферу, недра земли). Для развития общества имеет значение как неживая, так и живая природа (биосфера).

Размышляя о значении природы для общества, некоторые философы приходили к выводу, что ей принадлежит решающая роль в его развитии. Подобная позиция получила название географического детерминизма.

Географический детерминизм – представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества.

Географический детерминизм сформировался в XVIII в. Его представителями были французские просветители и историки ( например, Ш. Монтескье, А. Тюрго), утверждавшие, что именно природа выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Именно природа определяет как хозяйственную деятельность, так и формы государственного правления, психический склад народа, его обычаи и нравы.

Для XVIII века географический детерминизм был передовым учением, видевшим земное, а не божественное происхождение общественных порядков, но в XIX и XX вв. стало понятно, что эта теория предлагала упрощённый подход к пониманию общественного развития.

Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый, исторически изменчивый характер, зависят от типа культуры. Современная типология культуры различает восточный и западный типы культуры как традиционный и инновационный. В традиционных обществах человек приспосабливался к природе, подчинялся её законам и ритмам, поскольку люди занимались преимущественно аграрным хозяйством. Традиционные общества, не знавшие машинного производства и научно-технического прогресса, не нарушали природного равновесия глобально. Они могли столкнуться с экологическими кризисами, но лишь в локальных масштабах. Таки случаи, связанные с неправильной обработкой земли или ирригацией, можно найти в истории культуры. Но в целом в традиционных обществах существовало экологической равновесие, отношения с природой были гармоничными. Человек не противопоставлял себя природе, он был гармоничен и соразмерен ей. В мифологии это отражалось в персонификации природы: то есть существовало представление, что за каждым явлением природы стоит то или иное божество. Невозможно было искать некие закономерности в волеизъявлениях различных одухотворённых сущностей. В мифологическом сознании отношения человека и природы представали как субъект-субъектные (одним субъектом является сам человек, а другим дух, олицетворяющий то или иное природное явление). Современные философы и культурологи считают, что именно такое понимание отношений человека и природы не давало возможности развиваться чисто научному подходу. Наука исходит из рассмотрения природы как объекта. Только в этом случае можно говорить об объективных законах, управляющих развитием мира. Для того чтобы относиться к природе как к объекту, следовало исключить из неё всевозможные мифологические существа. Единственной цивилизацией, исключившей Бога из природы, была иудейско-христианская цивилизация. Бог создаёт природу, но потом уже не существует в ней, его в природе нет. Именно такое понимание природы позволяет появиться науке как особой форме рационального знания. Однако научно-технический прогресс, реализовавшийся как особый путь развития в западной культуре, привёл к нарушению баланса во взаимодействии общества и природы.

За свою историю человечество многое сделало для того, чтобы вырваться от природных условий его бытия. История человеческой цивилизации, и особенно её современный этап, показывает, что движение по пути социального прогресса идёт совсем непросто, что на этом пути человечество столкнулось с серьёзнейшими проблемами комплексного характера, которые, если их не решить в достаточно короткие сроки, могут привести к необратимым последствиям.

В этой тревожной ситуации очень важно осознать, что единственно верной социальной и жизненной стратегией может быть стратегия, направленная на сохранение нашей планеты, её атмосферы и околоземного космического пространства, на воспитание на всех континентах, во всех уголках Земли человека, смыслом жизни которого было бы созидание и только созидание. Для осознания этого очень важно разобраться в тенденциях современного развития человечества, выявить наиболее важные, и самые животрепещущие проблемы планетарного характера.

Современный этап развития земной цивилизации кратко можно охарактеризовать как нестабильный, неравномерный, противоречивый процесс. Ему присущи следующие наиболее важные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

2. Неравновесность и неустойчивость сложившейся системы межгосударственных отношений, что проявляется в противоборстве двух противоположных тенденций, одна из которых выражает стремление к однополярному, а вторая к многополярному миру. Кроме того, неустойчивость сложившегося миропорядка обуславливается и различного рода региональными или локальными конфликтами, финансовыми или экономическими кризисами, грозящими перейти во всеобщий кризис.

3. Резкое ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития, связанных, прежде всего с внедрением новых информационных технологий.

4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

5. Обострение противоречий интересов человечества с региональными интересами индустриально развитых стран и стран «развивающихся», возможностей биосферы Земли и растущих потребностей её жителей и др.

Глобальные проблемы привлекли внимание учёных в 60-70 е гг. XX в., когда был создан Римский клуб – неформальная организация учёных, впервые применивших метод математического моделирования к исследованию социально-экологических процессов. Доклады Римскому клубу, представлявшие собой разнообразные сценарии мирового развития, положили начало футурологии и глобалистике. Футурология (от лат. futurum — будущее и греч. логос — слово, учение), в широком значении — общая концепция будущего Земли и человечества, в узком — область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики. Глобалистика (франц. global — всеобщий, от лат. globus — шар) – научное направление, возникшее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем.

Президентом Римского клуба стал крупный итальянский бизнесмен и выдающийся гуманист Аурелио Печчеи, который решил построить прогностические модели на основе использования лучших ЭВМ того времени. В 1968 г. он собрал авторитетных исследователей, назвал это собрание Римским клубом и обратился к спонсорам с просьбой профинансировать исследования. Программу исследования разработал в книге «Мировая динамика» американский экономист Дж. Форрестер,считающийся основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа. Именно его заслугой является попытка использовать математические методы и ЭВМ для создания варианта модели экономического развития общества с учётом двух важнейших факторов - численности населения и загрязнения среды. Первый доклад Римскому клубу носил название «Пределы роста». Была построена динамичная модель мира, куда в качестве исходных данных включили население, капиталовложения, земное пространство, использование природных ресурсов и загрязнения. Прогноз стал своего рода шоком: если сохранятся существующие на конец 60-х гг. тенденции и темпы развития экономики и роста народонаселения, те человечество неминуемо придёт к глобальной экологической катастрофе уже в конце XXI в. Тщательный, многократно проверенный расчёт на ЭВМ показал, что если продолжить в будущем наблюдаемые тенденции по всем показателям, то на протяжении уже первой половины XXI в. минеральные ресурсы, начиная с нефти, газа, угля, будут иссякать, загрязнение окружающей среды станет необратимым, начнётся упадок промышленного и сельскохозяйственного производства. Проступали контуры близкого конца света и гибели человечества. Так появилась глобалистика как новое направление, охватывающее глобальные проблемы современности.

Следующая модель М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество у поворотного пункта» была более конкретна. Авторы попытались посмотреть на мир как на систему отличающихся друг от друга, но взаимодействующих регионов. Отвергая неизбежность единой глобальной экологической катастрофы, будущее человечества они увидели в разнообразных и длительных кризисах, таких как энергетический, сырьевой, продовольственный, демографический и, конечно, экологический. Модели становились всё более конкретными. Методологические принципы, техника и методика глобального прогнозирования усложнились. Авторы разделили мир на десять крупных регионов – пять развитых и пять развивающихся – и сделали вывод о том, что в обозримом будущем самых ближайших десятилетий катастрофа вначале произойдёт в развивающихся регионах, а затем уже и в развитых странах. В третьем докладе Римскому клубу «Пересмотр международного порядка» (1976) перечислялись все основные глобальные проблемы и были высказаны рекомендации по стабилизации положения. Четвёртый доклад был выполнен под руководством Эрвина Ласло и назывался «Цели человечества» (1977). Рекомендации заключались в том, что необходимо свести к нулю рост народонаселения и производства. Вывод виделся в нулевом промышленном и демографическом росте, что было признано нереальным, поскольку ни одна страна не была подготовлена к таким действиям.

Учёные Римского клуба сформулировали понятие «пределы роста» - ограничения в развитии современной цивилизации, которые обусловлены возможностями природы. Уровень жизни развитых стран оказался недостижим для развивающихся вследствие экологических ограничений. Пути выхода виделись в следующих мерах: создание всемирного правительства, решения которого были бы обязательными для выполнения, а главное, изменение менталитета, отказ от идеологии потребительства, формирование новых ценностей и стандартов.

Глобальные проблемы современности условно можно разделить на три группы:

 

       
   
 
 


Среди всего многообразия интерсоциальных проблем наиболее значимой является проблема войны и мира. История человечества, во многом, представляет собой историю войн и завоеваний. Походы Александра Македонского и Крестовые походы, ордынское нашествие и нашествие гуннов, гражданские войны в Америке, Англии, Франции, России и др. странах, войны XVIII и XIX в. в Европе, первая и вторая мировые войны двадцатого столетия – вот далеко не полный перечень кровавых деяний в истории человечества, унёсших многие миллионы жизней.

Однако только в конце XX века впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте его жизни и смерти. Это связано с тем, что сегодня уже многие страны получили доступ к химическому или бактериологическому оружию, человечество овладело ядерным оружием, способным уничтожить не только всё живое на Земле, но и саму нашу планету. Атомная бомба, сброшенная США на Хиросиму, унесла 240 тысяч человеческих жизней. Мощность же современного оружия в десятки и сотни раз больше.

Угроза развязывания ядерной войны остаётся до сих пор реальной, хотя любому здравомыслящему человеку совершенно ясно, что такая война бессмысленна, ибо в неё не будет ни побеждённых, ни победителей.

Опасность ядерной войны сегодня возрастает и в связи с тем, что своеобразный «ядерный клуб» имеет тенденцию к расширению. Несмотря на соглашение о нераспространении ядерного оружия, его уже имеют Пакистан и Индия, на пороге его создания стоят ЮАР, Северная Корея, Израиль и некоторые другие страны.

Угроза мировой ядерной войны кроется сегодня не только в глубоких противоречиях между странами с разными политическими и экономическими интересами, которые обладают новой военной техникой и технологией. Серьёзной проблемой являются также региональные конфликты, истоки которых в бедственном положении многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Такая же ситуация характерна и для некоторых стран бывшего Советского Союза, где периодически возникают кризисные явления, в течение длительного времени сохраняется напряжённость в обществе. Эти кризисы и конфликты создают благодатную почву для международного терроризма, национального и религиозного экстремизма, подрывающих стабильность развития социума.

В последнее время опасность возникновения глобальной войны возрастает в силу того, что усиливается зависимость человека от качества автоматизированных систем управления. Ещё в 1985 году академик Б. Раушенбах предупреждал, что после того, как будут созданы эти сложнейшие системы, судьба человечества окажется в руках автоматов, а не людей. А автоматы могут ошибаться. Чем больше таких систем, тем больше вероятность сбоя. Это означает, что «увеличивается вероятность случайного возникновения войны, которая при всех её прогнозирующих вариантах может завершиться гибелью человеческой цивилизации».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что угрозу мировой ядерной войны можно устранить лишь тогда, когда все страны не только осознают саму её опасность, но и проявят волю и решимость к устранению её первопричин, когда все противоречия (экономические, расовые, национальные, религиозные, межэтнические, социальные и другие) будут решаться только мирным путём – путём переговоров, взаимных уступок и компромиссов. Особенно важно интенсифицировать процесс поэтапного уничтожения материальных средств ведения войны и, в первую очередь, оружия массового уничтожения. Только тогда война как продолжение политики насильственными средствами потеряет почву для своего существования.

Важнейшими глобальными проблемами системы «природа – общество» являются экологические проблемы, непосредственной причиной возникновения которых являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами на основе потребительского природопользования. Не случайно академик Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы – новой, высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.

Негативным фактором, оказывающим массированное воздействие на биосферу, является промышленное производство: теплоэлектростанции, предприятия чёрной и цветной металлургии, химические и цементные заводы и т.д. В настоящее время все промышленные предприятия нашей планеты выбрасывают ежегодно в её атмосферу более 1250 млн. тонн оксида углерода, десятки миллионов тонн серного ангидрида, до 20 млн. тонн окислов азота, и многие миллионы тонн соединений фтора, хлора и серы. Всё это в своей совокупности способствует повышению температуры на планете, загрязнению атмосферы и природных вод, разрушению озонового слоя, «парниковому эффекту», кислотным дождям и к другим губительным для природы и человека последствиям.

Ощутимый вред наносит природе и земледелие. Объём почвы, ежегодно перемещаемый человеком в процессе сельскохозяйственных работ, составляет более 3 тыс. куб. км., а за трёхлетний их период человечество уничтожает сантиметровый слой чернозёма, накапливаемый природой в течение 300 лет.

Расчёты учёных Римского клуба, показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалёком будущем поглотить её полностью. А так как человек является биологическим видом, то, как и любой биологический вид, он может существовать только в определённых, благоприятных для его жизни условиях. Причём эти условия могут измениться не в отдалённом, неопределённом будущем, а уже в середине XXI века.

 

 
 


Осознание того, что извлечение из природных ресурсов краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочным интересам развивающегося человечества чреват для него тяжелейшими последствиями, привело к возникновению общественного движения «зелёных», к созданию во многих странах Европы государственных органов по охране окружающей среды.

Сегодня экологическим проблемам уделяют большое внимание во всём мире. Эти проблемы обсуждаются на уровне ООН, предпринимаются шаги, направленные на решение проблем озоновых «дыр», изменения климата, истощения запасов мирового океана.

Какие же предлагаются пути выхода из создавшейся ситуации?

Во-первых, это разработка и внедрение современных технологий, позволяющих значительно уменьшить ущерб, наносимый промышленным производством окружающей природе. Такие технологии предусматривают организацию производства по замкнутому циклу, которое бы включало максимальное использование на каких-то этапах отходов первичного производства (так называемые безотходные технологии). Это особенно важно в металлургическом и химическом производстве.

Во-вторых, перевод всех тепловых электростанций, работающих в настоящее время на твёрдом (уголь) или жидком (мазут) топливе, на газовое топливо. Постепенное сокращение таких электростанций и введение в строй электростанций, использующих альтернативные источники энергии: энергию солнца, приливов, ветра, геотермальных источников и т.п.

В-третьих, повышение эффективности и безопасности городских и промышленных очистных сооружений.

В-четвёртых, перевод всех промышленных и бытовых холодильных установок, которые используют фреон, на системы иного типа. Отказ от использования фреона во всех видах аэрозольных распылителей (дезодоранта, лаки, краски и т.п.).

Однако, одно только изменение производственных технологий, ориентированных на рациональное природопользование, не может коренным образом повлиять на общую экологическую ситуацию. Необходима серьёзная и целенаправленная работа всех государств мира, всего сообщества в целом по формированию у каждого человека экологической культуры, что предусматривает не только широкое разъяснение последствий загрязнения среды обитания человека и экологический подход к организации всей экономики, но и формирование экологического сознания.

Среди проблем системы «человек – общество», наиболее важной считается проблема народонаселения, решение которой зависит от особенностей культуры, сложившихся традиций, а также качества жизни в разных странах.

Проблема народонаселения нередко трактуется слишком упрощённо. Известные факты высоких темпов роста населения Земли, а, следовательно, и темпов роста потребления продуктов питания, сопоставляются с темпами роста производства этих продуктов, которые значительно уступают первым. Из такого несоответствия делается вывод, что в перспективе производство продуктов питания будет отставать от их потребления, продуктов просто не будет хватать для того, чтобы обеспечить нормальную физическую жизнь людей. Но, демографы отмечают, что в мире постепенно происходит переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью и пониженной смертностью (что и явилось причиной «демографического взрыва» во второй половине XX в.) к воспроизводству с пониженной смертностью и невысокой рождаемостью. Это должно привести к стабилизации численности населения в XXII веке на уровне 11 – 13 млрд. человек.

Такие прогнозы дают основания для вывода, что естественное движение населения в целом обладает способностью к саморегуляции, и что демографической катастрофы, вызванной перенаселённостью нашей планеты бояться не следует.

Не следует бояться и глобальной нехватки продовольственных ресурсов. Расчёты, проведённые по инициативе ООН, показывают, что распространение достигнутого уровня сельскохозяйственного производства ведущими странами мира на все государства сегодня позволило бы удовлетворить потребности в пище 10 млрд. человек. А профессор Ревел (США) утверждает, что только повсеместное внедрение современных средств и методов агротехники даст возможность производить продовольствия, достаточного для 100 млрд. человек. И сегодня продовольствия, которое производиться в мире, достаточно, чтобы прокормить всё население нашей планеты.

Вместе с тем, не следует обольщаться. Проблема народонаселения и продовольственная проблема реально существуют, и их нельзя сбрасывать со счёта. Для более глубокого понимания сути этих проблем, а также поиска наиболее оптимальных путей их решения, необходимо учитывать не только статистику роста народонаселения и потребления ресурсов, но и тот факт, что они связаны с социально-экономическими факторами.

В экономически развитых странах темпы роста народонаселения сокращаются, его прирост осуществляется в последние годы лишь за счёт снижения смертности и роста продолжительности жизни. По сути дела, падение рождаемости в этих странах до уровня значительно ниже того, который обеспечивает простое воспроизводство (простую смену поколений) людей, привёл их к демографическому кризису (по данным демографов лишь иммиграция спасёт Германию, Данию, Швецию и Австрию от депопуляции).

Тревожной остаётся и демографическая ситуация в Росси. По данным Госкомстата на 1997 год превышение смертности над рождаемостью в нашей стране составляло 207 тыс. человек, в 1993 – 737 тыс., в 1994 – около 870 тыс., за 1995 – 1996 гг. – в общей сложности более 1650 тыс. человек. Если эта тенденция сохранится, то население нашей страны уже к 2010 уменьшится до 120 млн. человек, что отрицательным образом скажется на экономике страны в целом.

Неравномерность в темпах роста народонаселения требует различных подходов к регулированию этого процесса. В развитых странах, где снижается рождаемость, возникает проблема его роста, который пытаются обеспечить за счёт перераспределения Национального дохода в пользу малоимущих, сокращения безработицы, увеличения иммиграционных потоков, расширения помощи на содержание детей, а также бесплатного здравоохранения и образования и т.д. В развивающихся странах, испытывающих серьёзные экономические трудности, регулирование рождаемости направлено на его сокращение. Это – «планирование семьи» в Индии, осуществляемое методами пропаганды и просвещения; это и административный запрет в Китае иметь в семье более одного ребёнка и др. В России падение рождаемости, связанное во многом с ухудшение материальных условий, вызванным неудачным проведением реформ, можно предотвратить, восстановив и интенсифицировав экономику и подняв уровень благосостояния людей.

Трудности, с которыми столкнулось в настоящее время человечество, не могут быть легко и просто преодолены технологическими средствами. Ситуация остаётся одной и той же, чего бы мы не коснулись, будь то рост народонаселения, урбанизация, уничтожение лесов, нехватка продуктов, загрязнение окружающей среды. Человечеству следует не только искать новые пути и способы, которые бы привели природу в согласие с нами, но искать пути изменения наших стимулов и ценностей. Проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, по мнению А. Печчеи, является по сути своей проблемой главным образом культурной, поскольку возникает колоссальный разрыв между материальными возможностями человека и его культурой. Имеется множество альтернатив, новых образов жизни, производства и потребления.

Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической. Основные условия перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, глобального демографического баланса, восстановление экологии планеты, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей. Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полностью демилитаризованная и подлинно человеческая.

В Интернете помещены интереснейшие данные о «глобальной деревне»:

«Если сократить всё человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни:

57 азиатов;

21 европеец;

14 американцев (северных и южных);

8 африканцев;

52 будут женщинами;

48 мужчинами;

70 не белыми;

30 белыми;

89 гетеросексуалами;

11 гомосексуалистами;

6 человек будут владеть 59% всего мирового богатства и все будут из США;

у 80 не будет достаточных жилищных условий;

70 будут неграмотными;

50 будут недоедать;

1 умрёт;

2 родятся;

у 1 будет компьютер;

1 будет иметь высшее образование.

Если сегодня с утра вы проснулись здоровым, то вы счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели.

Если вы никогда не переживали войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, вы счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире.

Если в вашем холодильнике есть еда, вы одеты, у вас есть крыша над головой и постель, вы богаче, чем 75% людей в этом мире».

Обобщая вышесказанное можно привести следующие меры по решению глобальных проблем:

Духовный кризис Возрождение духовной культуры в её светском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формирование нового одухотворённого мировоззрения
Угроза мировой войны с применением оружия массового поражения Ограничение производства и распространения оружия массового поражения. Постепенное сокращение арсеналов, запрещение производства, хранения и использования оружия массового поражения
Истощение природных ресурсов Ограничение потребления ресурсов, разработка и использование ресурсосберегающих технологий, освоение новых источников энергии, восстановление запасов биосферы, разработка технологий получения новых материалов, освоение природных ресурсов космоса.
Неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов Политическая и экономическая интеграция государств, помощь развитых стран странам третьего мира, сбалансированное культурное и социально-экономическое развитие в различных регионах планеты
Массовые заболевания Научные исследования причин массовых заболеваний, разработка новых лекарственных средств и технологий лечения, создание глобальной системы профилактики массовых заболеваний, популяризация здорового образа жизни
Рост терроризма Выработка единых правовых стандартов для всех государств, повышение роли ООН в урегулировании локальных конфликтов, более тесное сотрудничество правоохранительных систем различных государств, устранение культурных, экономических и политических причин терроризма, расширение межкультурного диалога, политическая и социально-экономическая интеграция государств в единое планетарное общество
Углубление экологического кризиса Развитие экологически ориентированного мировоззрения, разработка и внедрение безотходных экологичных технологий, строительство очистных сооружений, переход на экологически безопасные источники энергии, сокращение выбросов фреона, угарного и углекислого газов в атмосферу, восстановление биосферы планеты, запрещение проведения строительных и иных мероприятий, способных негативно повлиять на биогеоценозы, без экологической экспертизы, ужесточение правовой ответственности за неэкологичное природопользование, вынесение экологически опасного производства в космос за пределы биосферы и атмосферы планеты.
Демографическая проблема Регулирование прироста населения в регионах демографического «взрыва», стимулирование рождаемости в «стареющих» странах, политическая и социально-экономическая интеграция государств в единое планетарное сообщество, обеспечение интенсивного развития социально-экономической инфраструктуры в перенаселённых районах, равномерное распределение населения по территории планеты
Глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты Сокращение выбросов фреона и углекислого газа в атмосферу, запрещение испытаний ядерного оружия на Земле, перемещение населения из неблагоприятных, потенциально опасных климатических зон

 

В свете необходимости разрешения глобальных проблем, стоящих перед человеком, очень большая роль отводится такой функции философии как прогностическая. Исследованиями будущего занимались такие философы, как Жан Фурастье, «Великая надежда XX века» (1949), Э. Тоффлер «Футурошок» (1970), Збигнев Бжезинский «Между двумя веками», Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты