Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК




Язык создается и используется людьми не произ­вольно, а в соответствии с их целенаправленной дея­тельностью, практикой. При этом человека интересу­ет не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объек­та для человека. Человек вольно или невольно реали­зует ценностное отношение к миру. Это обстоятельст­во довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом характере интерпретации. В этой связи за последние 3—4 десятка лет в философии язы­ка резко возросло внимание к ценно­стным установкам личности, которые содержатся в высказываниях типа:

знает верит

А помнит, что р

надеется хочет

Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал строки В. Мая­ковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Но как по­нять выражение «я знаю» (анализу которого филосо­фы-аналитики посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверждая «я знаю»? Вроде бы в его строках есть даже доказательство: в стране советской живут замечательные люди, следовательно, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает уче­ный, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказательство, ибо суждения поэта невозможно под­твердить и опровергнуть фактами. То, что Москва — самый большой город России, можно подтвердить фактами; знания Маяковского — это его личная цен­ностная установка, она принадлежит ему (согласно его суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному, доступными реальными фактами. «Я знаю» означает у Маяковского «Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы страна советская процвета­ла».

Итак, очень часто предложение является выраже­нием ценностной установки личности, оно обладает особым прагматическим смыслом. Прагматика — это такая философия языка, которая изучает содер­жащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных устано­вок можно назвать одним словом — прагматика.

С ценностными установками, своими и других лю­дей, человек имеет дело на каждом шагу, всегда, ког­да в поле его действия попадают ценности. В этой свя­зи в философии языка предстоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно сказать о ценнос­тях, какая логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматиче­ский, ценностный смысл, как на основе анализа пред­ложений с прагматическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.

Таким образом, в философии языка наиболее зна­чимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), филосо­фия языка как ценностных установок личности.

Обзор: современное философское понимание языка

Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках четырех ведущих современных философских направлений: феноменологии, аналитизма, герменев­тики и постмодернизма.

Феноменологи на первое место ставят анализ ра­боты сознания. Язык оказывается знаковым выраже­нием работы сознания. Важно, чтобы высказывания бы­ли полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов.

Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в язы­ке. Неразумно поэтому ставить вопрос о том, что имен­но выражает язык и достаточно ли полно. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в язы­ке. Философия — это не что иное, как философия языка. Особенности современного аналитического язы­ка отчетливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна, который отлично понимал, что так как значение слова есть его употребление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо довести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление являет­ся его идеалом.

Герменевтики также занимают своеобразную по­зицию. Подобно философам античности они сопостав­ляют сущность предметов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевтики понимают язык как само бытие сущности. «Язык — это универсаль­ная среда, в которой осуществляется само понимание»,— подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика край­не важно единство внутри следующей триады: сущность мира — язык — переживание. Аналитик же рассуж­дает в другой манере: язык — его анализ — мир фак­тов (никаких сущностей).

Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст на­учными способами, то постмодернисты отдают при­оритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать краси­вые чувства — от удовольствия и наслаждения до бо­ли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универсальная среда чувственности чело­века. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее.

Как видим, в современной философии языку при­дают самостоятельное значение. Язык есть символ на­шей жизни и сама наша жизнь.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты