КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение государства. Теории происхождения государства
И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле оличетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви. Теологичеекая теория утвердилась и в юридической науке мно‑гих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно исламским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, что приверженцы такой версии происхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла и поэтому должны просто верить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство. Родоначальником патриархальной теории возникновения государства является греческий философ Аристотель. В XVII в. основные положения этой теории развивал в своих трудах англичанин Филь‑мер, а в конце XIX в. схожие идеи высказывал русский социолог и общественный деятель Н. К. Михайловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род — в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчиняться как отеческой. Патриархальная теория отражала одну из особенностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако и она имеет ряд существенных недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя, а не наоборот. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизвод‑ство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные зада‑чи (обеспечивать безопасность населения сглажи" вать возникающие в обществе конфликты и др ) Авторами договорной теории происхождения го сударства принято считать голландского филосо фа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.‑Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разделял А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор‑сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сторон другая имела право на ответные действия: монарх — на наказание виновного, а народ — на восстание против деспота. Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфически‑ми интересами могли договориться в условиях отсут‑ствия государственно‑властных структур. К тому же, не имея опыта государственно‑правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. Однако теория общественного договора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом. Теория насилия утверждает, что государство —это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутскнй и австрийский ученый Л. Гумплович утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покоренными. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим (государства лангобардов, вестготов и т. д.). Но так процесс складывания государства происходил далеко не во всех регионах мира. К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевание одного народа другим зачастую происходило в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г. Тард и русский юрист Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других — подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Однако современная психология исходит из того, что человеческая психика не первична по отношению к социально‑политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней. Суть ирригационной теории происхождения государства, которую сформулировал немецкий ученый К. Витфогель, состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созда‑нию оросительных каналов и ирригационных сооружений (Междуречье, Египет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только государство. Теория Витфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения. Основоположником расовой теории можно считать французского ученого Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Однако современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны. Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спенсера, общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п. Создателями классовой теории происхождения государства, долгое время господствовавшей в отечественной исторической и юридической науках, являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя труд других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы: 1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим; 2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало обособленное от общества и обладавшее мощной силой государство. Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол общества на классы был ведущим государственно‑образующим фактором лишь в Европе. Самые же первые государства возникли на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых ро‑доплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке были: 1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия; 2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших территориях; 3) необходимость централизованного руководства этими массами. Ученые отмечают и особенности возникновения государства у древнегерманских племен. Процесс появления государства здесь был ускорен завоеванием значительных территорий Римской империи, которое со всей очевидностью показало неспособность радоплеменного строя обеспечить господство на большой территории н необходимость создания государственных административно‑территориальных структур. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси, Ирландии и некоторых других странах Европы. Типичным считается путь возникновения государства на Древнем Востоке. Появление же феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление. В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства — экономическая. Ее сторонники полагают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930‑е гг. известный английский археолог Г. Чайлд предложил назвать этот переход неолитической революцией (от «неолит» — новый каменный век). При этом он имел в виду качественные изменения в экономике, подобные промышленной революции XVIII—XIX вв. Причиной неолитической революции были экологические кризисные явления (поэтому данную теорию еще называют «кризисной»), наблюдавшиеся на рубеже XII—X тыс. до н. э., которые поставили под угрозу само существование человека прежде всего из‑за вымирания многих видов животных, бывших основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудовой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству привел к устойчивости обеспечения человеческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы их существования оседлость, производство, обмен. Усложнилась организация первобытного общества: из представителей богатых и знатных семей сформи‑ровался особый слой людей, основным занятием ко‑торых стало управление. Эти люди составили специ‑альный аппарат, который для решения важнейших задач в необходимых случаях стал использовать принуждение. Власть приобрела политический характер и начала передаваться по наследству либо покупаться за деньги. Родоплеменную организацию общества сменило государство. Несмотря на различие в объяснении причин возникновения государства, и марксистская, и экономическая концепции сходятся в том, что государственная власть вырастает из власти родоплеменного строя в исторический период, когда отношения общественного производства и воспроизводства человека начинают нуждаться в определенном упорядочении, а уровень экономического развития позволяет обществу содержать специальный аппарат людей, осуществляющих данную функцию. Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток — ограниченность. Каждая из рассмотренных концепции представляет собой субъективный взгляд ее авторов на объективный процесс развития общества, выделяя в качестве причины возникновения государства . какой‑то один фактор. Современные же подходы к этой проблеме основываются на том, что весьма трудно, если вообще возможно, выделить фактор, определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов. В современной науке существует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяют экономические (неолитическая рево‑ия производство прибавочного продукта), эколо‑гические (необходимость ирригационного земледелия) демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры), психологические (образ жизни различных наций) и внешние (угрозы обществу, исходящие извне, а также опыт развития других стран) факторы.
|