Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Учебные задания




Читайте также:
  1. III. Для обеспечения проверки исходного уровня знаний-умений решите 2 задания.
  2. III. Для обеспечения проверки исходного уровня знаний-умений решите 2 задания.
  3. III. Для обеспечения проверки исходного уровня знаний-умений решите 2 задания.
  4. VII. Выполнение задания на развитие внимания, смекалки.
  5. В зависимости от разрешения используются различные задания генератора наложения.
  6. ВВЕДЕНИЕ В КИНЕМАТИКУ. ВЕКТОРНЫЙ СПОСОБ ЗАДАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТОЧКИ.
  7. ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
  8. ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
  9. ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную
  10. ВНИМАНИЕ! Все задания выполняются в рукописном виде. ВСЕ ТАБЛИЦЫ заполняются вручную

Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельности социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культурную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, занятых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этических взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «педагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - педагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», «педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)»; 2) у журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», «журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть».

 


Раздел V.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

1. Технологические основы социально-культурной деятельности

 

Введение в технологический комплекс

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

Российской педагогической науке издавна свойственно пристрастие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явления, его связей в социально-психологическом и социально-культурном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности технологическим решениям, направленным на непосредственное практическое воплощение научно-теоретических идей.

Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.



Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Это относится и к мировой педагогике. Начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.



Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях современного рынка. Производство того или иного культурного продукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образования, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействие. Культурное - подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности.

Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимодействия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.

Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обря-дово-ритуальные формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д.

Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания и воспроизводства множества прогрессивных социальных, педагогических, анимационных, досуговых и других технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка и реализация технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими особенностями.

Известно, например, каким сложным был процесс разработки и внедрения маркетинговых технологий в практику культурно-досуговых учреждений. Конкретным результатом реализации этих технологий стало создание разнообразных коммерческих по своему статусу центров и организаций в области шоу- и артбиз-неса, книгоиздания и книготорговли, видеопроката, туризма, рекламы, игорного бизнеса и т.д., территориальных фондов культуры и искусства на уровне различных субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик, а также городов и районов.

Структура и функции социально-культурных технологий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы1.

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; 2). прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении досуговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и др.

В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными.

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и независима от политических, экономических или социальных условий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении текущих задач, поскольку они подвергаются постоянному воздействию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

В качестве разработчиков, носителей и пользователей разнообразных творческих, коммуникативных и обеспечивающих технологий выступают социально-культурные институты. Чтобы выявить их место и роль в функционировании огромного технологического потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию.

Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя представить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных способов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально организованы. Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозначить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им общество способно осваивать различные образы и стили жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1.

Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариативности дает возможность специалистам, заказчикам и пользователям отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели, включая авторские. Каждый из авторов привносит что-то свое, индивидуальное, в связи с чем справедливо говорят, что каждая конкретная технология, внедренная в общественную практику, в известном смысле является авторской.

Масса разнообразных технологий, используемых в социально-культурной деятельности, нуждается в систематизации, классификации и типологии.

Под систематизацией социально-культурных технологий в данном случае подразумевается их описание с помощью целого ряда присущих им характерных признаков, попытка выявить их структуру и составляющие элементы, их функциональные свойства и качества. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным их неоднократное воспроизведение в процессе социально-культурной деятельности.

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.

На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.

К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.

В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

Нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, прежде всего воспитательных и образовательных. Именно поэтому отличительной чертой социально-культурных технологий является их педагогическая сущность.

Как и другие педагогические технологии, социально-культурные отвечают определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям технологичности.

К ним прежде всего относят критерий концептуальности технологии. Каждая из технологий, используемых в социально-культурной деятельности, опирается на собственный, вытекающий из её назначения, концептуальный подход. Он включает философское, педагогическое, социально-психологическое и культурологическое обоснование достижения целей и задач, поставленных перед данной технологией.

Любая из технологий предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять целеполагание, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

Постоянно актуальным является критерий социально-психологической эффективности каждой из технологий, гарантирующий достижение определенных стандартов, заложенных в заявке и техническом задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.

Наконец, технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра.

Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. В контексте нашего предмета под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (отдых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность представляют также практические умения и навыки, дающие возможность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведении мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

Сама множественность целей, возникающих в процессе производства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, оперативные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, выдвижение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и отдельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздействия.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говыс интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого человека; во-вторых, использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.

Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культурных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, делается на нормативной стороне тех изменений, которые должны произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «должного», неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оценкой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.

Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ролей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий.

Как субъект социально-культурной деятельности, овладевающий качественно более высокими технологиями, человек может и должен активно проявить свои способности и возможности в таких важных сферах самоутверждения и самореализации, как творческая, проективная, образовательная, досуговая и т. д.

Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целенаправленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культурными.

При этом первичными по отношению к индивидуально-культурным во всех случаях остаются именно социально-культурные технологии: для того, чтобы создать самобытную индивидуально-культурную технологию, человек должен не только родиться, но и попасть в сложившееся социально-культурное окружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков, сформироваться как творческая личность.

По своему происхождению технологии данного типа являются социогенными, поскольку их создание и использование невозможно вне социальной среды. Как овеществленные, так и неовеществ-ленные социально-культурные технологии входят в состав культурного наследия и духовной жизни общества, являются культурным достоянием народа. Их ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять социально-культурные, досуговые потребности отдельных людей и социума в целом.

Ценность технологии во многом зависит, с одной стороны, от влияния внешних социально-культурных факторов, а с другой – от генетически унаследованных способностей и задатков их творцов. Поэтому и ценность любой из технологий, функционирующих в сфере образования, досуга, искусства, спорта, определяется наличием в ней двух начал - социального (коллективного) и индивидуального.

Обращение к новым методам и технологиям преобразования действительности исторически и социально обусловлено. В настоящее время мы являемся очевидцами усиливающихся тенденций технологизации общественных процессов, качественного и количественного расширения самого понятия социальной технологии. В общественной жизни, социально преобразующей деятельность людей, все полнее адаптируются и применяются многие традиционные методы, которые до сих пор были хорошо известны и распространены в инженерно-технических отраслях.

Социальные, и в частности социально-культурные, технологии получают широкое развитие как на международном, федеральном, региональном, так и на локальном (местном) уровнях. Они выступают как действенный инструмент социально-культурной политики федеральных и местных законодательных и исполнительных органов государственной власти, негосударственных и общественных.

Методы и методика общей социально-культурной технологии

Необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы.

В основе социально-культурных технологий лежит программ-но-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и «инструментовку» целей и задач социально-культурной деятельности. Цель выступает как способ интеграции различных действий и усилий различных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункциональна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней («дерева целей», «пирамиды целей») в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвигаются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографических групп населения, характера их трудовой деятельности и производственных условий, с учетом координации усилий с другими социальными структурами и институтами, определенных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, вечернее время), недельного (ежедневного и воскресных дней), отпускного времени.

Знание технологии диктуется многосубъектностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и специалистов, профессионально занимающихся в этой сфере, в качестве ее постоянных субъектов выступают многочисленные общественные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные движения, разнообразные коммерческие, кооперативные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социально-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

Вся эта масса субъектов, задействованных в социально-культурной сфере, избирательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следовательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характерными особенностями.

Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации «ноу хау» для отдельных видов развивающей социально-культурной деятельности в области просвещения, творчества, активного отдыха, спорта и развлечений.

Социально дифференцированные (или частные) методики охватывают технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.

Методика (технология) социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов.

Существенным источником обогащения этой методики является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, в первую очередь, в развивающей, информационно-просветительской деятельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, информационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные виды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т. д. На практике все названные средства используются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.

Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы - это «оружие», «орудия» профессиональной работы.

Историко-педагогическим опытом накоплен обширный арсенал специфических методов сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Многое из этого опыта в качестве педагогической традиции обрело новую жизнь, «второе дыхание» в современных социально-культурных технологиях. Но обновленные образовательные, досу-говые, художественно-творческие и другие социально-культурные технологические комплексы одними традиционными методами не построить. Здесь необходим поиск инновационных подходов и решений.

В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Значительная часть воспитательных и образовательных технологий, используемых социально-культурными институтами (учреждениями, службами, организациями), основываются на методе убеждения Как известно, главное достоинство социально-педагогического по сути метода убеждения - в способе сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Сильными сторонами этого метода, важными предпосылками его действенности служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнаруживается буквально в каждой из социально-культурных акций - массовых, групповых, индивидуальных, начиная с крупных общественно-политических, рекламно-информационных кампаний и кончая студийной работой, социально-культурным патронажем, развлекательно-игровыми программами.

Сохраняет свою социальную значимость педагогический метод положительного примера, убеждения на наглядных образцах. В разных возрастных, социальных, профессиональных, этнических аудиториях, во время избирательных, конкурсных, профессиональных мероприятий эффективность этого метода всегда достигалась и достигается за счет сочетания рационального и эмоционального компонентов, доступности восприятия.

Поистине широким универсализмом отличаются методы организации поведения, упражнения, тренинга. Их суть - сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта в процессе творческой, обучающей, воспитательной практики.

Методы оказывают социально-педагогическое влияние на досуг. Метод - это способ целенаправленного воздействия на объект. В социально-педагогических методах четко прослеживается субъект-объектная связь. Психологические и педагогические их виды (в первом случае - обращение в основном к эмоциям, во втором -к разуму) взаимообусловлены.

Педагогическая природа социально-культурных технологий

В последние годы в сферах досуга, творчества, дополнительного образования, межкультурного обмена и сотрудничества успешно зарекомендовали себя активные и интерактивные педагогические методы и технологии. Среди них - частные методики преподавания различных учебных предметов, семинары и коллективные дискуссии, развивающие и организационно-обучающие игры, мастер-классы и творческие мастерские, супервизорство (индивидуадьное обучение и профессиональное воспитание наиболее талантливых учащихся).

Для большинства социально-культурных технологий характерно постоянное использование и таких универсальных по своему комплексному психолого-педагогическому воздействию методов, как организация равноправного духовного контакта, создание воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.

Методы равноправного духовного контакта основаны на совместной коллективной деятельности разных возрастов - детей и взрослых «на равных» во всем. Взрослые и дети являются равноправными участниками праздников, фестивалей, творческих марафонов, конкурсов и соревнований, членами всевозможных клубов и объединений по интересам, театральных, музыкальных, вокальных, хореографических и других коллективов, основанных на тесном сотворчестве.

Социально-культурная практика представляет собой благодатную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждый из методов воспитывающих ситуаций предполагает создание педагогом-организатором специальных условий, специальной среды, направленных на выполнение участниками определенных процедур, их самореализацию, установление взаимного доверия, достижение общего успеха.

Среди великого множества развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социально-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импровизации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей социально-культурного действия. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Методы импровизации порождают здоровый азарт не только во взрослой, но и в сугубо детской среде. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга -всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и потому вечен.

В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности высокую результативность демонстрируют методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, разновидности педагогического эксперимента (констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). (См. подробнее параграф пятого раздела учебника.)

Наиболее важным является анализ психолого-педагогических условий и механизмов профессиональной и непрофессиональной (любительской) деятельности.

Сама структура этой деятельности включает в себя следующие обязательные элементы:

- заданные цели, представления о конечном результате (культурном продукте или услугах);

- заданный предмет социально-культурной деятельности, то есть систему взаимосвязанных признаков или свойств какого-либо социально-культурного объекта, явления, процесса, которую необходимо изменить или преобразовать;

- вещественные или невещественные средства труда, с помощью которых человек взаимодействует, работает с предметом социально-культурной деятельности;

- систему должностных (для профессионала) или заданных (для любителя) производственных функций;

- систему прав;

- производственную среду, предметные и социальные условия, необходимые для производства культурного продукта или услуг.

В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на и&толь-зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.

 

2. Педагогические основы технологий

 

Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию личности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.

Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов социально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слушателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как совокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно соответствует основным принципам педагогики.

Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, однотипному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогические категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, педагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует придерживаться логики технологических действий.

Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий относится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направленности социально-культурных технологий, вводится и повторяется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость заставляет размышлять о ней как некоей закономерности.

Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на этыке педагогики с дисциплинами культурологического цикла, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков она, естественно, базируется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

Именно поэтому сам факт педагогических основ технологических действий является постоянным объектом внимания и предметом для тренинга в процессе профессионального обучения менеджеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

Понятием «группа», с которой работает или которую представляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Различия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаимодействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой Цкли коллектива.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех Функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Характерный для современной практики социально-культурной деятельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возможность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и программы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствования технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания; использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, образовательных, оздоровительных и других структур; научная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Характерным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досуговых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и организаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях.

Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образования, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей её широте и многообразии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурную деятельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой аудитории.

Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологического арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и технологию) как составная часть научной специальности и учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодня на принципиально новых методологических научных основаниях. Благодаря единству социального и культурологического подходов к технологическим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педагогами в круг явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и составляет основное содержание социально-культурных технологий.

 

3. Сущность и классификация социально-культурных технологий

 

Как ни странно, но основная проблема технологии как прикладного направления в науке о социально-культурной деятельности заключена отнюдь не в его содержании.

Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендующей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве социально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бытующих терминов: «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин «технология», как наиболее прочно вошедший в общественную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д. Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неоднозначности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности.

В последние годы в теории и практике социально-культурных педагогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевался, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опираться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это системный, синергетический, средовой, личностао-ориентированный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

На фоне множества описаний и трактовок определения понятия (^технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по В.ПАфанасьеву), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, её функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы.

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.

Исключительно важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.

Это прежде всего организационная подсистема - создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределения полномочий между сотрудниками и т.д. Методическая подсистема предполагает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобщения и распространения современного опыта, освоения инновационных технологий, обучения методике внедрения в практику парковой работы проектных инициатив. В поле зрения постоянно находится и социально-психологическая подсистема. Она подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из социально-культурных учреждений и организаций, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д. Наконец, существенную роль выполняет управленческая подсистема, которая предусматривает овладение маркетинговыми технологиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с общественностью и т.д.

 

4. Культуротворческие и культуроохранные технологии

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 44; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты