Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


История основания и развития города Москва.




На земле современного Подмосковья человек появился во времена неолита, т. е. - около 3 тысяч лет до нашей эры. В период с VII в. до н. э. по VII в. н. э. на окраине современной Москвы существовало Дьяковское городище, давшее наименование культуре этой эпохи. Городища дьяковской культуры существовали также на берегу реки Сетуни, на Ленинских горах, в Нижних Котлах. В XII в. на московской земле, в том числе и на территории современного Кремля (на Боровицком холме) появляются многочисленные поселения вятичей.

Впервые в летописи Москва упоминается в 1147 году, принятом за дату основания города. Сюда, в богатую княжескую вотчину, суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил новгородского князя Святослава Олеговича: «приди ко мне, брате, в Москов». Это был период феодальной раздробленности Руси, время распада прежде могучей Киевской державы, когда на ее отдаленной северной окраине начинал свое быстрое возвышение как столица великого княжества г. Владимир.

Принято считать, что слово Москва финского либо древнеславянского происхождения. По одной из версий название города означало «каменное укрытие» и состояло из корней «моек» (на древнеславянском языке «кремень») и «ков», то есть «прятаться». В соответствии с этой версией название города впоследствии распространилось и на реку. Большинство исследователей, наоборот, указывают, что город получил своё название от реки, причём окончание «ва» они переводят как «вода», «река».

Одной из причин быстрого развития Москвы было её удачное географическое расположение: на её территории сходились главные водные пути края, бывшие в то время основными путями сообщения. Однако истори-ческая заслуга Москвы заключалась в другом - она возглавила борьбу против татаро-монгольского ига. Вскоре Москва определила свой путь не только в области политики, но также в зодчестве и искусстве.

Уже в начале XIV в. Москва становится столицей великого княжества и быстро выдвигается как один из крупнейших русских городов. В конце XIV в. в ней насчитывалось несколько тысяч дворов, были широко развиты ремесла, в том числе серебряное, оружейное, литейное дело и другие.

Первоначальное укрепление Москвы - Кремль - появилось на береговом мысу при впадении реки Неглинной в Москву-реку, на территории Боровицкой проездной башни. Природные условия позволяли расширять территорию Кремля лишь в восточном направлении, и за свою историю Кремль не раз переносил восточную стену, пока она не заняла современного положения.

Значительное усиление Московского княжества произошло при великом князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой. В это время Москва становится местом пребывания русских митрополитов, престол которых ранее находился во Владимире. Это означало поддержку церковью московской объединительной политики.

При Иване Калите территория Кремля значительно расширилась; его стены и башни, возведенные после пожара в 1339-1340 годах, впервые стали рубиться из дуба. Восточная стена Кремля выходила к реке Неглинной примерно в месте, где находится грот Александровского сада.

В 1326 г. в Москве был заложен первый каменный Успенский собор; в 1367 году здесь «почали ставити город камен»; это был третий после Новгорода и Пскова каменный кремль во всей Северо-Восточной Руси, сразу выделивший Москву среди других городов Залесья.

8 сентября 1380 г. под предводительством князя Дмитрия Ивановича, русскими войсками была одержана победа на Куликовом поле. Она упрочила.

значение Москвы как общерусского центра и подняла самосознание русского народа.

Прежние дубовые кремлевские стены в то время сменились белокаменными с такими же башнями. На главной площади Москвы возвышалась колокольня с городскими часами, установленными в 1404 году. Вблизи находились «златоверхие» терема Дмитрия Донского. Центр города был окружен посадами и слободами. Наиболее ранняя городская застройка вне стен Кремля расположилась с восточной стороны от него, на месте будущего Китай-города, и именовалась в XV веке Великим посадом. Москва имела вид характерно русского средневекового города; её основные улицы складывались в направлении главных дорог, связывавших столицу княжества с главными городами Руси. Эти улицы вели к проездным башням Кремля. Основная масса городской застройки была деревянной.

В Китай-городе, в отличие от боярского Кремля, господствовало купечество. Точное время возникновения этого посада за восточной кремлёвской стеной неизвестно, но начиная с половины XIV века Китай-город часто встречается в летописях. В 1365 году во время большого пожара посад весь сгорел, а через три года его поджигали сами москвичи, боясь литовского приступа. В 1370 году посад сжигал Ольгерд, в 1382 году - Тохтамыш, а в 1390 году в Китай-городе снова «невелико тысящ дворов сгоре». Такое обилие пожаров привело к тому, что в Китай-город сокращённо стали именовать Пожаром.

В 1394 году возникла мысль укрепить этот посад на случай вражеских нашествий; было начато, но не завершилось устроение вокруг посада рва. Через столетие такая задача была поставлена вновь, и 20 мая 1534 года мать Ивана Грозного княгиня Елена приказала обнести посад рвом и земляным валом «по тому месту, где мыслил ставить великий князь Василий Иванович». Этот вал москвичи возводили целый год; на его вершине по обычаю для усиления средств обороны они установили крытый помост. Летопись указывает, что «нарекоша граду имя Китай», не давая более никаких объяснений. Исследователи не пришли к единой точке зрения относительно происхождения названия Китай-города. Возможно, он назван в честь Китай-городка Подольского воеводства, откуда родом строительница вала княгиня Елена; высказываются также мнения о связи с именем города древнерусского слова «кита» - плетённая из хвороста или соломы верёвка, и рязанского слова «Китай» - прозвища живших здесь торговцев.

Поскольку Китайгородский вал показался Елене недостаточно надёжной защитой посада, в 1535 году по её инициативе Петрок Малый приступил к сооружению позади Китайгородского рва и вала каменной стены. Эта вторая московская крепость сооружалась в течение двух лет на средства добровольных пожертвований княгини Елены и москвичей и окончена в 1538 году.

Предназначенные для отражения первого и потому наиболее яростного натиска врага, Китайгородские стены строились с приспособлениями для обороны. К примеру, в стенах были пробиты узкие бойницы.

В последующие века стены посада видоизменились: в них пробивались новые ворота, часть стен разрушали и застраивали лавками и частными домами. В начале XIX века большую стену собирались разрушить, но Александр I отказался уничтожить этот памятник старины. После Наполеона китайгородская стена была обновлена с намерением приблизить её внешний вид к кремлёвской стене. В то время на Китайгородской стене появились не существовавшие ранее шатровые завершения кремлёвского типа на Владимирских, Ильицких и Варварских воротах, переделана облицовка некоторых башен, по спуску от Владимирских ворот к свердловской площади расставлены кремлёвские зубцы; часть стены в 6 сажен была разрушена для постройки Третьяковского проезда.

Китай городская стена XVI века начиналась и заканчивалась у угловых башен Кремля - Беклемишевской и Собакиной, опоясывая площадь более 50 десятин. Теперь она начинается у Москворецкого моста и оканчивается на площади Революции (бывшей Воскресенской).

В зодчестве ранней Москвы происходили общие для искусства того периода процессы, отражавшие самобытность русской истории. Виды искусства помимо архитектуры, например скульптура, в Москве почти отсутствовали, а живопись имела лишь религиозное содержание.

На рубеже Х1У-ХУ в.в. в Москве строится ряд белокаменных храмов, в архитектуре которых впервые четко проявился отход от архитектурных традиций Владимира. В Кремле строится храм Рождества (1395, частично сохранился в составе Большого Кремлевского дворца), Спасский собор (1410) в Андрониковом монастыре, в Звенигороде - Успенский собор на Городке 1399) и собор в Саввино-Сторожевском монастыре (1405), Троицкий собор (1422-1423) в Троице-Сергиевой лавре.

Названные выше храмы возведены в традициях владимиро-суздальского зодчества и тождественны его храмам по материалу, но не сохраняют детали их фасадов. Новизна композиции раннемосковских памятников образуется стремительным вертикальным нарастанием архитектурных масс, что особенно заметно в архитектуре Андроникова монастыря. Москва выдвигает на первый план суровость внешнего облика своих ранних храмов, отражающих напряженную эпоху формирования новой русской государственности.

В конце XV - начале XVI столетия Москва является столицей централизованного государства и одним из крупнейших городов Европы. «Отчину свою Великий Новгород» Иван III походами 1471-1477 годов привёл под «высокую руку» Москвы, что означало утрату самостоятельности одним из последних феодальных центров. В 1480 году подходившие к Москве татары под предводительством хана Ахмета уже не осмелились перейти в наступление на русские войска. Этот факт получил название Стояние на Угре и знаменовал фактическое падение татаро-монгольского ига.

Новое политическое положение Москвы повлекло крупнейшую за всю историю Кремля его перестройку. Реконструкция началась с постройки нового главного храма Московской Руси - Успенского собора. Для этого Иван III пригласил из Италии группу архитекторов во, главе с Аристотелем Фиораванти. До начала работ Фиораванти был направлен во Владимир изучать архитектуру Успенского собора как московского прототипа. В 1475-1479 годы на месте древнего храма в Кремле возводится величественный храм Успения, сохранившийся до наших дней.

В 1487-1489 годах псковскими мастерами был возведён Благовещенский собор как придворный великокняжеский храм, а в 1508 году - Архангельский собор как усыпальница московских великих князей. Взамен прежнего деревянного дворца Иван III начиная с 1487 года строит представительный каменный дворец, в состав помещений которого входила большая парадная палата (1491), названная Грановитой.

Возведением соборов и Грановитой палаты по существу был создан новый величественный ансамбль центра Кремля, его основной площади, соответствовавший масштабом и представительностью облика новому значению Москвы.

В 1485-1495 годах на южной, речной стороне Кремля началась проводившаяся участками перестройка его стен. В 4508-1516 годах вдоль во-сточной, «сухопутной» стены, выходящей сейчас на Красную площадь, был устроен ров, и территория Кремля превратилась в окруженный водой остров.

В XVI столетии, в 1585-1593 годах, под руководством Фёдора Коня были возведены стены и башни Белого города. Стены имели протяжённость свыше 9 километров и проходили по линии современного Бульварного кольца; из 27 боевых башен Белого города 10 были проездными, то есть стояли на пересечении стен с главными подводившими к Кремлю улицами. В их числе Покровские ворота, Кропоткинские (прежде Пречистенские) и Мясницкие ворота. В целом стены и ворота Белого города не сохранились, поскольку в XVIII веке они были снесены.

В 1591-1592 годах очень быстро была построена третья линия столичных укреплений протяжённостью свыше 15 километров. Она включала более 50 башен и охватывала кольцом территорию площадью около 2 тысяч гектаров. Этот Земляной вал, или Деревянный город, за быстроту возведения москвичи назвали Скородомом. Его стены пролегали по линии современного 16-ти-километрового Садового кольца, впервые включая под свою защиту значительную часть Замоскворечья. Планировка Москвы после возведения второго (Белый город) и третьего (Скородом) поясов укреплений получила чётко выраженную радиально-кольцевую структуру. Она выступает одной из особенностей древнерусского градостроительства. Другой такой особенностью является т. н. «раскрытость» характера застройки города в отличие от традиций западноевропейского средневекового градостроительства.

В городах Европы дома вплотную примыкали друг к другу и обычно имели лишь один «лицевой» фасад; храмы располагались на тесно застроенных жилыми зданиями городских площадях. Всё это препятствовало открытому обзору строений, которые поэтому воспринимались лишь фрагментарно. В зодчестве Москвы, наоборот, здания строились на уместном удалении одно от другого и поэтому воспринимались целостно.

Третьей особенностью московского культурного наследия стало то, что древнерусскому искусству были неизвестны скульптурные монументы, возводимые в странах Западной Европы в честь крупнейших исторических со-бытий. Эту роль выполняли на Руси храмы. Храмами-памятниками в Москве являются церковь Покрова в Рубцове (1619), возведенная в память осво-бождения столицы от иностранной интервенции начала XVII века, и церковь Всех Святых «на Кулишках», заложенная, по преданию, при Дмитрии Донском в память победы на Куликовом поле.

Также древняя Русь дала миру архитектурную форму шатра, придающую строению эффект устремлённости ввысь.

В 1561 году на Никольской улице было построено здание Печатного двора, где в марте 1564 года Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол».

Семнадцатое столетие было тяжелым для всей страны Смутным временем, сопровождающимся иностранной интервенцией вплоть до 1612 года. В это время сформировался всероссийский рынок, и Москва стала крупнейшим городом Европы с населением до 200 тысяч жителей.

Столица занимала территорию в пределах современного Садового кольца и продолжала расти за пределы укреплений Скородома. Застройка велась вдоль основных выходивших из Москвы дорог в слободах, получивших в XVII веке наименование «новых».

В XVII веке большее внимание обращалось на внешнюю линию защиты Москвы, и внутренние кремлевские укрепления утратили своё оборонительное значение. Сожжённые интервентами в 1611 году деревянные стены Скородома

в 1630-х годах были восстановлены с возведением более мощного земляного вала со рвами. Башни Кремля были дополнены ярусными шатровыми завершениями. Важное значение приобрели монастыри-крепости, защищавшие главные подводившие к Кремлю улицы.

Первое кольцо укреплённых монастырей образовывали Ивановский, Сретенский, Рождественский, Высоко-Петровский, Страстной, Никитский и Зачатьевский монастыри. Они располагались на пересечениях радиальных улиц со стенами Белого города. Второе, более отдаленное от Кремля кольцо образовывали Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский и другие монастыри. Заложенные в предшествующие века, в XVII веке они стали дополняться многочисленными каменными сооружениями, в т. ч. живописными стенами.

В конце XVII века в Москве расцвёл стиль так называемого московского барокко, которое именуется иногда нарышкинским, поскольку родственники Петра I Нарышкины возвели много сооружений в этом стиле.

В этом стиле исполнены Теремной дворец в Кремле (40-е гг. XVII в.), храмы Рождества в Путинках (1649-1652), Троицы в Останкине (1678- 1692), Грузинской божьей матери в Никитниках (1631-1634), Успения в Гончарах (1654), Николы в Пыжах (1657-1670). Среди сохранившихся в Москве памятников московского барокко каменные жилые дома Троекуровых (1696) и Волковых (конец XVII в.), а также Новодевичий монастырь (конец века), Крутицкий теремок (1693), храм Покрова в Филях (1693-1694), Знамения на Шереметевом дворе (1690-е гг.), Троицы в Троицкое-Лыкове (1698-1704), Воскресения в Кадашах (1657, перестроена в 1687-1713 гг.).

В первой четверти восемнадцатого столетия Москва оставалась крупнейшим центром промышленности и торговли и продолжала разрастаться территориально. Её застройка в целом оставалась деревянной. Кремль по-прежнему служил центром города, однако утратил прежнее значение царской резиденции. Пётр I предпочитал Кремлю, с которым у него были связаны тяжёлые воспоминания детства, село Преображенское и Немецкую слободу, откуда он впоследствии переехал в новую столицу на Неве.

В скромный дворец Петра в Преображенском стали съезжаться приближённые царя и знать, начавшая застраивать своими домами улицы, ведущие от Кремля к Преображенскому, и ближайшие берега Яузы. Главными улицами Москвы в XVIII веке становятся Мясницкая, Покровка и Басманная.

Московское барокко в это время утрачивает прежнее влияние. Такие памятники, как Меншикова башня (1704-1707, архитектор И. Зарудный церкви Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке и Петра и Павла (1705-1717) на Новой Басманной выполнены уже в виде сплава старого и нового архитектурного направлений. Это свойственно также крупнейшему общественному сооружению того времени - Арсенала (1702-1736) в Кремле.

Москва продолжала разрастаться, и в 1752 году была утверждена её новая граница, образовавшая так называемый Камер-Коллежский вал. Во второй половине XVIII века на смену богатому декоративностью барокко выступил стиль классицизма, в период которого в Москве творили В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

Первый из мастеров знаменит своим «Пашковым домом» (1784-1786), являющимся в настоящее время одним из зданий Государственной библиотеки имени Ленина. Второй считается создателем характерно московского стиля классицизма, отличающегося от петербургского стиля большей живописностью композиций и мягкостью их линий. Казаковым построены здание Московского университета (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроено Д. Жилярди), дома Демидовых (1780-е гг.) Губиных (1790-е гг.) и Барышниковых (1797-1802). История отечественного зодчества обязана этому мастеру появлением ротондального типа храма, воплотившегося в церкви Филиппа Митрополита (1777-1788), Вознесения на Гороховом поле (1790-1703) и Косьмы и Дамиана (1791-1803).

Начало девятнадцатого столетия ознаменовалось для Москвы нашествием армии Наполеона. Изгнание французов из России вызвало огромный подъём национального самосознания, обусловившего новый расцвет многих видов искусства. По проекту О. Бове - А. Михайлова был возведён Большой театр (1821-1824; в 1853 г здание горело и восстановлено архитектором А. Кавосом); в память освобождения Москвы от армии Наполеона было возведено здание Манежа (1817, инженер А. Бетанкур, 1824-1825, архитектор О. Бове). На берегу Яузы под руководством архитектор Д. Жилярди возводит дом-усадьбу Усачёвых - Найденовых, он же строит дома Луниных на Никитском бульваре, С. С. Гагарина на Поварской улице и усадьбу Кузьминки.

Во второй половине XIX века Москва вступает на путь бурного капиталистического развития и в значительной степени утрачивает облик города русского классицизма. Появляются новые архитектурные типы зданий общественного назначения: вокзалы, музейные здания, банки и т. д. В это время в Москве возводятся Казанский вокзал (1912-1926, архитектор А. В. Щусев), Киевский вокзал (1914-1917, архитектор И. И. Рерберг), Музей изящных искусств (сейчас Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; 1898-1912, архитектор Р. И. Клейн).

В 1956-1962 г.г. была построена Московская кольцевая автомобильная дорога, с 1960 года ставшая новой границей города. В начале 1980-х годов Москва вышла за пределы этой автодороги, которая в ряде мест стала внутригородской автомагистралью.

Самым значительным московским памятником, возведённым в честь победы в Великой Отечественной войне, является Мемориал Победы. Его открытие состоялось 9 мая 1995 года, но проектировался он задолго до этого: ещё 23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружён памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне». В 1970-80-х годах за счёт проведённых субботников и личных пожертвований граждан на строительство памятника было собрано 194 млн. рублей; для строительства был выделен участок земли в 135 гектаров.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты