КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 24. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ 17 в.17 век – время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава Западной Европе. Это и время сложения французской национальной художественной школы. Ситуация в изобразительном искусстве была сложнее чем, например, в литературе или в зодчестве, так как здесь переплелись влияние маньеризма, итальянского и фламандского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и реалистическое искусство Голландии. При дворе утверждалось официальное направление — искусство барокко. Его главой стал Симон Вуэ (1590— 1649), на творчество которого повлияло искусство Италии, прежде всего болонской школы. Его картины на библейские, мифологические сюжеты отличались идеализацией типажа, нарядностью и пышностью форм, богатством аксессуаров. В борьбе с придворным барокко формировались классицизм и реализм. Самым крупным явлением художественной жизни Франции был классицизм, в котором нашли отражение общенациональные художественные идеалы, сложившиеся к 30-м гг. 17 в. Классицизм 17 в. заключал в себе не только утопические идеалы, но и жизненные наблюдения, изучение душевных движений, психологии, поступков человека. Художники классицизма, выявляя общие типические особенности в характере, вместе с тем лишали образ индивидуального своеобразия. Они считали, что закономерности природы — ее тяготение к гармонии и равновесию целого — находят свое отражение в универсальных законах искусства, разработанных на основе традиций античности и итальянского Возрождения. Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1593-1665). Его сюжеты ограничивались античной мифологией и историей, Библией. Наиболее известные картины: «Похищение Сабинянок», «Сбор манны», «Парнас», «Царство Флоры». Клод Лоррен (1600-1682), – замечательный мастер классицистического пейзажа. Ж. Калло (1592-1635), офортист и рисовальщик, был представителем реалистической струи во французской школе. Его рисунки полны своеобразной национальной жизни. Например, «История блудного сына» (1635), «Цыганские кочевники» (1625-1628), маленькие и большие «Тягости войны» (1632-1633). По стопам итальянских реалистов шел и Валантен де Булонь (1591-1634), и «живописцы реальности», создатели французской жанровой живописи, реалистического портрета и пейзажа. Ярким выразителем этих тенденций был Жорж де Латур (1593—1652) — художник сурового эпического склада. Он обращался к бытовым сценам («Игра в карты», Нант, Музей), но основное место в его творчестве занимали религиозные темы. Драматические сцены обычно даются при контрастном ночном освещении. Напряженный свет не только подчеркивает энергичную пластику форм, чистоту силуэтов, но рождает ощущение загадочности, таящейся в реальной жизни.( «Новорожденный», Ренн, Музей).В развитии реалистического направления живописи Франции первой половины 17 в. важная роль принадлежала братьям Ленен, изображавших крестьян без сельской экзотики и умиления. («Крестьянская трапеза», «Посещение бабушки»). После разгрома Фронды (1653) во Франции были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Наступил период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил. Изменились и задачи искусства. В центре внимания художников — апофеоз абсолютистского государства. Средоточием художественной жизни стал двор Людовика XIV с его театрализованным бытом, строжайшим этикетом, тягой к блеску и великолепию. Приобрела руководящую роль Королевская Академия живописи и скульптуры. Возникнув в 1648 г. как частная организация в борьбе с цехами, она превратилась в государственное учреждение. В 1671 г. была основана Академия архитектуры. Одновременно возросла роль дворянских салонов, ставших основными очагами культурной жизни дворянского общества. Во второй половине 17 в. классицизм утратил глубину и независимость мысли и чувств, приобрел официальный, верноподданнический характер. Утверждался «большой стиль», охвативший все виды искусства. Внимание живописцев сосредоточивалось на выработке норм прекрасного, на строгом размежевании жанров «высоких» и «низких». Дух рационализма, строгой регламентации, дисциплины, незыблемость авторитета становились руководящими принципами классицистической эстетики. Если в искусстве первой половины 17 в. первенствующую роль играла живопись — она была носителем высших этических идеалов, воплощенных в образе человека, — то с 60-х гг. живопись, как и скульптура, приобрела преимущественно декоративный характер и подчинилась архитектуре. Исполнение помпезных полотен и скульптурного декора протекало с участием и под руководством первого художника короля, живописца-декоратора Шарля Лебрена (1619—1690). Идея триумфа централизованного государства находит выражение в монументальных образах архитектуры, которая впервые в невиданном масштабе решает проблему архитектурного ансамбля. На смену стихийно возникшему средневековому городу, дворцу Ренессанса, изолированной дворянской усадьбе первой половины 17 в. приходит новый тип дворца и регулярного централизованного города. Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям, включающим парадные парковые ансамбли. Первым крупным ансамблем такого типа был дворец Во ле Виконт (1655—1661), создателями которого были Луи Лево (1612—1670) и АндреЛенотр (1613—1700). В дальнейшем новые тенденции были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа. В его строительстве и украшении принимали участие многочисленные архитекторы, скульпторы, художники, мастера прикладного и садово-паркового искусства. Выстроенный еще в 1620-х гг. архитектором Лемерсье как небольшой охотничий замок Людовика XIII, Версаль неоднократно достраивался и изменялся. Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного города, дворца и регулярного парка, соединенных дорогами со всей страной, по всей вероятности, принадлежала Лево и Ленотру. Строительство было завершено Жюлем Ардуэ-ном-Мансаром (1646—1708) —он придал дворцу строгий импозантный характер. План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью. Со стороны города дворец сохраняет черты архитектуры начала 17 в. Стремление к пышности сочеталось в Версале с чувством меры, началами порядка. Наряду с сооружением Версаля уделялось внимание перестройке старых городов, и прежде всего Парижа. Его украсили парадная площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), обрамленная дворцами, круглая площадь Побед, ставшая средоточием сети улиц города, а также площадь Вогезов. В создании общественного центра Парижа большую роль сыграл так называемый Дом инвалидов с собором и обширной площадью. Возведенный Ардуэном-Мансаром в подражание собору св. Петра в Риме, собор Дома инвалидов с его величественным куполом легче и строже в своих пропорциях. Большой стиль эпохи ярко представлен в восточном фасаде Лувра (1667—1678), выстроенном Клодом Перро (1613—1688) в дополнение к основным частям здания, возведенным в 16 в. архитекторами Леско и Лемерсье. Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 м и рассчитан на восприятие с расстояния. По вертикали фасад Лувра делится на три части: цокольный этаж, колоннаду и антаблемент. Колоннада охватывает по высоте два этажа здания (большой ордер). Колоннада Лувра воспринимается как выражение незыблемого закона и порядка. Постановка ордера на высоком цокольном этаже отгораживает здание от площади и вносит отпечаток холодного величия. Произведение зрелого французского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей и государственных учреждений Европы. Во второй половине 17 в. французская скульптура достигла значительного расцвета, но в ней превалировали декоративные формы, связанные с архитектурой и садово-парковым искусством. Черты холодного рассудочного классицизма сочетались с элементами барочного пафоса. Среди скульпторов, работавших в Версале, наиболее известны Франсуа Жирардон (1628—1715), автор мифологических и аллегорических скульптурных групп («Купаюшиеся нимфы») и конных монументов Людовика XIV (сохранились копии в Лувре и Эрмитаже), и Антуан Куазевокс (1640—1720), автор парадных и реалистических портретов, аллегорических фигур рек в Версале, надгробий. Строгая регламентация вкусов при французском дворе не могла полностью исключить проявлений творческой жизни. Реалистические устремления в искусстве второй половины 17 в. нашли выражение в творчестве Пьера Пюже (1620—1694), произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного барочно-классицистического направления французской скульптуры («Атланты», 1656, «Милон Кротонский» (1682, Париж, Лувр). Войны, безудержное расточительство Версаля, государственные долги и все более возрастающий налоговый гнет обескровили Францию. Деспотический характер внутренней политики Людовика XIV вызвал волну народных восстаний. В искусстве шел процесс разложения классицизма, усиливался интерес к фольклору, к жизни различных слоев общества. Развитие реалистических тенденций сопровождалось появлением новых жанров и зарождением интереса к частным, интимным сторонам жизни человека, все это предвосхищает искусство 18 в.
|