КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раджа йога
Это путь интроспекции. Он включает в себя многие другие отдельные пути йоги, которые мы вкратце упомянем. На этом пути человек пытается исследовать различные сферы ума: сознательные, подсознательные, сверхсознательные и запредельные. Цель состоит в том, чтобы все больше осознавать эти разные аспекты бытия. Раджа йога направлена на постепенное превосхождение внешней среды физического тела, ориентацию сознания на внутреннюю среду. Каждый человек обладает сознанием; оно может быть направлено вовне, либо внутрь. Мы можем осознавать либо внешнюю окружающую среду, либо внутренний мир. Обычно, наше внимание направлено на внешние объекты. Если восприятие внешнего мира отключается, как это делается в раджа йоге, сознание должно обратиться внутрь, потому что оно должно быть куда‑то направлено. Когда оно обращается внутрь, оно начинает освещать внутреннее бытие и мы можем исследовать самих себя. Обычно мы видим только поверхность океана ума; нам недоступно то, что находится под ней. Если мы погружаемся в глубины, двигаясь к дну, то можем увидеть обычно скрытые от нас более глубокие аспекты ума. В этом цель многочисленных разновидностей раджа йоги. Мы вкратце упомянем некоторые из её основных типов: Йогу Патанджали часто прямо отождествляют с раджа йогой, поскольку они считаются синонимами. Однако, для целей нашего обсуждения, мы будем использовать название «раджа йога» для целой группы различных путей интроспективного характера. Система йоги Патанджали состоит из восьми шагов или ступеней, которые искатель должен по очереди осваивать на пути к самореализации[98]. 1. яма (самоограничение) 2. нияма (самодисциплина) 3. асаны (позы) 4. пранаяма (регулирование праны посредством управления дыханием) 5. пратьяхара (отключение сознания от внешнего мира) 6. дхарана (концентрация) 7. дхьяна (медитация) 8. самадхи (отождествление с чистым сознанием) Кундалини йога — это система йоги, которая занимается пробуждением существующих внутри каждого из нас пранических или психических центров, именуемых чакрами. Чакры представляют собой центры биоплазменной энергии и непосредственно связаны с различными уровнями осознания[99]. В теле имеется множество чакр, однако кундалини йога имеет дело лишь с шестью главными, которые расположены вдоль всего позвоночника. Кундалини йога направлена на то, чтобы пробуждать эти чакры и, тем самым, вызывать более высокие состояния сознания. В некотором смысле, она «ставит телегу впереди лошади»; иными словами, когда человек достигает более высоких состояний осознания, например, путём практики других видов йоги, соответствующие чакры открываются автоматически. Кундалини йога подходит к этому с противоположной стороны, пытаясь сначала открывать чакры, чтобы пробуждать соответствующие уровни осознания. Эту силу или энергию, которую человек обретает в форме более высокого осознания, символизирует змея, которая, как утверждают, обитает в нижней части туловища. Эту разновидность йоги также называют лайя йогой. Мантра йога — это йога звука. К огромному сожалению, большинство людей ничего не знают о могуществе звука, однако древние мудрецы на собственном опыте установили, что звук способен оказывать невероятно сильное влияние на ум и тело, а также вызывать изменения в материальном мире. Древние йоги экспериментировали с различными сочетаниями звуков и обнаружили, что они могут приводить к удивительным изменениям в уме, причём разные звуки вызывают разные эффекты. Они называли эти особые звуки мантрами и передавали их из поколения в поколение. В мантра йоге энергия звука используется для стимуляции интроспекции и тонких изменений в уме, а также для вызывания психических и ментальных проявлений. Обычно ту или иную мантру повторяют вновь и вновь, мысленно или вслух, что приводит к психологической уравновешенности, сосредоточению и осознанию внутренних умственных процессов. Это мощный метод достижения медитативных состояний. Мантра йогу также называют джапа йогой, хотя термин джапа йога обычно имеет более ограниченное значение[100]. Дхьяна йогу чаще всего рассматривают как отдельное направление йоги. Однако слово дхьяна означает медитацию[101]. Поэтому это название, в определённом смысле может относиться к целям и более высоким этапам всех видов йоги. Крийя‑йога — это йогический путь движения и осознания. Этой мощной системе посвящена третья часть данной книги. Крийя‑йога нацелена на осознание процессов во внутреннем мире человека.
Резюме
Существует множество других разновидностей йоги — шива йога, сиддха йога, санкхья йога, буддхи йога, санньяса йога, маха йога и ещё многие, которые мы не упомянули. Все это прекрасные системы, но они укладываются в рамки пяти перечисленных выше основных категорий. Однако есть один путь йоги, который, по видимому, находится вне её главных направлений. Его называют свара йогой. Его действительно нельзя отнести ни к одной из пяти основных групп. Свара йога занимается соотнесением течения праны в теле с внутренними и внешними событиями. Как и пранаяма, она имеет дело с потоками воздуха через разные ноздри, но, кроме того, связана с положением солнца, фазами луны, временем восхода и так далее. На основе главных принципов свара йоги можно предсказывать благоприятное время для определённых видов деятельности, женитьбы, встречи с друзьями, сделок в бизнесе и т.п. Этот метод позволяет узнать, как действовать в данных обстоятельствах, чтобы добиться наилучших результатов. В этом смысле свара йога относится к той же категории систем, что и гадание по руке, астрология и т.п., цель которых состоит в том, чтобы направлять людей по жизненному пути, в наибольшей степени соответствующему их индивидуальности и обстоятельствам[102]. Мы снова подчёркиваем, что, занимаясь какой‑либо разновидностью йоги, как правило, не следует исключать все остальные. Выберите для себя основной путь, но дополняйте его практикой других путей. По существу, идеальным было бы соединение всех путей. Это хорошо передаёт следующее стихотворение Свами Шивананды: Немного ешь, немного пей, говори немного, немного спи, немного общайся, немного двигайся, немного служи, немного отдыхай, немного работай, немного расслабляйся, немного учись, немного поклоняйся, понемногу делай асаны, понемногу пранаяму, понемногу размышляй, понемногу медитируй, понемногу делай джапу, понемногу пой, понемногу пиши мантры, понемногу находись на сатсанге. Это стихотворение ясно показывает, что наилучший подход к жизни — это соединение всех видов деятельности. Сюда входит и йога. Мы лишь вкратце упомянули основные разновидности йоги, поскольку на данном этапе мы в большей степени заинтересованы в том, чтобы показать их взаимосвязь и познакомить вас с их основными целями, чем в их глубоком и подробном описании. Эти пять направлений охватывают все аспекты нашего бытия и, потому, подходят для каждого. Нет ни одного человека, который не смог бы найти для себя то или иное подходящее направление йоги.
Тема 2
|