Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Игровые куклы

Читайте также:
  1. Ваш ребенок спит... приоткройте его глаза и посмотрите, куда они глядят. Его куклы ушли и его глаза сфокусированы на третьем глазе.
  2. Глава 2. КУКЛЫ НА ТРОСТЯХ
  3. Игровые модели
  4. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства
  5. Из истории создания тряпичной куклы
  6. Карнавальные куклы на шестах
  7. Куклы-петрушки, изображающие животных
  8. Некоторые элементы – это игровые механики
  9. Обрядовые куклы

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Кукла на Выхвалку (Сытость)

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. У таких кукол лицо вышивали или наводили карандашом, а в более ранних куклах – угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в неё вплетали, если шили «девку», а если шили «бабу», так причёску по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук вязали и поясок поверх рубахи. Девочки 10-12 лет должны были уметь делать таких кукол и хвалиться ими на празднике. Если кукла красивая, удачная, то девочку приглашали на посиделки. Менялся её статус.

Игровая шитьевая традиционная кукла "на выхвалку"- т.е. для того, чтобы ею хвалиться. Она была экзаменом по шитью и рукоделию. Традиция хваления куклами существовала у русских девочек, которые шили их сами. Первую куклу - "девку простоволосую" девочки шили в 7-8 лет, вторую - "девку с косой" - в 9-10 лет, третью - "молодуху" - в 11-12 лет (у куклы отшивалась одежда молодой женщины, головной убор, на переднике показывалось 9 видов вышивки). В 13-14 лет девочки шили свою 4 куклу - "невесту нарядную", одетую в свадебную одежду и головной убор. Величины куклы определялись размером ладони девочки.

Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.



 

1. Осипова Н. Кукла на выхвалку / Н. Осипова // Нар. творчество. – 2003. - №3. – С.29 – 31.

2. Кукла на выхвалку. – Режим доступа : http://www.rukukla.ru. – 20.11.2010.

 

Традиционная игровая кукла, которая является сильным и добрым образом матери. Проигрывая, примеряя на себя этот образ, девочки обучались обращению с ребёнком. В кукле видно предназначение женщины - растить детей. Берёшь её в руки - возникает ощущение спокойствия и умиротворённости - младенец рядом с мамой, у самого сердца, и им очень хорошо вместе. Рук у куклы нет, младенец прихвачен к матери шалью. Это хороший подарок как беременной женщине, так и женщине, которая "заработалась" - чтобы о Главном напомнить.....

 

 
  Орловская кукла Орловская кукла — достойный образ­ традиционной игровой куклы. Ее на первый взгляд непропорци­ональные формы подчеркивают достовер­ность образа, направлены на воспитание в девочке будущей матери. Она является образом матери. С детства девочки играют в куклы, часто игры так и назывались дочки-матери, проигрывая, примеряя на себя образ матери, обучаясь на кукле обращаться с ребенком. В этой кукле видно предназначение женщины, растить детей, поэтому на нее так отзывчивы девочки.   Материалом для изготовления орлов­ской куклы все так же оставались разноцветные лоскуты тканей различной фак­туры, кусочки замши или кожи, льняная или пеньковая кудель. Порядок изготовления куклы: Сначала нужно сшить между собой по краю сметочным швом короткие сто­роны прямоугольного холщового лоскута размером 10x15 см (рис. 1, а). Затем один из краев сшитого лоскута так же проши­вают по краю. Получившийся холщовый мешочек выворачивают на лицевую сторону швом внутрь. Мешочек туго набивают куделью или ветошью (рис. 1, б). Получается ту­ловище будущей куклы. Другой холщовый лоскут, размером 5x12 см, туго скручивают в скатку от длинных сторон к середине, после чего аккуратно прошивают нитью такого же цвета в месте соединения валиков скат­ки (рис. 1, в, г). Из другого такого же лоскута скручивают вторую скатку и так же прошивают. Получаются заготовки для ног. Несшитый край мешочка, набитого куделью, прошивают сметочным швом (рис. 1, д). Сложенные вместе заготовки для ног вкладывают на 1 см в проем, пос­ле чего нить затягивают, а проем сшива­ют вместе с вложенными в него ногами будущей куклы (рис. 2, а). Из кусочков мягкой кожи, замши или сукна вырезают два кружка диаметром около 5 см. По краю кружков прошивают подгиб на 0,5 см, в который вставляют толстую суровую нить. Кружочками обтягивают концы скаток. Обтянув скатку, нить плотно затягивают и крепят нало­жением концов крест-накрест вокруг скатки вверх два-три раза, после чего завязы­вают (рис. 2, б). Цветной лоскут размером 10x20 см повязывают на поясе куклы поневой. На поневу накладывают передник, после чего оба лоскута крепят свитым из цветных нитей шнуром-поясом (рис. 2, в).
РИС.2.
Из яркой ткани в верхней части повя­зывают повойник и узкую узорную тесь­му. Поверх повойника из лоскута пестрой ткани повязывают кукле платок узлом назад (рис. 3).



Затем скручивают небольшую куклу Пеленашку длиной примерно 8 см. Из лос­кута ткани размером 20x20 см по диагона­ли складывают шаль, при помощи кото­рой Пеленашку закрепляют на левом боку куклы. Шаль закрепляют двойным узлом на лицевой стороне куклы (рис. 3).

Рисунок 3
Обратите внимание, что у куклы отсутствуют руки. В роли, которая отводилась кукле, руки, были малозначимым элементом, опу­скаемым за ненадобностью.

РИС.1.


1. Орловская кукла // Русские обряды и традиции: народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. – СПб., 2008. – С. 38 – 40.

2. Орловская кукла. – Режим доступа : http://www.kukla-dusha.net. – 20.11.2010.

 

 

 

Дополнительный список литературы по теме «Тряпичная кукла»:

1. Кольцова И. Северные сказки Ирины Кольцовой или скоро сказка сказывается да не скоро куклы делаются: [об изготовлении Поморских кукол] / И. Кольцова // Нар. творчество. – 2008. - № 3. – С. 30-32.

2. Филева Н. Куклы Елены Диковой / Н. Филева // Нар. творчество. – 2008. - № 2. – С. 34-36.

3. Агаева И.В. Кукла «Колокольчик» : [техника изготовления тряпичных кукол] / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2007. - № 4. – С. 20-21.

4. Банников В. Разноликая кукла акань : [пошив кукол в Тюменской области] / В. Банников // Нар. творчество. – 2007. - № 4. – С. 22- 25.

5. Агаева И. В. Куклы – закрутки от Ирины Агаевой : кукла «12 лихорадок», кукла «Масленица» / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2007. - № 1. – С. 36-37.

6. Агаева И.В. Кукла «Домовенок Кузька» : [техника изготовления тряпичных кукол] / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2005. - № 5. – С. 40 - 42.

7. Агаева И.В. Кукла "Красота" / И.В. Агаева // Нар. творчество. - 2005.- №5.- С.41.

8. Агаева И.В. Кукла "Русский воин" / И.В. Агаева // Нар. творчество. - 2005.- №5.- С.42.

9. Агаева И.В. Куклы России в «Орленке» : изготовление тряпичных кукол «Коляда», «Меланка», «Коза», «Узелковая», «Невеста», «Мокредина» / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2005. - № 3. – С. 30-33.

10. Денисова Н.А. «Аленушкины» куклы : безликая кукла – столбик, сувенирная кукла – оберег, сувенирная кукла – скрутка / Н.А. Денисова // Нар. творчество. – 2004. - № 6. – С. 43-45.

11. Агаева И.В. Куклы «перевертыш» «Сударушка» : изготовление кукол южных областей / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2004. - № 5. – С. 29-11.

12. Жулаева Н.В. Кукла – берегиня / Н.В. Жулаева // Нар. творчество. – 2004. - № 4. – С. 22-23.

13. Думенко О. Куклы из бабушкиного сундука : изготовление тряпичных кукол «Покосница», «Столбик», «Дама» / О. Думенко // Нар. творчество. – 2004. - № 3. – С. 42-43.

14. Агаева И.В. Куклы "Тульский мастеровой", "Бабочка" / И.В. Агаева // Нар. творчество. - 2004. - №2. - C.30-31.

15. Агаева И.В. Кукла «Ангелочек» / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2002. - № 4. – С. 45-47.

16. Коренева Т. Мехонос, коза и кукла купала : [об изготовлении кукол в Курской области] / Т. Коренева, Н. Цыбина // Нар. творчество. – 2001. - № 6. – С. 46 -47.

17. Агаева И.В. Малышок – голышок кукла редкая / И. В. Агаева // Нар. творчество. – 2001. - № 2. – С. 26 – 27, 30 -31.

18. Дайн Г. Куда бредет очарованный странник? Лоскутный мир Валентины Булыгиной : [изготовление тряпичных кукол] / Г. Дайн // Нар. творчество. – 2000. - № 5. – С. 48 – 49.

19. Вяткина Н. Кукольный дом: [музей кукол в Каргаполе] / Н. Вяткина // Нар. творчество. – 1999. - № 1. – С. 6 - 7.

20. Дайн Г. Игрушки по памяти : [изготовление кукол мастерицей М.Н. Сабитовой из Башкирии] / Г. Дайн // Нар. творчество. – 1997. - № 5. – С. 45 – 46.

21. Чмырева И.Ю. Тряпичные куклы Кубани / И.Ю. Чмырева // Нар. творчество. – 1996. - № 1. – С. 14 – 15.

22. Дикова Е. Носик, ротик, оборотик : технология изготовление тряпичной куклы / Е. Дикова // Нар. творчество. – 1994. - № 4. – С. 10-11.

23. Рудометова О. Куклы Лены Диковой : [изготовление тряпичных кукол в Каргаполе] / О. Рудометова // Нар. творчество. – 1994. - № 4. – С. 9-10.

24. Современная долганочка : изготовление кукол на Таймыре // Нар. творчество. – 1991. - № 5. – С. 46 - 47.

 

Кукла в Белгородском крае:

1. Агаева И.В. Традиционные куклы – невесты России/ И.В. Агаева // Мир традиций. Обрядовая культура Белгородчины.– Белгород, 2007. – Вып.3. - С. 29 – 33.

2. Агаева И.В. Кукла из бабушкиного сундука : [изготовление народных кукол] / И.В. Агаева // Тайны старинного ремесла. – Белгород, 2007. – С. 54 - 70.

 

 

Содержание:

От составителей……………………………………………………………….…5

Из истории создания тряпичной куклы……………………………………...…6

Обереговые куклы………………………………………………………….……8

Кукла «День - Ночь»…………………………………………………….……8

Кукла «Столбушка» (Закрутка)..……………………………………...……9

Кукла «Неразлучники» (Свадебная кукла)…………………………..….…10

Обрядовые куклы………………………………………………………….……12

Кукла «Крупеничка»………………………………………….………..……12

Кукла «Купавка»………………………………………….…….…………...13

Кукла «Кувадки»……………………………………………….…….…..….14

Кукла «Кузьма и Демьян»…………………………………………….....….16

Игровые куклы……………………………………………………………….....17

Кукла на выхвалку………………………………………………..................17

Орловская кукла………………………………………………………….….18

Дополнительный список литературы по теме «Тряпичная кукла»……........20

Кукла в Белгородском крае………………………………………………...…..21


Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 79; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок изготовления куклы. Для изготовления кукол понадобится: 2 куска белой, 5—6 кусков темной ткани, 2 кусочка ткани для фартуков | D. Қолқа доғасынан 1 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты