Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Теория, метод и полевые исследования




Малиновский исходил из того, что для создания полноценной научной теории культуры необходимо опираться на «общее пони­мание природы науки». Прежде всего такая теория должна быть


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 199

индуктивной, исходить из наблюдения и проверяться фактами: каждое суждение антрополога должно соотноситься с наблюдаемы­ми феноменами. Главным методом получения обобщений должно быть сравнение материала, собранного полевыми исследователями в разных культурах. Развертывая эту минимальную программу, ба­нальную по нынешним меркам, Малиновский выдвинул ряд при­нципиальных положений о взаимосвязи теории и полевых иссле­дований, которые в его время были самоочевидными не для всех. С его точки зрения, теоретизирование и эмпирическая работа не могут быть обособленными друг от друга видами научных занятий: «навязшее в зубах различение номотетических и идиографических дисциплин — философская уловка, которая давно должна была обратиться в ничто»1. Антрополог «должен одновременно владеть навыками наблюдения, т. е. полевой работы этнографа, и быть спе­циалистом в теории культуры»2. Как без полевых исследований не может быть адекватной теории, так и без теории невозможны пол­ноценные эмпирические наблюдения.

Подчеркивание этого момента было направлено в первую очередь против преобладавшей до Начала XX в. спекулятивной «кабинетной антропологии», создаваемой учеными, ни разу не видевшими тех людей, обычаи которых они описывали. Своим личным примером Малиновский содействовал установлению в социальной антропологии негласного правила, согласно которому каждый антрополог, претендующий на теоретические обобщения, должен провести хотя бы одно полевое исследование.

Если с важностью эмпирического материала для выведения индуктивных обобщений все более или менее ясно, то значе­ние теории для осуществления полевых наблюдений получает у Малиновского трактовку, которая, если и не содержала в себе осо­бого своеобразия, все-таки редко принималась в реальной исследо­вательской практике. Малиновский исходил из того, что эмпири­ческое описание наблюдаемых фактов категорически невозможно без предварительной теоретической схемы: «Полевой этнограф не может заниматься наблюдением, пока ему неизвестно, что значимо и существенно, а что следует отбросить как побочное и случайное... Не бывает описания, полностью лишенного теории... Наблюдение предполагает отбор, классификацию, вычленение элементов на основе теории»3. Главное место в теоретической схеме занимают

1 Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2000. С. 19.

2 Там же. С. 22.

3 Там же. С. 17,18,22.




Поделиться:

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты