КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
НАЧИНАТЬ НАДО С ФУТБОЛАИз интервью Виталия Лебедева, тренера детской футбольной школы "Зенит " и Владимира Багрунова, кандидата психологических наук. Корреспондент к Виталию Лебедеву, бывшему тренеру дубля "Зенита": — При каких обстоятельствах вы познакомились? —С Владимиром Павловичем Багруновым мы познакомились на базе в Удельной осенью 1986 года, когда у руля "Зенита" стоял В.Голубев. Меня сразу заинтересовало то, что Владимир Павлович хорошо представляет то, о чем говорит. Было видно, что со спортом и футболом, в частности он знаком не по наслышке, что очень выгодно его отличает от иных "книжных" психологов. В дальнейшем мы очень много и подчас подолгу общались по телефону и нам никогда не было скучно. Затем я обратил внимание, что постепенно у меня стало изменяться мировоззрение и это не замедлило увидеть многочисленные изъяны в методологичеком подходе к футболу. Главный вывод, который я сделал для себя заключался в том, что тренировочный процесс и саму игру нужно строить, как творческий процесс. Казалось бы, все об этом знают, но Владимир Павлович сумел в такой форме это преподнести, что я полностью поменял модель тренировок с дублем, который я тренировал более 10 лет, до злополучного прихода А.Бышовца. Идеи Владимира Павловича помогли мне придумать массу полезных и интересных для игроков упражнений, которые помогали им совершенствоваться и насколько я знаю, многие мои воспитанники с ностальгией вспоминают наши тренировки. Результат этого подхода на лицо: более 40 человек прошедшие через дубль за эти годы играют в высшей и первой лиге. В том числе Петухов, Малафеев, Березовский, Панов, Егонин, Бобров и другие. — Скажите, почему из "Зенита" вы ушли в детский футбол. — Прежде всего, это мой характер. Я считаю, что если ты . матча, когда ничего уже не решалось. Уже из этих подленьких поступков мне стало ясно, что моя участь решена, что и случилось по окончанию этого сезона. - И что дальше? - Какое-то время мне потребовалось, чтобы уйти от этой нервотрепки, а затем перешел работать в футбольную школу
"Зенит", в класс, который считался самым неперспективным в школе. - Но сейчас так уже не скажешь о команде, которая недавно победила в кубке города "Смену" - чемпионов России и сегодня ей не проиграла и была близка к выигрышу. — Как Вам удалось переломить ситуацию? — Этот результат я считаю предварительным и отношу к — Виталий Васильевич, мало кто знает, что Вы были — Да. Хорошо помню тот, пока мой главный, успех. С — Но, тем не менее, вы обыграли таких записных московских грандов, как ЦСКА, ТОРПЕДО, ДИНАМО. — Эту победу я также разделяю с Владимиром Павловичем. лишнее напряжение и они буквально рвались в бой показать то, на что они способны и буквально разорвали по кускам своих соперников в хорошем, футбольном смысле этого слова. Достаточно сказать, что за весь турнир не было ни одной желтой карточки. — Я также слышал, что вы удачно два сезона поработали — Былодело. Лепехин, кстати, оттуда мной рекомендован — Я слышал, что Вы в прошлом году (имеется в вижу 2001 — Эту историю больно вспоминать, но все же "из песни — Что же произошло? —Как и было предварительно оговорено с С.В.Ломакиным, я возвратился в Динамо, для того чтобы вывести его в "Премьер лигу" в течение одного сезона. Было три сбора за рубежом, на которых было просмотрено несколько десятков человек и составлена команда, с которой можно было работать. У меня никакого сомнения, что при той технологии, которую мы выработали с Владимиром Павловичем команда будет также успешно выступать, как и в прошлом году. Но в результате интриг,
о чем я не буду распространяться, вначале я вынужден был уйти из команды, а затем и Ломакин после первого же матча. Футболисты ведь все это видели и им перед первым матчем было не по себе. — И что же? — Опять вернулся в детский футбол в ту же, уже ставшею — Как там дела? — Слава богу, в школе мне полностью дают творческую — В чем ВЫ видите главную причину неудач нашего Виталий Лебедев: — Главная причина - отсутствие грамотных тренерских показывает, что самые выдающиеся тренеры, как правило, не были такими же выдающимися футболистами. Примеров здесь не перечесть и приводить их не буду. Главным качеством тренера является разносторонность его личности, что и определяет его авторитет среди игроков. Про большинство наших тренеров этого не скажешь. Да и откуда быть этой разносторонности, когда вся жизнь прошла в тренировках, сборах, соревнованиях. Поэтому, как верно было сказано: "Кадры решают всё". Владимир Багрунов, психолог: — Всё то, что сказал Виталий Васильевич Лебедев, совершенно верно. Мне бы хотелось посмотреть на этот вопрос с более общих позиций, увидеть причины этой кадровой политики. Начну с самых основ. Наукой установлено наличие двух основных типов систем: открытые и закрытые. Открытые -это те, которые постоянно связаны с внешней средой и реагируют на её изменение. Закрытые - это те, про которые говорят, что они "варятся в собственном соку". Характерный пример открытой системы ручей, река, море. Пример закрытой системы - болото - бывшее озеро, не имевшее подпитки от ручьев и рек и постепенно превращающееся в зловонную лужу. Эти примеры показывают, что закрытые системы обречены на самоуничтожение, а открытым системам эта учесть не грозит. Наш отечественный футбол - типичный пример закрытой системы. Про такие системы говорят, что это государство в государстве. Поэтому психологической науке в футболе нет места. Положение в футболе - это слепок с нашего общества более 70 лет являвшегося типичным примером закрытой системы. Цифра определяла жизнь отдельного человека, первичного производственного коллектива, цеха, завода и т.д. вплоть до целой страны. Это все не могло не отразиться на коренных свойствах психики советского человека и все это мы пожинаем по сей день. Любая смелая идея не находит отклика в нашем обществе. Мною на собственной шкуре это проверено многократно. Самый свежий пример. В 1994 году мною была сформулирована новая гипотеза формирования звука человеческого голоса имеющая широкий практический выход,
в том числе и в спорт. Об этом писалось в газетах, журналах, неоднократно говорилось по радио и показывалось по телевидению. Внедрение идеи не требует никаких материальных затрат. Ваш голос с помощью простейшей методики доступной для любого школьника становится органом, положительные свойства которого просто фантастичны. Имеются многочисленные практические подтверждения и мощное теоретическое обоснование сказанного. Однако, вероятно, только по тому, что у меня кандидатская, а не докторская степень - все это не воспринимается. Подводя итог сказанному можно резюмировать, что пора уже нашему обществу не на словах, а щ деле становится открытой системой. И начинать надо с футбола. Сейчас в футбольном руководстве нашей страны обсуждается вопрос о главном тренере сборной России. Этот чемпионат мира еще раз доказал, что лучшие тренеры получаются не из высококлассных игроков. В первую очередь это общий культурный уровень, что является главным фактором в успехе тренера, и который за редким исключением более низкий у бывших высококласных игроков (при интенсивности современной футбольной жизни просто нет сил и времени заняться работой над собой). Не надо сбрасывать со счетов и то, что бывший игрок высокого класса за свою футбольную карьеру получает от 1000 до 3000 сильных ударов мячом по голове. Ясно, что психика в этом случае, как и у боксера не может быть не деформированной. В советском футболе тренеры-личности были, но их можно перечислить только на пальцах. Это Аркадьев, Качалин, Бесков, Маслов, Симонян, Елисеев, Садырин и сейчас Газаев. Все они высококультурные образованные люди. О Бескове, Садырине и Газзаеве я уже писал. Сейчас несколько слов хочется сказать о Елисееве, два года назад покинувшим этот мир. Как тренера его все хорошо знают. Но мало, кто знает, что это был образованнейший и гармонично развитый человек. Он прекрасно рисовал. Через своего ученика Виталия Васильевича Лебедева он мне подарил на мой день рождения акварельную работу, которая ничуть не уступает картинам профессиональных художников. В свои 80 лет он импровизировал на пианино, был жизнерадостным человеком и живо интересовался текущими событиями. На этом чемпионате в тренерских дуэлях тренеры, в прошлом великие футболисты проиграли тренерам, неизвестным в прошлом футболистам. Тренер сборной Испании Камоччо, великий в прошлом футболист, но ничем не прявивший себя, как тренер и после чемпионата уволенный. Тренер сборной Кореи Гус Хиддинг, ранее неизвестный игрок, за короткое время сумел сделать, как говорится "из ничего" высококлассную команду и после чемпионата стал самым популярным человеков в Корее. Швед Эриксон, неизвестный футболист, но великий тренер был приглашен на родину футбола в Англию готовить сборную к чемпионату. Команда достойно сыграла на чемпионате, проиграв только будущим чемпионам мира бразильцам. Это ли не доказательства вышесказанного. Наиболее ярко все это выразилось в финальном матче. В прошлом выдающегося игрока и ныне тренера Руди Феллера (Германия) обыграл Луис Фелипе Сколари (Бразилия) - выдающийся тренер, но в прошлом никому не известный футболист. Вывод:высококлассные тренеры из бывших высококлассных игроков являются исключением. 134
Заключение Подведем итоги. В книге мне хотелось убедить читателя в том, что механистический подход в любом деле приводит совсем не к тому результату, на который рассчитывает идущий по этому пути. Это касается и голоса и футбола, да и в целом жизни. Механистический подход лишь дает иллюзию результата. Педагогам от футбола, а особенно управленцам все время кажется, что вот-вот и результат будет достигнут: надо побольше упражняться, проявить волю, работать, работать и работать. В итоге, психика игрока не выдерживает, и начинаются конфликты и срывы. Это мы видим из года в год. Такая же картина в пении: десятки лет тратятся на изучение и практику различного рода механических приемов, но петь так, как пел Шаляпин, который никогда этим не занимался, никто не стал. Предложенная в самоучителе методика не только работает на голос, но, что не менее важно, она с помощью простых приемов настраивает психику на истинно природный режим работы. Происходит освобождение от механистической зашоренности. Когда это происходит, то сразу становится очевидным пагубность механицизма и великое преимущество творческого начала, живущего в каждом из нас. Все это многие испытали на собственном опыте в Международной Психоакустической Шаляпинской Школе "Багратид" после того, как овладели методикой восстановления природной постановки голоса, основанная на раскрытии тайны феномена Шаляпина. Желающих лично убедиться в этом приглашаем пройти очное обучение.Напоминаю, что методика общедоступна, не требует предварительных знаний и навыков и основана на выдвинутой в 1994 году гипотезе, согласно которой звук человеческого голоса порождается бронхиальной системой человека (как и во всем животном мире), а не связками, как это полагали до сих пор. За восемь лет работы в Международном психоакустическом шаляпинском центре развития голоса "Багратид" обучено более 300 человек, среди которых политические и общественные деятели, бизнесмены, преподаватели, студенты и школьники. Установлено, что: 1. Каждый из Вас является обладателем фантастического по своим возможностям голоса, над которым природа трудилась сотни миллионов лет и который восстанавливается благодаря уникальной по эффективности методики, основанной на раскрытии тайны феномена Шаляпина. 2.Улучшается жизненный тонус, коммуникативные способности и многое другое. Пройдя курс обучения, Вы откроете широкие возможности для своего профессионального и личного роста. О работе Центра докладывалось на международных научных форумах, она освещалась в научной и популярной печати, в средствах массовой коммуникации (газеты, журналы), на радио СПб, телевидении (каналы ОРТ, РТР, ТНТ). Существуют самые разнообразные программы от начинающих до профессионалов. Телефон: 113-7847 E-mail: voice@bagratid.com
|