Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Феноменология Э. Гуссерля.




Феномен – это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе­номенология – это учение о сознании, о феноменах и их смыс­лах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль.

Феноменологию иногда характеризуют как разновид­ность интуитивизма, поскольку предметом философского познания Э. Гуссерль считает чистые сущности, интуитив­но усматриваемые в потоке сознания. Предшествующую философию немецкий философ называет наивной, ее ос­новные идеи складываются в результате естественной ус­тановки сознания, которая должна быть преодолена в феноменологии. Естественная установка - направленность сознания вовне, должна быть изменена на феноменологи­ческую, в результате которой сознание обратится к самому себе. Способом изменения естественной установки Э. Гус­серль считает особый метод - феноменологическую ре­дукцию. В результате феноменологической редукции со­знание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается к собственным чистым структу­рам. Обнаруживаемое в результате феноменологической редукции чистое сознание конституирует мир смыслов.

Основным свойством чистого сознания Э. Гуссерль счи­тает интенциональность - направленность сознания на объект. Со­знание никогда не является «пустым», оно всегда есть «со­знание о чем-то». Не следует понимать интенциональность как направленность сознания на внешний мир и путать с естественной установкой. Интенциональными предметностями сознания выступают его собственные структуры, эти предметности идеальны, а не физичны.

В поздних работах Э. Гуссерль вводит понятие жизнен­ного мира - универсального поля дорефлексивных струк­тур, служащих фоном и почвой для чистого сознания и шире - предпосылкой любой культурной деятельности человека. Жизненный мир интерсубъективен, это бытие вместе с другими, первичное по отношению к самосозна­ющему чистому «я». В поздних работах Э. Гуссерля цент­ральной темой становится тема кризиса европейской науки и философии. Причиной кризиса немецкий философ называет отрыв философии от собственных основ, забвение своей мировоззренческой природы и неразрывной связи с ценностями. Следствием кризиса философии Э. Гуссерль считает кризис всей западноевропейской культуры.

Сегодня феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе­чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обед­ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про­исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по­нимаем само сознание. Забвение жизненного мира – это резуль­тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре­мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не об­ращают должного внимания на работу сознания. Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб­вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

Феноменологический метод, предложенный Э. Гуссер­лем, стал одним из наиболее широко используемых не только в философии (экзистенциализм, герменевтика), но и в некоторых направлениях социологии, психологии и пси­хиатрии. Феноменология является последней философской системой XX в., после которой западное философствова­ние утратило систематичность.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты