КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КАКОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ В ТЕОРИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ?
Во всех обществах поведение человека не всегда укладывается в рамках социальных норм. Часто его поступки и модели поведения не соответствуют социальным ожиданиям, тому, что другие рассматривают как допустимое поведение. Такое поведение принято называть отклоняющимся, или девиантным(от латинского deviatio – отклонение).Девиация– это отклоняющееся и вступающее в противоречие с общепринятыми нормами поведение, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое. Когда в социологии говорят о девиации, то чаще всего имеют в виду его оценочное определение. Различают негативноеотклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и позитивные отклонения, к которым относят различные формы социального творчества. А последнее, как форма новаторства неразрывно связано с нарушением существующих норм, типов деятельности (вспомним гонения властных структур на художников, музыкантов, литераторов времен СССР, чье искусство не отвечало принципам социалистического реализма). Этот пример показывает, что общество само решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Тем более что сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия, одобряемые в одних обществах, являются недопустимыми в других (сравните положение женщины в христианских и мусульманских странах). Таким образом, можно говорить об относительности девиации, причина которого в неопределенности социальных ожиданий. С точки зрения общественной морали сквернословие, несомненно, девиация, а с точки зрения культуры определенных (чаще всего маргинальных) групп использование ненормативной лексики - норма. Это вовсе не означает, что такие явления, как убийство, кражи, насилие, психические извращения, жестокое обращение с детьми могут быть одобрены в современных обществах. Если под девиацией понимают несоответствие моральным нормам, то поведение людей в приведенных примерах не соответствуют правовым юридическим нормам; оно является уголовно наказуемым деянием. В теории девиации такой тип поведения называется делинквентным. Отклонение от социальной нормы всегда вызывается социальными причинами. Э. Дюркгейм считал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку она способствует осознанию границ дозволенного и побуждает людей к подтверждению своей приверженности моральному порядку. Дюркгейму принадлежит идея аномии(от франц. anomie - беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, в котором часть людей, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или равнодушно и часто перестают их выполнять. Эта проблема, по мнению ученого, порождена переходным состоянием общества – перехода от традиционного, аграрного общества, где господствует коллективное сознание и установлены строгие границы тому, чего законно мог добиваться индивид, к обществу современному, промышленному, где уже подорваны основы коллективного надзора и усиливается свобода и индивидуализм личности. В периоды быстрых общественных изменений, когда возникают новые контрактно - экономические отношения, люди перестают ориентироваться в том, что институционально разрешено, а что нет. Твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения людей размываются. Это сопровождается дестабилизационными процессами, неустойчивостью социальных связей. В такие периоды резко усиливается уровень отклоняющегося поведения. Это состояние социальной аномии и девиации можно без труда проследить на примере постсоветской России. Американский ученый Р. Мертон применил теорию аномии к анализу современной ему Америки. Он выделил два элемента социальной и культурной структуры. Первый связан с определением культурно предписанных целей, общих для всего общества (для Америки, например, такая социально значимая цель – стремление индивидов к высокому материально-денежному успеху). Второй элемент связан с определением социально приемлемых способов достижения этой цели (автор называет их институализированными средствами). Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь почти «предписанной» каждому человеку цели институализированными, правовыми способами. Автор рассматривает пять типов приспособления индивидов к существующим в обществе культурным целям и нормам. Первый тип – конформность – это такой тип приспособления и поведения в обществе, когда для достижения общественно-предписанной цели используются легитимные средства ее достижения. Конформистское поведение является обязательным условием в сохранении стабильности и преемственности в развитии общества. Чем успешнее общество в экономическом развитии, тем более распространен этот тип поведения. Конформность не сопровождается аномией и девиацией. Второй тип приспособления назван Р. Мертоном инновацией. Инновация есть следствие несовпадения элементов ценностно-нормативной структуры общества и институализированных средств достижения цели. Она возникает тогда, когда достижение желаемых целей невозможно реализовать правовыми способами. Мертон говорит, что «обращение к законным способам «добывания денег» ограничено классовой структурой на всех уровнях не полностью открытой для способных людей. Несмотря на широко распространенную идеологию «открытых классов», продвижение к «цели – успеху» является сравнительно редким и значительно затруднено для людей, имеющих формально низкое образование и незначительные экономические ресурсы» Чтобы достичь желаемого, часть этих людей готовы идти на риск и преступления. «Ритуализм». Он связан с отказом от культурных целей при безусловном следовании институциональным нормам; их соблюдение становится почти ритуальным. Этот тип поведения распространен в условиях острого беспокойства индивидов по поводу своего статуса, (к примеру, боязнь увольнения). Один из способов уменьшения этого беспокойства – снижение уровня притязаний, по принципу: «Не ставьте высоких целей - не будет разочарований». Ретритизм – бегство от действительности. Это отказ как от социально-значимых целей, так и от одобряемых норм поведения. К ретритистам Р. Мертон относил алкоголиков, наркоманов, бродяг – т.е. подлинных «чужаков», не разделяющих общие ценностные ориентации и чье поведение не соответствует институализированным нормам. Последняя форма приспособления к существующим в обществе нормам – мятеж. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых обществом, но при этом предлагаются новые цели и нормы, которые устанавливаются исключительно в борьбе. Это наиболее радикальный способ адаптации, когда существующее общество по многим параметрам исчерпало себя – как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.
|