Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



В ЧЕМ СУТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА ?




Читайте также:
  1. I. Повышение управляемости организации при внедрении процессного подхода.
  2. II. Начало процесса исторического развития общества.
  3. II. СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  4. III. Первоначальное возникновение общества.
  5. V. Зрелость человеческого общества. Коммунизм.
  6. V. Объединение в общества и общественно ориентированное действие
  7. V. Семинар. Тема 6. Формирование информационной среды общества
  8. XX съезд КПСС и его значение в жизни общества
  9. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
  10. Аграрные общества

Важное место в представлении общества как системы, а также его периодизации связано с именем К. Маркса, автораформационного подхода. Общественно–экономическая формация это сложившаяся на основе господствующего способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества (все имеющиеся у общества естественные и человеческие ресурсы) и производственные отношения (различные формы собственности на средства производства). Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и различает их.

Помимо способа производства, составляющего, по мнению К. Маркса, реальный базис общества, формация включает в себя и надстройку – прежде всего государство с его юридическими и политическими отношениями и институтами, а также мораль, науку, религию и искусство. Кроме базиса и надстройки формация включает в себя определенную структуру социальных классов, групп и слоев. Маркс понимает под классами такие социальные группы, которые различаются между собой по их отношению к средствам производства. Имеющие средства производства – составляют господствующий класс, как правило, он составляет меньшинство населения, но распоряжается материальными ресурсами общества, эксплуатируя чужой труд. Не имеющие собственности люди составляют класс зависимый, находящийся в прямом или экономическом подчинении от первого. На определенном этапе между этими классами возникает конфликт. Борьба между классами, это, в конечном счете, выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Конфликт разрешается социальной революцией, что приводит к смене формаций. Таким способом К. Маркс объясняет эволюцию общества, когда общество последовательно проходит пять формаций в своем развитии: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

 

КАКОВО СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЙ ДОИНДУСТРИАЛЬНОГО, ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ПОСТИДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА?

 

Во второй половине ХХ века получили широкое признание теории индустриального и постиндустриального общества.

Общество, по мнению авторов теории индустриального общества Р. Арона и У. Ростоу, проходит две стадии – доиндустриальное и индустриальное. Под доиндустриальным (или традиционным) понимается общество с аграрным укладом и преобладающим натуральным хозяйством. Для традиционного общества характерны низкие темпы развития производства, инертность и невосприимчивость к новшествам. Этому обществу соответствует сословные и малоподвижные социальные структуры, традиционные способы социокультурной регуляции – нормы, институты, обычаи считаются незыблемыми. В этом обществе отсутствуют права и свободы личности. Индустриальное общество имеет мощное машинное производство, развитую систему коммуникации и социальной мобильности, основополагающим становится признание прав и свобод человека.



Авторы сформировали ориентиры развитого индустриального общества:

1. В сфере организации производства – частное предпринимательство.

2. В сфере организации обращения – рыночное хозяйство, не обременяющее себя при решении экономических проблем социальной ответственностью.

3. В сфере политических отношений – правовое государство и гражданское общество.

4. В сфере демократии – равномерное распределение исполнительной, законодательной и судебной власти как барьер авторитаризму и тоталитаризму; плюралистическая демократия на основе политического консенсуса социальных групп.



5. В сфере государства – обеспечение закона и порядка, осуществление эффективной социальной политики.

6. В сфере социальной структуры – приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных).

7. В сфере потребления – создание общества потребления

8. В сфере отношений народов и культур – конвергенция (лат. – схождение, сближение) как движение к консенсусу на основе деидеологизации и компромиссов.

 

Одним из основоположников теории постиндустриального обществаявляется Д. Белл. Он утверждает, что в промышленно развитых странах в последней четверти ХХ века формируется постиндустриальное общество. Им сформулированы пять исходных измерений нового общества:

1. Переход от товарного производства к экономике обслуживания.

2. Господствующее положение в обществе класса профессиональных и технических специалистов.

3. Главенствующее значение теоретических знаний как источника новаторства и формулирования политических принципов в обществе.

4. Создание новой «интеллектуальной технологии».

5. Возможность саморазвивающегося технологического роста.

Смена технологического базиса сказывается на всей структуре социальных связей. Основными ресурсами в постиндустриальном обществе становятся знания и информация. Меняется структура занятости, соотношение профессиональных групп. Уменьшается число рабочих, занятых в материальном производстве, возрастает удельный вес людей, занятых в сфере обслуживания. По мнению автора теории, общество может считаться постиндустриальным, если в секторе обслуживания занято более половины всех трудящихся, а суммарная стоимость оказываемых услуг составляет более половины валового продукта страны. Важнейшей переменой в новом обществе следует считать быстрый рост профессиональных и технических специалистов с высшим образованием. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы жизни: промышленную военную, политическую. Новое общество порождает иные системы ценностей, на первое место выдвигаются не знатность происхождения, а знания и личные заслуги человека. Ведущие позиции теперь занимают группы, владеющие собственностью на информацию. В своих действиях люди ориентируются на работу со структурами знания и сигнальными системами, обработку информации, научное прогнозирование. А это, в свою очередь, изменяет само содержание труда, он все больше становится творческим.



 

Теория постиндустриального развития получила дальнейшее развитие в концепции «трех волн» А. Тоффлера. В книге «Третья волна» он выделяет три стадии развития человечества.

Первая волна перемен - сельскохозяйственная цивилизация (до XVII в). Ее основа - земледельческие общества, основанные на «производстве для потребления». Это общество строится на простом разделении труда, сословном делении, авторитарной власти.

Вторая волна перемен – индустриальная цивилизация (до настоящего времени), она основана на «производстве для обмена». Ее технологическая основа – машинное производство, разделение и специализация труда. Произошло повышение уровня жизни людей. Но кризис второй волны связан с отрывом человека от природы, господстве машины над человеком, утратой его индивидуальности.

Третья волна перемен связана с высокотехнологичной и антииндустриальной цивилизацией. Она находится еще в стадии становления. Для обществ «третьей волны» характерны новые информационные технологии, преобладание интеллектуального труда, глобальное реструктурирование мировой экономики на более справедливой и сбалансированной основе, гуманизация всех сфер социальной жизни, создание бесклассового, бесконфликтного и неидеологизированного общества.

Рассмотренные теории представляют общество в эволюции. Каждый новый этап есть продолжение предыдущего, и характеризуется новыми качествами. Человечество в своем развитии поднимается на более высокую ступень развития. Полное процветание общества, достижение этого состояния во всех общественных структурах – вот цель социального прогресса.

 

Однако в рамках традиционного эволюционизма не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ, исчезновение целых цивилизаций. Для объяснения этих процессов исследователи второго подхода к истории общества обращались к причинам, не рассматриваемыми представителями линейного подхода к развитию общества. Этот подход воспринимает историю как совокупность не связанных между собой общественных образований. Вся история человечества есть череда бесконечного повторения одних и тех же процессов и состояний. Поэтому ничего нового внести в историю человечества нельзя. В русле этого подходов выделяют теории циклического развития, представленные, в частности, теорией социокультурной динамики П. Сорокина и теории цивилизационного развития, в которых история предстает как смена и одновременное существование различных цивилизаций.


Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты