КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В первом разделе будет рассмотрена политическая и правовая идеология прав человека, а также история возникновения и эволюция индивидуальных прав и свобод, современные тенденции развития этого феномена в России, Европе и в мире. В силу своей гуманистической направленности, уважительного и бережного отношения к личности категория «прав человека» превратилась в современном мире в универсальное средство определения уровня цивилизованности государства. Представляется очевидным, что общественный прогресс заключается в возрастании степеней свободы индивида. Но такой прогресс возможен только при сознании непреходящей ценности прав человека всеми гражданами, при наличии политической воли правителей и взаимодействии государственной власти и гражданского общества. Социальная ценность прав человека состоит в том, что самой большой ценностью на земле является сам человек и следовательно его права и свободы, в них проявляется уважение человеческой личности, самоценность индивида, приоритет индивидуального над общественным и именно в правах человека концентрируются все политические, экономические, социальные и культурные отношения внутри данного общества. В правах человека находит свое проявление сущность всей политической системы и роль личности в государстве и обществе. Меры осуществления и степень обеспечения прав человека – это показатель социальной зрелости всего государственного организма. Права человека чрезвычайно близки и понятны индивидуальному сознанию: они неразрывно связаны с политическим сознанием, с пониманием человеком своих социальных, экономических, культурных возможностей в обществе. И наоборот: если нет понимания своего места в жизни, своей роли в общественном развитии, не достает чувства самоуважения, то, значит, нет и осознания своих прав. Характерной и в то же время печальной особенностью нашей жизни является пренебрежительное отношение к праву вообще и к правам человека в частности. И если вера в право хоть на донышке нашего сознания еще осталась, то права человека мы зачастую понимаем не так, как остальное человечество. На самом деле социальной ценностью обладает «право» как система норм, но важнее всего естественные «права», и, пожалуй, в этом заключается глубинный смысл правового государства. Наша официальная идеология, охотно присваивавшая ценности и принципы, ей не принадлежавшие, так же легко и обходилась с ними. Многократно утверждалось, что человек – мера всех вещей, и именно он является целью общественного развития, а не средством для этого. Если же исходить из безусловной ценности личности, то свободные граждане свободного государства руководствуются в своей жизнедеятельности естественным правом без каких-либо ограничений. Пределом прав личности может быть только право другого человека. Нормой поведения личности на практике должен стать уже давно провозглашенный принцип: разрешено все, что не запрещено законом. А запрещать следует все меньше и меньше, а государству, стремящемуся быть демократическим и правовым следует, как можно скорее переходить к господству идеи «презумпции благоразумия» человека. ТЕМА 1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТЬ
|