КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.В эпоху средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способствовал Великий Шелковой путь. По китайским источникам использование Великого Шелкового пути на международном уровне началось во II в. до н. э. Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с Византийской империей. Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Все средневековые города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы. Основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб. Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны в XIII-XIVBB. нашествием монголов.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI- нач. XIII вв.) Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в., еще будучи зависимы от Жужанского каганата, они платили ему дань железом. Располагаясь вдоль Великого Шелкового пути, тюрки в VI-IX вв. строили вдоль караванных путей «сардобы» - купольные сооружения над колодцами. С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры «балбалы», которые устанавливались I юрками на местах захоронения знатных людей. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты, опять же на местах захоронения людей. Эти тюркские памятники в стиле «дын» и «балбалы» относятся к доисламскому периоду. В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в Х-ХП вв., в этот период самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. По сведениям М.Каш-I ари в VI в. город Испиджаб носил название Сайрам. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в Х-ХИ вв., только на территории Жетысу найдено более ста средневековых городов. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в Х-ХП вв. В этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников. До прихода ислама в тюркской среде находили место не только тенгрианство, но и другие религии, тому пример - найденные на месте города Суяб буддийские храмы, относящиеся к VII-VIII вв. В Х-ХП вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве Х-ХП вв. на территории Казахстана являлось строительство мечетей. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала, прежде всего, заинтересованность во взаимной торговле. Периодом развития этих взаимоотношений между двумя мирами в средневековом Казахстане были Х-ХП вв. Свидетельством высокого уровня архитектуры Х-ХП вв. являются мавзолеи Бабаджа-хатун (X-XI вв.) и Айша-Биби(Х1-ХП вв.), расположенные близ города Тараз. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII вв. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКСКОГО ПЕРИОДА (VI-XIII вв.) Древние тюрки обладали самостоятельной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Источники сообщают, что посланники Западно-Тюркского каганата доставили в Византию письмо, написанное скифским письмом. Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена «Культегин» и «Тоньюкук» созданные в период Тюркского каганата. Памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт-Ата». В XIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы «Огузнаме». В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись и Кок бори(волку). Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. По погребальным обрядам Х-ХП вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых Востока - Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля, жил в 870-950 гг. Родился он в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке. Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря». История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари «Диуани лугат ат-тюрк». Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» - Ахмед Иугнеки, он призывал людей быть честными и добросердечными. До наших дней дошла его поэма «Дар истины», написанная на тюркском языке. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» он проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм и бичует изворотливых подхалимов. «Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба. Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани.
|