Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.




Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также – как технические сооружения и даже техническая среда. К феноменальным чертам техники относятся также знания, используемые в технике,и различные культурные «тексты», в которых обсуждается техника и техническое поведение людей. В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии, каково влияние техники на человека и природу, каковы перспективы развития и изменения техники. Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания.

ТЕХНОФОБИЯ (греч. techne - мастерство, phobos - страх) - понятие, выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии (Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.). Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как "неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как "вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях "техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение "идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. под воздействием бурного роста техносферы и ее амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ Т. получает широкое распространение в массовом сознании.

 

Техноцизм - выражение некритич. веры в безусловную благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение технич. устройств расширяет сферу влияния техники в соц. жизни, а значит, увеличивает общую сумму благ. В силу ограниченности индивидуального разума мы не можем предвидеть пути развития техники, но она внушает веру в то, что ее развитие ведет человеческое об-во ко всеобщему гармонич. счастью. И задача человека состоит лишь в том, чтобы не мешать самореализации высшего Разума (или научн. знания), лежащего в основе технич. обновления. На определенной стадии технико-индустриального развития происходит замена лозунга его ранней стадии "laisserfaire" (свобода предпринимательства) на лозунг "laisserinnover" (свобода нововведений). Такова техницистскаяутопия эпохи индустриализма, господствовавшая более полутора веков, к-рая во второй половине XX в., когда стало невозможным не замечать вреда, приносимого людям техникой, была дополнена еще одним положением: соц зло, порожденное техникой, стали объяснять ее исторически обусловленным несовершенством слабостями ее конкретных форм. Новый техницизм считает, что наступление гармонич. об-ва гарантировано человечеству развитием техники, но для этого нужно время, поскольку техника развивается через определенные этапы, связанные с такими технико-технологич. нововведениями, к-рые все глубже революционизируют соц. сферу. Различн. социологи-техницисты связывают историч. периодизацию человеческой цивилизации с определенными аспектами техники, такими, как смена орудий труда (Дж. Ленский), средств связи (Г. М. Маклуэн) или источников энергии. Так, развитие об-ва связывается с последовательной сменой мускульной энергии паровой, электрической, атомной. К 80-м гг. стало очевидным, что надежды, возлагавшиеся на развитие атомной энергетики (Р. Фридмен), не оправдались. Сегодня атомная энергетика связывается с уходящей в прошлое эрой супериндустриализма, отмеченной крайне негативным воздействием техники на природу и об-во, а техницистский оптимизм - с рядом др. технич. средств, гл. обр. информационно-коммуникативных. Тем не менее техницизм 80-х гг. все же отличается от своих предыдущих форм (см. Неотехнократизм) . Прямым продолжением техницизма является идеология технократии (см.)

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты