КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие и небытие,формы бытия.Бытие-все реально сущее,мир в целом,все то,что существует:материальное и духовное. Небытие-это исчезновение одной конкретной формы бытия и возникновение другой.
Под бытием вещей «первой природы» понимается существование материальных тел, процессов и состояний, которые имеют естественное происхождение. Это, например, планета Земля и вся Вселенная. Это — моря и океаны, леса и горы, флора и фауна Земли, ее природные ископаемые. Все это принадлежит к классу «первой природы» и существует вне человека и независимо от него. Эта форма бытия представляет собой объективную реальность, которая является первичной по отношению к человеку и его сознанию.Ибо человек сам есть часть природы и его происхождение, жизнь и деятельность без нее попросту невозможна. В отличие от вещей «первой природы», бытие вещей «второй природы» тесным образом связано с деятельностью человека.Вещи «второй природы» - это все, что сотворено человеком и нашло свое материальное воплощение: орудия труда, здания и сооружения, корабли и самолеты, автомобильные и железные дороги,телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации и произведения искусства и т.п. Вещи «второй природы», несомненно, обладают объективностью.Будучи результатом деятельности человека, они существуют вне его сознания и независимо от него. Они живут по своим собственным законам, определяя характер жизнедеятельности человека.Бытие вещей «второй природы» является синтезом природного материала, из которого они сделаны, «опредмеченной» мысли и «опредмеченной» же деятельности человека. Кроме того, бытие этих вещей связано с их целевым назначением: это могут быть предметы труда или средства труда, это могут быть предметы эстетического созерцания или переживания, и т.п. Иначе вещи «второй природы»можно назвать природно-духовно-социальной разновидностью объективной реальности. Бытие человека как природного и социального существа предполагает его существование в мире вещей. Он сам как существо, обладающее физическим телом, представляет, в некотором роде, вещь. Конечно, это особая вещь, обладающая способностью мыслить, «способностью к суждению» (Кант). Эта «двойственность»человека определяет специфику его бытия, которая выражается в следующем. Человек — это, действительно, «мыслящая вещь», которая осознает свое существование именно как существование человека, выделяет себя из остального мира, благодаря тому, что обладает способностью мыслить, давать оценку своим действиям,изменять свое поведение, формировать свое физическое тело и духовный мир. Еще одной специфической особенностью бытия человека является его не абсолютная, как у животного, а относительная зависимость от физического тела. Удовлетворяя те или иные биологические потребности, человек руководствуется при этом определенными социальными нормами и правилами, позволяющими контролировать и регулировать эти потребности.Характерной чертой бытия человека является и то, что он тысячами нитей, связан многочисленными и разнообразными социальными отношениями. Он порожден этими отношениям и, одновременно, является их творцом.Одной из важнейших особенностей человека, отличающих его бытие, является способность к речевой деятельности, обладание языком. Язык — это не только средство общения между людьми.Это еще и способ социализации человека. Вне языка человек теря- ет свою человеческую сущность.Наконец, следует отметить и такую особенность бытия человека, как способность создавать вещи «второй природы»Это придает особый характер бытию человека в том смысле, что эта способность позволяет ему значительно усилить свое влияние на «первую природу», расширить арсенал средств,направленных на переустройство окружающего мира и своего собственного бытия. Третья форма материального бытия — социальное бытие —это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообразующим признаком которой являются экономические отношения. В качестве одной из подсистем социального бытия можно выделить образование, в процессе которого человек во многом формируется как личность, социализируется, нередко впервые вступает в общественные отношения, получает целостное представление о социоприродном бытии.«Образование, — по словам Ясперса, — делает индивида посредством его бытия соучастником в знании целого. Вместо того, чтобы неподвижно пребывать на своем месте, он вступает в мир, и таким образом его существование может быть в своей узости все-таки одушевлено всем. Человек тем решительнее может стать самим собой,чем яснее и наполненнее мир, с которым его собственная действительность составляет единство»'.В последнем замечании Ясперса выражается вполне определенная зависимость человека от бытия-образования, от мира, в кото-рый вступает начинающий свое становление человек. Четвертой формой бытия является духовное бытие, к сфере которого относят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессознательное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принципы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на индивидуализированное духовное бытие и объективировано (интерсубъективное) духовное бытие. Индивидуализированное духовное бытие - это духовное бытие, принадлежащее отдельному человеку. Это - духовный мир индивида, который отражает специфические особенности, неповторимость каждого человека: его психики, поведения, условий жизни и профессиональной деятельности, уровень образования. Объективированное или интерсубъективное духовное бытие представляет собой, коллективное сознание и коллективное бессознательное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм , которые служат средством объективации и передачи духовного опыта .Индивидуализированное духовное бытие содержит в себе частично и интерсубъективное духовное бытие, и, наоборот, интерсубъективное бытие не может существовать вне индивидуализированного духовного бытия. Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии. Категории «материя» и «дух», «сознание» являются предельно широкими понятиями, в силу чего каждая из них нередко определяется через свою противоположность. Обе категории играют значительную роль в философии, так как от их понимания зависит решение многих философских проблем.В последние годы широкое распространение в различных областях деятельности человека получил термин «виртуальная реальность» или «виртуальное бытие». Чаще всего под этим термином понимают созданную с помощью компьютера модель реальности, создающую эффект присутствия в ней человека и позволяющую ему оперировать с воображаемыми объектами. Другими словами, виртуальная реальность есть не что иное, как иллюзорная, воображаемая реальность. Любой объект виртуальной реальности — это объект, являющийся результатом взаимодействия человека и компьютера. Специфическими особенностями виртуальной реальности являются ее порожденность (искусственность), актуальность, автономность и интерактивность. Виртуальное бытие вторично по отношению к объективному миру, к миру материальных вещей. Оно, в этом смысле, является разновидностью субъективной реальности, в которой по-особому предстают, например, пространственно-временные отношения. Время здесь может быть и остановлено, и даже «обращено», повернуто вспять: прошлое переживается человеком как бы заново, с учетом предыдущего опыта.
|