Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Глава 3. Прана и Пранаяма

Читайте также:
  1. III-яя глава: Режим, применяемый к почетным консульским должностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностными лицами.
  2. Вторая глава
  3. Глава 1
  4. Глава 1
  5. Глава 1
  6. Глава 1
  7. Глава 1
  8. Глава 1
  9. ГЛАВА 1
  10. Глава 1

1. Объяснить сущность Праны так же трудно, как объяснить Бога. Прана есть энергия, пропитывающая вселенную на всех уровнях. Это —физическая, ментальная, интеллектуальная, сексуальная, духовная и космическая энергия. Все вибрирующие энергии есть прана. Все физические энергии, такие как тепло, свет, гравитация, магнетизм и электричество, также прана. Это — скрытая или потенциальная энергия, заключенная во всем сущем, раскрывающаяся наиболее полно в случае опасности. Это — источник движущей силы во всяком действии. Это — энергия, которая творит, защищает и разрушает. Сила, энергия, витальность, жизнь и дух — все это формы праны.

2. Согласно Упанишадам, прана есть источник жизни и сознания. Он тождествен истинной Самости (Атману). Прана — это дыхание жизни всех живых существ во вселенной. Они родились и живут благодаря ей, и когда они умирают, их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана — это ось Колеса Жизни. Все имеет свой корень в ней. Она пропитывает дающее жизнь солнце, облака, ветер (вайю), землю (притхви) и все формы материи. Она — сущее (сат) и не-сущее (асат). Она — источник всех знаний. Она — космическая Личность (пуруша) философии Санкхья. И потому она — прибежище для йогина.

3. Прана обычно переводится как дыхание, но это лишь одно из многих ее проявлений в человеческом теле. Если останавливается дыхание, останавливается жизнь. Древние индийские мудрецы знали, что все функции тела представлены пятью видами витальной энергии (прана-вайю). Она известна как прана (здесь этот общий термин обозначает частный случай), апана, самана, удана и вьяна. Это все — отдельные аспекты единой космической энергии (жизненный ветер), первичного принципа бытия всего существующего. Бог един, но мудрецы называют Его множеством имен, и одно из них — Прана.

4. Прана движется в грудной области и контролирует дыхание. Она впитывает витальную атмосферную энергию. Алана движется в нижней части брюшной полости и контролирует выделение мочи, семени и фекалий. Самана поддерживает желудочный огонь, способствующий пищеварению и поддерживающий гармоничное функционирование абдоминальных органов. Она интегрирует в единое целое грубое тело человека. У дана, функционирующая в области горла (фаринкс и ларинкс), контролирует голосовые связки и прием пищи и воздуха. Вьяна заполняет все тело, распределяя энергию, извлекаемую из пищи и дыхания по артериям, венам и нервным волокнам.



5. В процессе пранаямы прана-вайю активизируется направленным внутрь дыханием, а апана-вайю — дыханием, обращенным наружу. Удана поднимает энергию от нижней части позвоночника к мозгу. Вьяна играет основную роль в процессе функ ционирования праны и апаны — роль посредника в переносе энергии от одной части тела к другой.

6. Существует также пять вспомогательных элементов, называемых упа-праны или упа-вайю: нага, курма, крикара, девадатга и дхананджайя. Нага ослабляет давление на абдоминальную полость посредством отрыжки. Курма контролирует движение век с целью защиты глаз от попадания инородных предметов; она также контролирует размер радужной оболочки, регулируя таким образом интенсивность падающего света. Крикара контролирует субс танции, проходящие в носовой и ротовой полости и защищает от попадания инородных предметов посредством капшя и чихания Девадатга вызывает зевоту и нагоняет сон. Дхананджайя порожда ет флегму, дает пищу телу и остается в нем даже после смерти, иногда наполняя труп газами.

7. Согласно Аюрведе, вата, одна из трех склонностей (доша), — это другое название праны. Чарака Самхита объясняет функ ции ваты таким же образом, как йогические тексты объясняют прану. Функционирование праны ощутимо выражается лишь в движениях легких, которые вызывают дыхание, побуждаемые внутренней энергией


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 12; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 2. Ступени Йоги | Дыхательная система. 7. Чтобы дать возможность читателю ясно представить себе, как пранаяма улучшает работу человеческого тела
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты