КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Имре Лакатос(1922-1974). Теория конкурирующих научно-исследовательских программ.Но на самом деле требование, предъявляемое Поппером к научным теориям, никогда не выполнялось (и не может быть выполнено). Если находятся факты, которые противоречат той или иной теории, - от теории не отказываются. Более того: любая из существующих теорий имеет факты, которые она не в состоянии объяснить. С другой стороны, один и тот же факт может найти объяснение в рамках различных теорий. Научная теория, как указывает Лакатос, состоит из некоего концептуального ядра и множества вспомогательных гипотез. Если какой-то факт противоречит теории, всю теорию не отбрасывают, а ищут новую вспомогательную гипотезу (пример: введение дополнительных орбит планет в рамках геоцентрической системы[1]). В принципе, любая теория может объяснить все, она бесконечно живуча. Чтобы от теории отказались, должна существовать как минимум одна иная, альтернативная ей теория (точнее, научно исследовательская программа), которая объясняла бы большее количество явлений, и объясняла бы их более простым, экономичным образом. Таким образом, отношения различных научно-исследовательских программ предстают в интерпретации Лакатоса как нечто подобное отношению видов в живой природе: они борются за выживание. Согласно Лакатосу, одновременно могут сосуществовать две или более научных теории, каждая из которых по своему объясняет весь (или почти весь) универсум явлений.
Работы И. Лакатоса: "Доказательства и опровержения" (1964), "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" (1970). [1] Видимое движение планет по небосводу можно объяснить и исходя из того, что Земля находится в центре системы, для этого нужно ввести дополнительные орбиты планет. Что и сделал, в свое время, Птолемей. ____________________________________________________________________________ Главная работа Томаса Куна(1922-1996) называется «Структура научных революций»[1]. В ней он осмысливает развитие науки, как историю смены парадигм («парадигма» - от греческого «образец»). В роли «образцов» выступают фундаментальные труды ученых (например, «Математические начала натуральной философии» Ньютона, «О вращении небесных сфер» Коперника, или «Начала» Евклида). Период спокойного, поступательного развития науки, сменяется периодом научной революции, когда происходит смена парадигмы, самого образа научной рациональности, периодом, когда пишутся новые образцовые (парадигматические) тексты.
Философия науки в 20-м веке рассматривает развитие науки как реальный процесс. Речь идет не о том, какой наука должна быть, а о том, как она реально функционирует. В частности, учитывается то, что наука – это не просто система идей, а научное сообщество (люди). Люди, например, способны менять убеждения только в молодости, следовательно, темп смены парадигм (или научно-исследовательских программ) подчинен темпу смены поколений.
[1] «Структура научных революций», 1962 г.
|