Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общая характеристика. В теоретическом плане эпоха Просвещения является в значительной мере производной от философии 17-го века (это




В теоретическом плане эпоха Просвещения является в значительной мере производной от философии 17-го века (это, по большому счету – эпоха талантливых, литературно одаренных популяризаторов).

В основе концепций философов Просвещения лежит декартовская онтология, декартовский взгляд на то, как устроена физическая вселенная.

А так же – локковская теория познания[1] (все они – эмпирики).

 

Девиз эпохи можно сформулировать так: «имей мужество пользоваться собственным разумом»[2]: у каждого человека достаточно разума для того, чтобы основывать свое поведение, свою жизненную стратегию на нем. Необходимо сделать так, чтобы на разуме (на самостоятельном размышлении) были основаны убеждения не у горстки интеллектуалов, а у всех людей. Народ нужно «просветить» (и просветители действительно много сделали на этом поприще).

С этой целью предпринимается грандиозный проект: Энциклопедия. Энциклопедий потом (в дальнейшем) будет много, но «Энциклопедия» (с большой буквы) - одна, та, которую написали просветители.

«Энциклопедия наук и ремесел» (под редакцией Дидро и Д Аламбера). Вышло 17 томов статей и 11 томов иллюстраций, теоретические статьи написаны философами, статьи, касающиеся тех, или иных практических вопросов – соответствующими профессионалами. Первое издание – дорогое, с большим количеством иллюстраций, последующие издания дешевле, так, чтобы их была в состоянии купить провинциальная интеллигенция. Энциклопедия, несомненно, оказала большое влияние на общество.

 

Отдельная тема – Просвещение и Французская революция. Одно и то же время – время борьбы с предрассудками, когда европейское человечество стремится избавиться от многовекового груза традиции и построить свою жизнь на разуме и время террора и жестоких диктатур… Ну что тут сказать? Очевидно, утверждать, что французские просветители и Французская революция никак не связаны, будет неверно. Очевидно, что если «имей мужество» и «опирайся только на собственный разум», то всякое может случиться….

 

Мыслители Просвещения – атеисты или деисты[3]. «Деистами» называют себя Вольтер, Руссо. Дидро называет себя то атеистом, то деистом. Ламетри, Гельвеций и Гольбах – атеисты. Что такое «деизм» станет ясно, если рассмотреть философию Вольтера.

 

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ[4])

Вольтер практически каждое свое сочинение начинает с вопроса о Боге. То, что Бог существует, - пишет Вольтер, - является совершенно очевидным. Это ясно следует из опыта. Если мы видим, что какое-то существо (человек, животное) ведет себя разумно, то мы, естественно, приписываем ему разум. Но то же самое умозаключение мы можем проделать и с миром: он устроен разумно и красиво, и самым естественным будет предположить, что ему присуща активная разумная сила.

Надежнее всего, - продолжает Вольтер, - существование Бога доказал Ньютон, сформулировав свои законы природы.

Но что же Вольтер понимает под «Богом»? Разумное активное начало вселенной, внутренне присущее ей (как душа или разум присущи тому или иному конкретному живому существу). Какими-либо антропоморфными чертами, как считает Вольтер, его наделять нельзя. Он не похож на человека (люди так считают по своей глупости и ограниченности). Если бы лошади поклонялись Богу, - пишет Вольтер, - они поклонялись бы лошади.

Бог Вольтера – это скорее не некто, а нечто (разум мира, душа мира, а не некое отдельное существо). Вольтер так же находит бессмысленными рассуждения богословов о бестелесности и внемирности (трансцендентности) Бога. Ведь ничего бестелесного нам на опыте не дано. Бог же на опыте (по Вольтеру) дан: это - тот разумный порядок вселенной, который мы наблюдаем. С точки зрения ортодоксального христианства Вольтер растворяет Бога в чувственно воспринимаемом космосе.

 

И все это сочетается у Вольтера с яростным антиклерикализмом, с жесткой критикой религии как общественного института. Все существующие религии (мировые и не мировые) Вольтер называет «сектами». Нелепо думать, - пишет он, - что Бог предназначил к спасению представителей какой-то одной «секты» (другие же попадут в ад).

Как о величайшем зле Вольтер высказывается о религиозных войнах и религиозном фанатизме. Все атеисты вместе взятые за все время существования государства, - пишет он, - не причинили столько зла, сколько один год религиозной междоусобицы.

Человек религиозный Вольтеру явно не симпатичен. Он, прежде всего, занят исполнением ритуалов и правил. Он склонен ненавидеть того, кто поклоняется Богу иначе, чем он сам. Так что вряд ли у него останутся силы на то, чтобы относиться к другому человеку просто как к человеку (просто помогать ему, например, сочувствовать).

Ну а Бог Вольтера, как ясно из сказанного, не требует никакого поклонения, если, конечно же, не считать поклонением требование поступать разумно.

 

Если существование Бога столь очевидно (или в высшей степени вероятно), то почему на свете так много атеистов? Не по каким-либо теоретическим соображения люди становятся атеистами, - пишет Вольтер, - а потому, что в жизни много зла. Много страдания. Люди страдают (животные тоже), и нельзя понять, для чего, почему. Единственное, что мы можем заметить, - это что хорошие люди обычно страдают больше. В жизни много зла, и поэтому люди предпочитают не верить в Бога, чем верить и предполагать, что он все это допустил.

Как примирить наличие зла в мире с существованием благого Бога? Вольтер это делает так: 1) в мире существует добро (в виде разумно устроенной физической вселенной и в виде морального закона в моем сердце) – следовательно существует Бог; 2) в мире существует зло, - следовательно Бог не всесилен. «Как же, наконец, должен я созерцать Бога? Да как отца, не сумевшего сделать добро всем своим детям» [5].

О зле Вольтер пишет, что, очевидно оно для чего-то необходимо. Невозможно себе представить, чтобы что-то существовало случайно (полагает он). Вот и зло для чего-то нужно, просто мы не знаем для чего. Ничего более конкретного о причинах существования зла Вольтер не говорит.

Согласно Вольтеру, религия не является основанием морали. Наоборот, она человека портит. А моральный закон (или моральное чувство) – это тот «голос Бога», который звучит в человеке, не смотря на все навязанные ему извне обществом установления.

Итак, мы можем сказать, что такое деизм. Деизм – полагание Бога, как разумного и одушевленного начала, присущего материальной вселенной (без его персонификации и антропоморфизации). Деизм не предполагает какого-либо конкретного культа (религии).

 

Вольтер, который считает существование Бога чем-то само собой очевидным, тем не менее, весьма скептически относится к идее бессмертия души.

В вопросе о том, что такое душа, Вольтер опирается на Локка (на локковский эмпиризм). Наша душа, наше «я», как оно нам дано формируется по мере опыта. Мы становимся собой постепенно, с годами мы меняемся. И очень даже может быть, что душа наша начнет разрушаться еще раньше, чем тело.

Вольтер разбирает различные теории, различные варианты ответа на вопрос, что такое душа. И останавливается на самом простом: что души нет вообще. Души не существует, как некой отдельной субстанции, некой самостоятельно существующей сущности.

Эта теория, считает Вольтер, наиболее последовательно согласуется с опытом. Вольтер предлагает толковать «душу», как способность чувствовать и мыслить, присущую некоторым телам. Почему одни тела обладают этой способностью мыслить и чувствовать, а другие нет? Вольтер признается, что на этот вопрос он ответить не в состоянии. Но замечает, что мы не сделаем ситуацию ясней, если допустим существование еще одной субстанции, души (бестелесной, чувствующей и мыслящей сущности, каким-то образом (непонятно каким) связанной с данным телом).

Если душа – способность (чувствовать и мыслить), то нет ничего удивительного в том, что она формируется постепенно. Если же мы будем придерживаться традиционного взгляда на душу как на субстанцию, то нам придется отвечать на вопросы:

а) если душа существовала всегда, то где она провела бесчисленные тысячелетия до вселения в это тело; если человек проживает много жизней, он должен что-то помнить о предыдущих;

б) если душа сотворена Богом, то в какой именно момент? В момент нашего появления на свет? В момент зачатия?

 

Итак, душа - это способность (чувствовать и мыслить) присущая некоторым телам. Поэтому крайне маловероятно, чтобы мы могли жить вечно. Конечно, всесильный Бог мог бы сделать это, - пишет Вольтер. Но для этого ему вовсе не обязательно было создавать некую отдельную субстанцию (душу), достаточно было бы просто воссоздать человека во всей его конкретной телесности. Ну, а насчет того, что это реально происходит, Вольтер пишет: «позвольте мне усомниться!».

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты