Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие и основные черты частного римского права




Термином "римское право" обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).
В римской традиции (начиная с Ульпиана) принято делить право на публичное и частное. Публичное право – это то право, которое относится к статусу Римского государства, а частное право – то, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц".

Для частного права характернее диспозитивный метод регулирования (а для публичного - императивный).
Сфера действия частного права в Риме была весьма широка и включала следующие основные правовые институты: право собственности; другие вещные права; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование; а также исковая защита прав.
В отличие от публичного, римское частное право было широко воспринято (рецепиировано) европейскими средневековыми правовыми системами и лежит в основе современного гражданского права.
Римское частное право не было единой нормативной системой: в нем выделялись цивильное и преторское право, с одной стороны, квиритское право и право народов – с другой.

Цивильное право (ius civile) и преторское право (ius honorarium).
Цивильное право – исторически первая система римского права, основными источниками которой являются законы (начиная с Законов XII таблиц) и сенатус-консульты республиканского периода. Нормы цивильного права, созданные в условиях патриархально-натурального хозяйства раннего периода древнеримской истории, со временем оказались не приспособлены к развивающемуся товарному обороту, наглядно показывали свою пробельность и неприменимость.
Исправить эту ситуацию и было призвано преторское право. Должность городского претора была учреждена в 367г. до н.э. Он имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане, обладал правом imperium (т.е., в частности, имел право издавать общеобязательные эдикты и интердикты). Помимо текущих, претор издавал эдикт на год (т.е. на весь срок своих полномочий). Обычно новый претор сохранял нормы такого постоянного эдикта предыдущего претора, соответствующие жизненным условиям, дополняя их чем-то своим, со временем сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.
Во IIв. юрист Юлиан (по поручению императора Адриана) выработал редакцию "постоянного преторского эдикта" (edictum perpetuum), которая в дальнейшем уже не изменялась и вошла в историю как Юлианов эдикт.
Вместе с тем, преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось "мертвым", в этом проявлялся дуализм римского права.
Например, наряду с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву).
Национальное римское право (ius Quiritium) и право народов (ius gentium).Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, стало необходима правовая система, регулирующая отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевая роль в его создании сыграл претор перегринов (эта магистратура была учреждена в 242г. до н.э.).
Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других народов (прежде всего, финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем, надо понимать, что право народов – не международное право, а римское, распространялось оно, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Деление на квиритское право и право народов – второе проявление дуализма римского права. Это различие утратило смысл в 212г., когда император Каракалла предоставил права гражданства всем свободным римским подданным.
Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты