Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Социально-экономический и государственный строй хеттского общества




Читайте также:
  1. A. осуществляет передачу данных устройствам компьютера.
  2. F06.7 Легкое когнитивное расстройство.
  3. F25 Шизоаффективные расстройства.
  4. F31.7 Биполярное аффективное расстройство, ремиссия.
  5. F41.1 Генерализованное тревожное расстройство.
  6. F60 Специфические расстройства личности.
  7. F60.6 Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности.
  8. F65.6 Множественные расстройства сексуального предпочтения.
  9. F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
  10. F81.0 Специфическое расстройство чтения.

Как видно из сборника хеттских законов, дарственных грамот и других источников, основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство (особенно овцеводство и разведение крупного рогатого скота). В середине II тысячелетия до н. э. не без хурритского влияния развивается коневодство, имевшее прежде всего военное значение. Лошади стоили очень дорого — до 0,3 кг серебра за голову.

Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков — искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Основным продуктом полеводства был ячмень, служивший также мерилом стоимости. Большую роль играло садоводство и виноградство.

О развитии ремесла свидетельствуют законы и другие документы, упоминающие множество ремесленных профессий. Особую роль здесь играла металлургия, сырьем для которой служили медь и постепенно вытесняющая ее бронза.

Главное общественное богатство — земля — принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило своими корнями в доклассовую эпоху. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. На них размещались прикрепленные к выделенным для них участкам мелкие производители — землепользователи плотского типа (в том числе военнопленные и депортированные — арнувала). Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода («дом царя», «дом царицы» и т. д.), центральной администрации («дом дворца»), различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами собственно государственной эксплуатации (не считая храмовую) были саххан — обязательная служба царю, в том числе уплата ему натурального налога, и луцци — трудовая повинность. По-видимому, они распространялись на подавляющую часть населения страны, включая большинство общинников. Положение дел в общинном секторе известно значительно хуже. Здесь, в отличие от государственного сектора, свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.



Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп — сословие «свободных» — входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. К ним относились в первую очередь члены общин коренных хеттских городов. Именно из их среды рекрутировалась в основном хеттская правящая верхушка (особенно ее высшие слои). Второе сословие — «несвободные» — включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. В него входило прежде всего большинство непосредственных производителей, сидящих как на государственной, так и на общинной земле или занятых в ремесле. В то же время, однако, к нему относилось множество должностных лиц (вплоть до высших), для которых сахханом считалась сама служба дворцу или храму. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами» («рабы/слуги царя», «божьи рабы и рабыни»), хотя на деле, конечно, не являлись таковыми. Положение «несвободных» непосредст-венных производителей, стоящих вне общин, было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.



Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Кроме территорий, управлявшихся государством непосредственно, в него входили удельные царства, выкраиваемые для тех или иных царевичей или обособившихся ветвей династии, схожие с ними временные административные образования (также именовавшиеся «царствами»), переданные под чрезвычайное управление крупных сановников, множество вассальных государств, автономных общин и крупных наследственных владений. Система вассально-союзных договоров привязывала все эти образования к хеттской короне. Такое положение дел (сопоставляемое некоторыми исследователями с эпохой феодальной раздробленности) привело к бурному развитию хеттской дипломатии, но не могло обеспечить царям Хатти прочной власти над полузависимыми территориями. Так, желая добиться от всех своих вассалов действительного прибытия на театр войны с Египтом, царь Муваталли перед Кадешской битвой был вынужден раздать им большую часть государственной казны.

Верховную власть представлял «великий царь» (табарна), превосходящий по статусу обычных «царей» (хассу; последним термином, разумеется, мог называться и великий царь). Важную и самостоятельную роль играла царица, впрочем, приобретавшая полноту своего статуса и титул таваннанны лишь по смерти предыдущей таваннанны, матери своего супруга — правящего царя. В Новохеттский период, в связи с общим укреплением царской власти, табарна был наделен особой солярной божественностью и титуловался «Солнцем». Государственности приписывалось сакральное, космическое происхождение.


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 10; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты