Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Просвещение и школа в Московском государстве в ХVI-ХVIIвв.




Рост культуры и просвещения в Русском государстве в XVI в. В начале XVI в. завершилось объединение русских земель под главенством Москвы. После присоединения Казани, Поволжья, Астрахани, Сибири Русское государство оформилось как государство многонациональное при ведущей роли русского народа. Значительно развились в XVI в. ремесло и торговля. Русское государство превратилось в централизованную феодальную монархию.

Экономический и политический рост Русского государства обусловил (особенно во второй половине XVI в.) развитие общерусской культуры и просвещения. Появился ряд публицистических произведений, обсуждавших вопросы управления государством, значительное развитие получило историческое повествование, возникло книгопечатание. Большое распространение получили рукописные хрестоматии, патерики и поучения. Стали появляться в значительном количестве «Азбуковники» — словари, дающие толкование непонятных слов (как зародыш энциклопедических словарей) и «Азбуковники-хрестоматии». В 1596 г. православный священник Лаврентий Зизаний составил грамматику, которая получила значительное распространение. В рукописных списках были распространены грамматика Иоанна Дамаокина и его же «Шестоднев» в переработке Иоанна, экзарха болгарского. Приглашенный в Москву для перевода и исправления богослужебных книг ученый греческий монах Максим Грек в первой половине XVI в. создал группу русских учеников.

Высокообразованными людьми XVI в. были Иван IV, князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, Пересветов и др. Сохранились известия, что Иван IV собрал большую библиотеку, в которой было много книг не только на русском, но и на иностранных языках. Однако культура XVI в. охватывала лишь небольшой слой наиболее зажиточного населения (бояр, дворян и богатых купцов). «Домострой», рисующий хозяйство и быт зажиточной семьи того времени, говорит о главе такой семьи как о человеке грамотном.

Телесные наказания детей (розга) в тот период, конечно, применялись как в Русском государстве, так и в Западной Европе, но не нужно думать, что они были часты и жестоки. Библейские слова «учащай ранами» детей, «сокруши ребро» сыну и т. п. — это больше образные выражения, нежели действительность. «Жезл» как средство наказания в воспитании детей того времени больше играл роль символа и угрозы, нежели применялся на деле.

Потребность в хорошо организованной школе была осознана и в Московской Руси. Там появилась эллино-греческая академия (1687), преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую академию. К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовительных классов. В академии преподавались: богословие, риторика, логика, физика, математика — все это составляло курс философии. В связи с этим было два класса: богословский и философский. Богословы сочиняли проповеди и произносили их на память по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими латинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цицерона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтаксис, грамматика. Сверх этого ученики учили катехизис, славянскую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естествоведения совсем не было. Впрочем, курс Московской, как и Киевской академии, построенный по образцу западных коллегиумов, мало чем отличался от них. И на Западе не было еще общего образования, светские науки и там ценились недостаточно. С течением времени Московская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.).

30. Развитие педагогической мысли в Беларуси в 14-16 вв.

В начале 14 в. княжества Зап. Руси в основном вошли в состав ВКЛ - феодального гос-ва, в котором основную массу населения до Люблинской унии составляли «русские», т.е. белорусы и украинцы, о после нее - белорусы.

Школы на территории Б. в 14-15 вв. обычно возникали в крупных феодальных поместьях, а также в монастырях и городах. Детей учили странствующие учителя. Госуд. языком в ВКЛ был старобелорусский. Многие дети осваивали лишь азы грамотности, язык рукописных книг был перегружен старослав. и греч. словами и значительно отличался от разговорной речи. Первый круг обучения завершался тем, что уч-к умел читать лишь отдельные фразы.

В конце 15 в. в Б. наблюдается заметное развитие образования, распространение письменности, оживление духовной жизни. До нашего времени сохранилось значит, кол-во письменных памятников, первое место среди которых занимают конфессиональные произв-я в виде евангелия, псалтыри и апостола. При тогдашних монастырях и церквах, при дворах крупных феодалов существовали школы, где изучались грамматика, риторика, диалектика, арифме-тика, геометрия, астрономия и музыка. В школах повышенного типа учащиеся знакомились с философией, теологией, языками.

Выдающимся вкладом в развитие бел. к-ры была деятельность Ф. Скорины, бел. издателя, энциклопедиста-просветителя. В 1517 г. в Праге он впервые издает на русском языке 23 книги Библии с комментариями и Псалтырь на славянском. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица. В предисловии и комментариях к Библии С. показывает пути и средства изучения семи свободных иск-в: грамматики, риторики, диалектики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии. Для каждого из предметов он указывает соответствующие книги и разделы Библии. К 7 своб. иск-вам он предлагает добавить изучение истории и добродетельности. Реальные земные потребности ч-ка занимают самое важное место в размышлениях С. Самопознание, изуч-е внутреннего мира ч-ка он считает главным как в интеллектуальной деятельности, так и в моральном совершенствовании. Особо важную роль в истории гос-ва российского сыграл Симеон Полоцкий (1629-1680), ученый, поэт, педагог. Родился в Полоцке, здесь окончил Богоявленскую братскую школу, учился в Киево-Могилянской академии. В 27-летнем получает должность учителя братской школы. В Москве Полоцкий возглавил греко-латинскую Заиконоспасскую школу. Им была основана типография. За 16 лет своей жизни в Москве издал 14 работ, половина из которых - учебно-педагогические и детские книги. В 1687 г. на базе школы Полоцкого была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве. Академия готовила не только духовенство нового типа, но и учащихся для медико-хирургических школ. Полоцкий - первый ч-к в нашей истории, который выдвинул целостную и оригинальную систему пед. взглядов: роль и значение воспитания, семейное восп-е, восп-е примером, воспитывающая роль обуч-я, роль уч-ля и требования к нему. Весь период восп-я делил на 3 7-летия. В первом нужно учить реб-ка родному языку, приучать говорить правду, форм-ть у него доброту, справедливость. Во втором - каждый должен овладеть грамотой, обучаться наукам и ремеслам. Третье 7-летие - гражданское восп-е. необходимо учить мудрости. Больш-во детей поддается восп-ю через пример или словесное внушение. Непокорных детей следует укрощать розгами, что по его представлению никак не вредит здоровью. Главное место в воспит. системе Полоцкого занимает труд, который он рассматривал достаточно широко: как источник богатства, как орудие духовного и умственного развития ч-ка, предохраняющее от пороков, как способ исправления людей.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты