Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Прочитайте текст. Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми




Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся ле­гитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно су­ществовало, люди, находящиеся под господством, должны под­чиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь гос­подствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства, и какие вне­шние средства служат ему опорой?

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблю­дение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авто­ритет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других – ха­ризматическое господство, как его осуществляют пророк, или – в области политического – избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политиче­ский партийный вождь. Наконец, господство в силу «легально­сти», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально создан­ными правилами, то есть ориентации на подчинение при вы­полнении установленных правил – господство в том виде, в ка­ком его осуществляют современный «государственный служа­щий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

Понятно, что в действительности подчинение обусловлива­ют чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды – страха пе­ред местью магических сил или властителя, надежды на поту­стороннее или посюстороннее вознаграждение – и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернемся. Но если пытаться выяснить, на чем основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнешься с указанными тремя ее «чистыми» типами.

(М. Вебер)

С1. Как автор определяет государство? Что, по его мнению, в действительности обуславливает подчинение авторитету?

С2. Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания.

С3. Используя содержание текста и обществоведческие зна­ния, укажите любые четыре внешних средства любого типа гос­подства.

С4. Как тип легитимности влияет на форму государства? Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, выскажите три предположения

С1. 1. Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся ле­гитимным) насилие как средство. 2. подчинение обусловлива­ют чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды – страха пе­ред местью магических сил или властителя, надежды на поту­стороннее или посюстороннее вознаграждение – и вместе с тем самые разнообразные интересы
С2. 1. традиция - авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблю­дение 2. харизма - авто­ритет внеобыденного личного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других 3. легальность - в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально создан­ными правилами, то есть ориентации на подчинение при вы­полнении установленных правил
С3. 1. сила армии и правоохранительных органов 2. общественное мнение 3. СМИ 4. парламент и законотворческий процесс 5. государственный аппарат 6. массовые политические мероприятия
С4. 1. тип легитимности может определить форму правления (традиционная легитимность предполагает, скорее монархию) 2. тип легитимности может определить политический режим (традиционная легитимность – авторитарный режим) 3. тип легитимности может повлиять на форму государственного устройства (традиционная легитимность – скорее – унитарное устройство; рациональная – как унитарное, так и федеративное).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты