КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы становления и характерные черты русской философииФил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли. Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист. А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека. Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в. Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма. Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо. Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного. Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер. Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток. Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха, разработка общинного социализма, признание важной роли экономического фактора в историческом процессе. Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриар на Руси. Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип 60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм. Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский, Мечников).
Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий. Григорьев, Страхов, Дост.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие ─ отрицание гос-ва.
|